Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:07, контрольная работа
Предупреждение преступности — это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений.
Некоторые авторы предлагают для обозначения такой деятельности термин «предупреждение преступлений» (указывая, что не может быть предупреждено уже существующее явление), однако устоявшимся в теории и употребляющимся в большинстве работ является термин «предупреждение преступности»
Понятие и система мер предупреждения преступности 3
Объекты предупреждения преступности 12
Субъекты предупреждения преступности 14
Деятельность прокуратуры предупреждению преступности 18
Деятельность судов по предупреждению преступности 22
Задача №1 27
Задача №2 28
Задача №3 29
Список используемой литературы 32
Предупреждение
преступности — это система мер,
предпринимаемых государственны
Задача №2
Правовая основа предупреждения преступности включает в себя нормы различных отраслей права. Основное значение имеют нормы Конституции РФ, пример ст. 21: «при проведении предупредительных мероприятий недопустимо умаление достоинства личности». Для виктимологической профилактики правовые основы тоже заложены в Конституции РФ: «… права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом».
Уголовное право в свою очередь определяется круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности и весь процесс исполнения наказаний, который регулируется уголовно-исполнительным правом, способствует предупреждению преступности. Так же им регулируется предупреждение рецидива преступлений, регулируя порядок освобождения из мест лишения свободы, административный надзор за освобождёнными.
Уголовно-процессуальный закон, определяя общую задачу предупреждения преступности, устанавливает конкретные процессуальные меры предупредительного характера в виде представлений органа дознания, следователя, прокурора, частных определений (постановлений) суда. Административно-правовые средства борьбы с пьянством, наркотизмом, проституцией, нарушениями правил торговли, посягательствами на права потребителей, экологическими правонарушениями, тоже составляют правовую основу.
Из
выше сказанного следует, что Конституция
РФ, уголовный, уголовно-исполнительный,
уголовно-процессуальный кодексы РФ
и кодекс об административных правонарушениях,
несут основную правовую нагрузку в
юридическом упорядочивании процесса.
Также следует отметить нормы
гражданского, семейного, финансового,
земельного и других кодексов. К
примеру в гражданском кодексе
есть нормы, которые предусматривают
ограничение дееспособности граждан,
злоупотребляющих спиртными напитками
или наркотическими средствами, в
семейном кодексе нормы по лишения и ограничения
родительских прав – порядок, основания,
последствия.
Задача №3
Сейчас
в России наблюдается процесс
омоложения преступной уголовно наказуемого
поведения несовершеннолетних. Четырнадцатилетними
совершается гораздо больше преступлений,
чем к примеру
Для
тех подростков, которые остались
в более или менее
Требуется активизация работы институтов общесоциального предупреждения (таких, как государственные муниципальные и частные образовательные учреждения, отделы по делам семьи и детей, комитеты по делам молодежи, служба занятости и социальной защиты), а также структур, соориентированных на первичное специальное предупреждение правонарушений подростков (социально-реабилитационной службы, кризисных центров, занимающихся проблемами семейного насилия, помощи их детям, оставшимся без попечения родителей, коррекционных воспитательно-образовательных учреждений открытого типа, приютов, объединений родителей по месту жительства и учебы детей).
В системе органов и учреждений, центральным звеном, занятым профилактикой правонарушений подростков, должны стать комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно положению о комиссиях к их ведению также относятся:
а) устройство и охрана прав несовершеннолетних;
б) рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних;
в) осуществление государственного контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях МВД, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждениях.
Элементы предупреждения преступности несовершеннолетних:
1) Основную роль в деле предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних играют специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаваемые в структуре органов социальной защиты населения. Эта же цель реализуется деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений (СУВУ) органов образования для детей и подростков с девиантным поведением. В соответствии со ст. 11 ФЗ» Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , комиссии по делам несовершеннолетних (далее - КДН), образуемые органами местного самоуправления, являются одним из основных институтов, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних. Основная задача КДН – предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий этой возрастной группы населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних и их законных представителей. На практике основное время в работе КДН уделяется рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, подготовке материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, рассмотрению представлений органов образования об исключении несовершеннолетних из учреждения общего образования.
2) Системой органов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы социальной защиты– это территориальные центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Главная особенность этих органов заключается в том, что они в большей степени нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В эту работу входит и бесплатное оказание социальных услуг, тесное сотрудничество с семьей, помощь в организации досуга несовершеннолетних и т.д.
3) Система профилактики являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений заключается в том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации преимущественно на “стационарной” основе. К таким учреждениям относятся а) социально-реабилитационные центры, б) социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей, в) центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей.
4) учреждения
образования и органы управления образованием.
К компетенции этих институтов относится:
введение и реализация методик, направленных
на формирование законопослушного поведения;
проведение комплексных психолого-медико-
5) Органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции они участвуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Основными задачами органов по делам молодежи является координация деятельности молодежных организаций, оказание им финансовой поддержки на конкурсной основе .
6) Органы управления и учреждений здравоохранения - в последнее время становится все более существенной. В условиях неуклонного роста психических отклонений, алкоголизации и наркотизации, социальная роль оказания психиатрической и наркологической помощи, осуществления лечебно-восстановительного лечения существенно возрастают.
7) Органы и учреждения внутренних дел, среди которых ведущими являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних
8) Органы
опеки и попечительства и органы служб
занятости. Эти элементы профилактики
названы вспомогательными, так как их
деятельность в профилактике носит преимущественно
распорядительно-контрольный характер,
не связанный с содержательной работой
с несовершеннолетним и (или) его семьей.
Список используемой литературы