"Портрет" насильника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:11, доклад

Описание работы

Проведенные исследования среди лиц, осужденных за сексуальное насилие продемонстрировали, что попытки охарактеризовать социально-психологический «портрет» насильника носят скорее характер традиционно устоявшегося мнения — «хулиган», «безотцовщина», психопатическая личность, делинквентность поведения — в зависимости от научного уровня публикации. Исследование дало возможность получить информацию о социально-психологическом портрете несовершеннолетнего сексуального «насильника», а именно проследить влияние родительской семьи, индивидуальный путь психосексуального развития.

Работа содержит 1 файл

ПОРТРЕТ НАСИЛЬНИКА.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

В общем, выявлено, что среди насильников  преобладают лица, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, имеющие опыт преступного поведения в прошлом. Таким образом, сексуальные насильники имеют многие черты, свойственные деликвентным лицам в целом. Однако, было бы ошибочным «стандартизировать» образ сексуального насильника только на основе этих внешних характеристик.

Анализ  полученных результатов позволяет  выделить еще одну типологическую группу сексуальных насильников. Советский  психиатр А. Свядощ описывает этих мужчин как боязливых, неуверенных в себе, не решительных, не умеющих наладить позитивный контакт с другими взрослыми и часто имеющих нарушения в половой сфере [Свядощ 1991, 91]. Э. Гидденс также подтверждает, что взрослые, вовлеченные в инцест со своими детьми, часто нерешительны, неловки и некомпетентны в общении с другими взрослыми [Гидденс 1999, 384]. Из общей выборки, исследований мною, мужчины - насильники, попадающие под подобные характеристики составляют 33% лиц. Эти лица в прошлом не имели опыта девиантного поведения, и внешне кажется, что данное преступление в их биографии является «случайным». На самом деле, читая фабулы дела, все больше убеждаешься в том, что эти лица, долгое время целенаправленно шли к совершению своего преступного деяния, тщательно скрывая от окружающих свои истинные намерения под законопослушным поведением. Именно в этой группе чаще всего наблюдается латентность сексуальных злоупотреблений, совершаемых в отношении детей. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что данная группа реально включает в себя гораздо большее количество потенциальных и настоящих насильников, нежели это представлено в моем исследовании.

Например, мужчина 42 лет, женатый, в течение 10 лет  тайно совершал развратные действия по отношению  к своей падчерице. Впервые он это сделал, когда девочке было 5 лет  [Архив, 2000].

Интересно отметить, что мужчины, характеризующее  данным образом, большей частью совершают  развратные действия с малолетними  детьми, чаще всего с девочками. Видимо, здесь играет важную роль фактор оценки совершаемого действия со стороны жертвы: маленькая девочка не есть субъект действия, а лишь объект его сексуальных манипуляций. Маленькая девочка не способна оценить его «маскулинность», чего, возможно, насильник опасается, вступая в отношении с взрослыми женщинами. Следовательно, насильник не боится «экспериментировать» со своей жертвой, используя ее только в качестве предмета эксперимента.

К объяснению данной ситуации можно подойти и  с другой стороны. Если исходить из концепции, что мужчина связывает свою сексуальность со своей властью над партнерами и их покорностью [Гидденс 1999, 384], то нетрудно убедиться в этом, изучая факты сексуального насилия, совершаемые над детьми. В течение определенного времени мужчина-насильник полностью контролирует, направляет, регулирует свои действия, независимо от желания и интересов другой стороны, т.е. ребенка. Одним словом, мужчина-насильник используя свою сексуальность, полностью властвует над ребенком, реализуя свои сексуальные фантазии, которые он возможно, не может по тем или иным причинам осуществить с взрослой женщиной.

Мотивы  поведения мужчин-насильников

То, как  сами обвиняемые объясняют мотивы своего преступного поведения, может в  некоторой степени прояснить  некоторые личностные характеристики насильника. Хотя в материалах уголовных дел прямо не указываются причины такого поведения мужчин, эти ответы можно было, выявит, изучив все уголовные дела от начала до конца: показания свидетелей, протоколы допросов насильника и показаний пострадавшей (его), результаты психологической экспертизы и другие материалы дела.

На вопрос следователя и судьи о мотивах, побудивших подсудимого совершить  сексуальное насилие, исключительно  все насильники ссылаются на влияние  внешних обстоятельств, оправдывая, таким образом, свое преступное поведение. Влиянием внешних обстоятельств, при этом обычно выступают плохое настроение вследствие семейно-бытовых трудностей, безработица, безденежье, пьянство, наркомания, результат просмотра порнографических фильмов, некоторые даже ссылаются на нечистую силу, говоря что «черт попутал». Интересно отметить, что чаще всего насильники ссылаются на черта, когда их действия выходят за рамки общепринятой человеческой морали или слишком нелогичны с точки зрения здравого смысла. Например, это чаще всего происходит в случаях насилия над малолетними детьми (двух или более лет).

Часто также звучит обвинение в адрес  потерпевшей стороны. Насильники обвиняют жертв в том, что они себя неправильно  вели, соблазняли их, и поэтому они  не могли совладеть с собой. Логически из данного утверждения вытекает вопрос об отношении насильника к своей жертве. Несомненно, вопрос этот очень интересный и требует серьезного внимания к себе. Поскольку это позволяет рамки документального исследования, мною выяснено, что отношение насильника к жертве зависит от его оценки личности жертвы, которая включает в себя так называемые морально-психологические качества жертвы и ее окружения.

Например, мужчина 36 лет, осужденный за изнасилование 13-летней девочки, большую  часть своей ответственности за преступление переносит на девочку и ее семью. По его мнению, девочка в таком возрасте должна вести себя соответственно скромно и не спровоцировать мужчин на совершение сексуального насилия [Архив, 2000]

Таким образом, нигде я не нашла искреннего признания насильника в том, что он поступил плохо, с позиции морали насильник не чувствует себя виновным, его беспокоит только его дальнейшая судьба. Он испытывает только страх - страх предстоящего наказания.

Информация о работе "Портрет" насильника