Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:19, реферат
Эвтаназия буквально означает «хорошую, легкую смерть» (от греческого eu - хороший и thanatos - смерть). В литературе можно встретить и другие термины: «эйтаназия», «эутаназия», «евтанизия» и другие. Однако в настоящей работе мы будем использовать термин «эвтаназия» как наиболее часто употребляемый в медицинской, философской и юридической литературе.
Содержание
Введение 3
1. Понятие об эвтаназии 4
2. Эвтаназия пассивная и активная 5
3. Эвтаназия или нет? 6
4. Правовые и этические проблемы эвтаназии 8
Заключение 15
Список использованной литератур
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Факультет
дошкольного и начального образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Биоэтика»
на тему:
«Правовые и этические проблемы эвтаназии»
Подготовила:
студентка 5 курса
группы НКг-107
Анненкова И.М.
Проверил:
доц.
Белоусов П.А.
Владимир 2011
Содержание
Введение 3
1. Понятие об эвтаназии 4
2. Эвтаназия пассивная и активная 5
3. Эвтаназия или нет? 6
4. Правовые и этические проблемы эвтаназии 8
Заключение 15
Список
использованной литературы 16
Эвтаназия буквально означает «хорошую, легкую смерть» (от греческого eu - хороший и thanatos - смерть). В литературе можно встретить и другие термины: «эйтаназия», «эутаназия», «евтанизия» и другие. Однако в настоящей работе мы будем использовать термин «эвтаназия» как наиболее часто употребляемый в медицинской, философской и юридической литературе.
В
последние годы как в России, так
и за ее пределами оживились споры
по поводу допустимости, оправданности,
этичности эвтаназии и даже ее
законодательного закрепления («легализации»).
Толчком к дискуссиями
К сожалению, в российской юридической литературе проблемы эвтаназии до последнего времени не получали должного освещения. Как справедливо заметил М.И. Ковалев, «сама тема смерти считалась в рамках того общества, которые мы строили». В течении долгого времени не публиковалась статистика не только самоубийств, но и убийств. Проблемы эвтаназии, имеющей множество аспектов – медико-биологических, правовых, нравственно-этических, религиозных и других, - особенно обострились в последние десятилетия, когда медицина достигла не виданных ранее высот, человек в его противостоянии смерти добился больших успехов в области реаниматологии и трансплантологии, были освоены новые методики жизнеобеспечения и реабилитации коматозных больных, уточнены критерии наступления смерти человека. Одновременно с этим началось переосмысление многих правовых положений и научных концепций.
Проблема
эвтаназии порождает
Анализ обозначенных проблем предполагает определение понятия эвтаназии. В медицинской, философской и правовой литературе она определяется по-разному: «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие» (М.И. Ковалев); «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий» (А. И. Коробеев); «сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий» (И.В. Силуянова). Ни одно из приведенных определений нельзя признать исчерпывающими, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации эвтаназии. Первое определение не позволяет ограничить эвтаназию от самоубийства. Совершаемого без участия другого лица. Второе не учитывает случаи, когда больной не в состоянии высказать свою просьбу (находится в коматозном состоянии). Третье определение содержит указание на действие, приводящее к смертельному исходу, и не охватывает случаи сознательного бездействия врача, имеющего целью не препятствовать естественному ходу событий и наступлению смерти пациента. Ни в одном из определений не говориться о субъекте, осуществляющем эвтаназию. Представляется, что таким субъектом может быть только медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра). Если же соответствующие действия (бездействие) осуществляют иные лица, например, родственники больного, то эти случаи следует рассматривать не с позиций эвтаназии, а с позиций более широкого понятия – согласия потерпевшего на причинение вреда.
Итак, эвтаназию можно определить следующим образом: это умышленные действия или бездействие медицинского работника, осуществляемые в соответствии явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя, с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть. Понятие «информированный больной», употребляемое в международно-правовых документах в области здравоохранения, означает такого пациента, который осведомлен о состоянии своего здоровья и диагнозе, прогнозе развития заболевания и последствиях того или иного лечения, либо отказа от него.
Различают пассивную и активную эвтаназию. Пассивная – это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не назначается. Пассивная эвтаназия означает недопустимость использования для сохранения жизни больного экстраординарных и чрезвычайных средств, если он не хочет их применения. Она также предполагает прекращение дальнейшего лечения, за исключением того, которое уменьшает боль, - в этих случаях по желанию пациента должны быть прекращены даже внутревенные вливания, искусственное питание. Нельзя предпринимать попыток воскрешения человека, если его сердце или легкие перестали работать. Если пациент хочет выписаться из больницы для того, чтобы умереть дома, то ему это разрешается.
Активной эвтаназией называется эвтаназия, когда пациент требует специальных средств для ускорения смерти. Под активной эвтаназией (или как ее еще называют "метод наполненного шприца") понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.
И в том, и в другом случае ключевым моментом является ''просьба больного''. То есть эвтаназия – дело сугубо добровольное, так как недобровольная эвтаназия с юридической точки зрения есть самое настоящее умышленное убийство.
Однако грань между активной эвтаназией и убийством тоже очень тонка. Именно поэтому право человека на ''хорошую смерть'' при непосредственном участии врача является предметом самых ожесточенных дискуссий.
Тем не менее, активная эвтаназия разрешена в Голландии и Бельгии. Парламенты многих других европейских государств также готовы рассмотреть подобные законопроекты.
Активная эвтаназия – это преднамеренное действие с целью прервать жизнь пациента.
Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:
1)
"Убийство из милосердия" –
происходит в тех случаях,
2) "Самоубийство, ассистируемое врачом" – происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.
3) Собственно активная эвтаназия – может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.
Об эвтаназии речь идет лишь тогда, когда мы имеем дело с преднамеренным убийством. В одном случае отнимается жизнь у безнадежно, смертельно больного лица – для того, чтобы избавить его от лишних страданий, – либо при помощи прямого вмешательства (напр., инъекции барбитуратов), либо "оставив его умирать", перестав кормить больного. В другом случае лишается жизни новорожденный ребенок с тяжелыми физическими недостатками, когда его прямо убивают или обрекают на верную смерть, прекращая подачу питания и основного лечения лишь для того, чтобы не причинять новой боли его родителям. Значит, эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений:
Эвтаназию можно поставить в
ряд различных медицинских
Под эвтаназией понимается не просто легкая, бесполезная смерть, а смерть которая соответствует желанию самого умирающего (либо желанию его родственников и близких, если умирающий безвозвратно потерял сознание) и происходит при содействии (активном или пассивном) медика. Именно этим эвтаназия определяется как контекст медицинской практики, в котором можно обсуждать проблемы эвтаназии, как таковой, и круг непосредственно причастных к ней лиц. Вместе с тем вопросы эвтаназии затрагивают глубинные слои человеческого сознания и фундаментальные ценности общества, чем объясняется острота и сложность дискуссий. Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этическую точки зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления.