Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 10:58, курсовая работа
Проблема преступности несовершеннолетних всегда актуальна для криминологии. Она достаточна специфична - касается судеб подрастающего поколения. От того, как она разрешается в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем и даже более широко - нравственный климат в обществе.
Введение
Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
Детерминанты преступности несовершеннолетних
Личность несовершеннолетнего преступника
а) понятие и общая характеристика личности несовершеннолетнего преступника
б) половозрастные характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления
в) Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников
Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел
Заключение
Список использованных источников
Криминологическое значение
недостатков в деятельности воспитательных
институтов состоит в том, что они, будучи
специально предназначенными для выполнения
функций обучения и воспитания несовершеннолетних,
реализуют их неполно либо не оказывают
необходимого влияния, компенсирующего
недостатки семейного воспитания и противодействующего
негативным воздействиям в среде неформального
общения. В качестве криминологически
значимых проблем школы отмечаются: недостаточное
знание особенностей личности учащихся,
источников отрицательного влияния на
них, педагогические ошибки при использовании
методов воспитания, недооценка различий
«стартовых» (начальных) условий обучения
и недостаточная помощь в их выравнивании,
невнимание к профессиональной ориентации
подростков и юношей и др. Профилактические
резервы педагогических коллективов остаются
нереализованными и потому, что школа
склонна исключать предупреждение правонарушений
из круга своих задач, в том числе и в силу
отсутствия прямого нормативного предписания.
Соответственно педагоги, по общему правилу,
не уделяют должного внимания ранней профилактике
правонарушений, индивидуально-
Исследования правонарушающего поведения несовершеннолетних, продолживших обучение после школы (ПТУ, техникума) показывают19, что отмеченные недостатки характерны и для учебных заведений других типов. Что же касается работающих подростков, то воспитательно-профилактическая деятельность в трудовых коллективах, еще недавно (пусть не во всех случаях) оказывавшая определенное влияние на формирование их личности и поведения, сейчас почти повсеместно свернута. При общем снижении объемов, уровня безвозмездной общественной деятельности, при росте безработицы внепрофессиональные проблемы работающих подростков все в большей степени становятся предметом внимания лишь специализированных (профессиональных) субъектов профилактики.
Отмеченное выше свидетельствует о типичности связей несовершеннолетних правонарущающего поведения с криминогенной средой, об устойчивости таких связей. Преобладающая часть совершивших преступления подростков испытывала негативное воздействие со стороны семьи, в ближайшем бытовом окружении при явной недостаточности компенсирующего и коррегирующего воздействия субъектов общего воспитания и профилактики. Значение этого обстоятельства для профилактики трудно переоценить, поскольку личность и поведение субъекта практически не могут быть устойчиво изменены без воздействия на среду, продолжающую оказывать влияние на несовершеннолетнего в процессе взаимодействия с ним.
Таким образом, подводя
итог разделу, можно сделать вывод
о том, что детерминантами преступности
несовершеннолетних является следующее:
1. Неудовлетворительные условия воспитания
детей в семье. Ежегодно около 50 тыс. граждан
представляются к лишению родительских
прав. Органами МВД взято на учет 113 тыс.
родителей, отрицательно влияющих на поведение
детей (употребляют спиртное и наркотики,
бьют супругов и детей, подают отрицательный
пример). 70% всех детских травм - семейно-бытового
характера. Ежегодно из-за жестокого обращения
кончают жизнь самоубийством порядка
2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс.
детей уходят из семьи, 25-27 тыс. детей становятся
жертвами преступных посягательств, почти
столько же пропадают без вести20.
2. Недостаточная помощь родителям в воспитании
детей со стороны школьных педагогов,
специалистов МВД и общественности. Реформы
педагогической и правоохранительной
систем, инициированные в 1991 г., были ориентированы
на ликвидацию воспитательной функции
школы и профилактической функции милиции.
Жизнь показала ошибочность и порочность
этого курса реформ. Сейчас указанные
функции постепенно восстанавливаются,
однако далеко не во всех регионах удается
сделать это на должном уровне.
3. Низкий уровень воспитательной
работы в школах, неподготовленность
педагогических кадров к проведению эффективной
воспитательной работы с трудными детьми,
неадекватное стимулирование этой деятельности.
4. Распад семей, приводящий к тому, что
ежегодно остается без одного из родителей
500 тыс. детей. Этот процесс усугубляется
ростом ранней смертности родителей, влекущим
рост сиротства. В России примерно 400 тыс.
семей, где дети с одним отцом; примерно
5 млн семей с матерью, без отца (всего семей
в стране около 12 млн). Около 300 тыс. детей,
рожденных вне брака21.
Криминогенность данных процессов обусловлена
тем, что вероятность стать преступником
в неполной семье возрастает почти в 3
раза.
5. Безработица, обнищание семей,
неспособность родителей
6. Приобретение массового
7. Обнищание родительской семьи,
безработица либо неполучение
зарплаты родителями и
8. Начавшие раннюю трудовую
9. Идеологический вакуум после
развала коммунистического
10. Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей — выходцев из различных социальных групп (причем, если среди взрослых вуалирование несправедливости социального распределения облегчается легендами о том, что наиболее богаты те, кто приносит больше пользы обществу, то единственная заслуга обеспеченных детей в том, что их родители богаты — а ничто не оказывает такого сильного криминогенного воздействия, как несправедливость: она рождает зависть, переходящую в ненависть и агрессию, а также нейтрализует нравственные запреты при совершении хищений).
11. Пороки социальной политики
государства, деградация
12. Разрушение сети
3. Личность несовершеннолетнего преступника.
а) Понятие и общая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности22.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, что же такое личность,
если иметь в виду указанные ограничения?
Преступность
Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища. Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведении явление негативизма и бравады.
В нормальных условиях процесс
усвоения моральных и правовых норм
поведения заканчивается в
Личность «трудового»
подростка, прежде всего, характеризуется
низким уровнем социализации и отражает
пробелы и недостатки в трех основных
сферах его воспитания: в семье, в
школе (ПТУ) и на производстве. С другой
стороны, на личность трудного подростка,
как правило, излишне большое влияние
оказывает особая сфера — улица, двор,
«уличная группа с отрицательной направленностью».
Под трудновоспитуемостью, прежде всего,
понимают негативизм и сопротивление
педагогическим воздействиям, которое
может быть обусловлено самыми разнообразными
причинами, далеко выходящими за рамки
педагогической и социальной запущенности.
В процессе развития ребенок переживает определенные кризисные периоды, характеризующиеся качественно новыми скачками в развитии его психики и организма, приводящие к формированию определенных психологических новообразований.
В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника. Успех профилактической деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника. Можно было бы избежать многих ошибок, если бы практические органы в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни или иные влияния на нее. Это в полной мере относится к несовершеннолетним преступникам.
Главное при рассмотрении
личности несовершеннолетнего
Возрастное изменение личности не является причиной и не увязывается однозначно с динамикой основных жизненных отношений. Сохранность основных жизненных отношений сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств. Кроме хронологического возраста, различают психологический, педагогический и физический возраст, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Вообще, “так называемого среднестатистического возраста реально не существует...
Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности. Г.М.Миньковский предостерегает от возведения общевозрастных свойств несовершеннолетних в степень криминогенных25.