Политеческая преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:54, контрольная работа

Описание работы

Тема контрольной работы – «Политическая преступность».

Предмет исследования – характеристика «политической преступности».

Объект исследования – политическая преступность, как общественно опасная форма борьбы правящих или оппозиционных политических элит, партий, групп и отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание.

Цель исследования – исследовать характеристику политической преступности с позиций современного российского законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и классификация политических преступлений.………...…..4
1.1. Понятие политической преступности………………………………………4
1.2. Классификация политических преступлений………………………………5
Глава 2. Причины политической преступности. Личность политического преступника, его типология ..................................................................................9
2.1. Личность политического преступника………………………………….…..9
2.2. Типология личности политического преступника………………………..10
2.3. Факторы политической преступности……………………………………..12
Глава 3. Преступность в политической сфере…………………………………14
Глава 4. Методы борьбы с политической преступностью……………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

политическая преступность.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

     Преступления, совершаемые по политическим мотивам, в зависимости от целей могут быть классифицированы следующим образом:

     - направленные на изменение социальной  и политической системы;

     - направленные на захват власти;

     - направленные на удержание власти;

     - направленные на ослабление политического противника (как внутри государства: на уровне отдельного политического деятеля, политической партии, так и на межгосударственном уровне – как инструмент геополитики). 

     2.2. Типология личности  политического преступника

     В соответствии с классификацией Аристотеля среди политических преступников можно выделить:

     1) патриотов (тех, кто преступной  деятельностью стремится укрепить  отечество, избавить его от  порочной политической системы  или порочных политических деятелей);

     2) врагов государства (тех, чья деятельность направлена на ослабление государственной безопасности, утрату суверенитета, территориальной целостности, причинение экономического ущерба).

     Внутриполитические  преступники существенно отличаются от внешнеполитических.

     В рамках первой группы достаточно продуктивной оказывается типология по характеру мотивации:

     - идеологический тип;

     - религиозный тип;

     - корыстный тип;

     - властный тип (стремящийся к  обладанию властными полномочиями);

     - трусливый тип (изменяющий родине  по трусости).

     В определенной мере эта типология показывает основные направления воздействия на внутриполитическую преступность – идеологические и религиозные меры, политические реформы, профилактика корыстной патологии, развитие духовности общества и социальной нравственности, патриотическое воспитание и морально-психологическая подготовка.

     Внешнеполитических  преступников целесообразно классифицировать по профессиональному и должностному статусу:

     - государственный деятель;

     - военачальник;

     - разведчик (как политический, так  и экономический);

     - диверсант (лицо, организующее или  совершающее разрушения и повреждения  различных объектов в одной  стране в интересах другой);

     - террорист (лицо, специализирующееся  на уничтожении политических  и государственных деятелей, представляющих  опасность для иностранного государства);

     - агент влияния (лицо, занимающее  государственную должность и  использующее должностные полномочия  в пользу другого государства).

     Главным направлением воздействия на политическую преступность государственных деятелей и военачальников следует отнести оптимизацию деятельности международных субъектов воздействия на преступность, развитие системы этих надгосударственных субъектов. Деятельность таких структур, как Организация объединенных наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, международные трибуналы, международные конференции, оказывает определенное влияние на стиль межгосударственных отношений. Однако эффективность их не всегда высока, а решения не всегда согласуются с высшей справедливостью. Сфера политики вообще, а межгосударственной особенно, к сожалению, остается самой невосприимчивой в плане нравственности – право сильного нередко оказывается здесь главным принципом. Соответственно, укрепление обороноспособности страны, развитие Вооруженных Сил и формирование оборонного сознания граждан оказываются теми факторами, которые могут побудить вероятных противников (государственных деятелей и военачальников) воздержаться от агрессивных войн, геноцида или экоцида.

     В основе шпионской, диверсионной, террористической и иной вредительской деятельности, направленной против иностранных государств, чаще всего оказывается мотивационный сплав из идеологических, корыстных и романтических побуждений. Главным направлением воздействия на преступность данного типа является развитие контрразведывательной сети и пресечение преступной деятельности. Оптимальное обеспечение и подготовка работников органов государственной безопасности, поддержка их деятельности народом – важнейшее условие эффективности воздействия на преступность такого рода.11

    • 2.3. Факторы политической  преступности
  •      Можно выделить следующие факторы политической преступности:

         1. Несоответствие государственной  политической системы уровню  социально-экономического и идеологического  развития общества.

         2. Несовершенство законодательства (конституционного, уголовно-правового, уголовно-процессуального, гражданско-правового и т.д.).

         3. Значительный удельный вес социальной  несправедливости в общественно-политическом  устройстве либо неблагоприятная  динамика социальных процессов – увеличение несправедливости.

         4. Ухудшение уровня жизни, рост  безработицы.

         5. Неудовлетворенность значительного  числа граждан государственной  политикой.

         6. Падение авторитета власти или  определенной формы правления,  падение популярности идей здоровой государственности, распространенность космополитизма.

         7. Национальная разобщенность (идеологическая, религиозная, экономическая).

         8. Политическая или экономическая  нестабильность.

         9. Неразвитость политических институтов  выявления и коррекции недостатков и пороков в деятельности органов государственного управления и высших должностных лиц. Прямая или косвенная зависимость различных ветвей власти, надзорных и контролирующих органов от президента страны и правительства.

         10. Несовершенство политических механизмов, позволяющих эффективно разрешать конфликты различных политических сил в рамках конструктивного диалога с пользой для страны.

         11. Противоречия в области межнациональных  отношений.

         12. Пороки и недостатки межнациональной  государственной политики.

         13. Ошибки и просчеты политического руководства, личные недостатки и пороки политических деятелей.

         14. Особенности национальной культуры:

         - низкая политическая культура  россиян позволяет политическим  преступникам склонять людей  к деяниям, направленным во  вред обществу (и им самим), либо к лояльному восприятию этих деяний, либо к безразличию;

         - популярность среди русскоязычной  интеллигенции прозападнических  идей и непопулярность идей  крепкой российской государственности;

         - низкий уровень культуры политической  борьбы, отсутствие традиций разрешения политических противоречий без эксцессов.

         15. Распространенность экстремизма,  популярность в обществе экстремизма  и радикализма.

         16. Ограниченные возможности для  позитивного социального творчества  граждан (в политической, экономической, культурной, спортивной сферах).

         17. Недостатки организации и функционирования  государственной системы воспитания.

         18. Подрывная деятельность зарубежных  государств.

         19. Негативная роль средств массовой  информации в плане дестабилизации  общества, распространении деструктивной идеологии.

         20. Недостатки в деятельности органов  государственной безопасности.

         21. Недостатки идеологического, правового,  кадрового, материального обеспечения  органов государственной безопасности.

      • Глава 3. Преступность в политической сфере
       

           Преступность  в политической сфере – феномен  менее определенный и недостаточно изученный. Основанием для выделения  данного типа преступности является специфика характера и последствий  указанных преступлений. С определенной долей условности этот вид можно назвать преступлениями, влекущими существенные политические последствия.

           Помимо  преступлений, совершенных по политическим мотивам, к данной группе следует  отнести преступления высших должностных  лиц и их ближайшего окружения, которые  имеют особый социальный резонанс. Например, должностные злоупотребления генерального прокурора страны или министра юстиции могут служить основанием для гипотез о порочности всей политической системы общества, не говоря уже о преступлениях президента государства или его родственников.12

           В.В. Лунеев при исследовании криминальных деяний правящей элиты: «Мгновенный  и неоправданный развал Союза  со страшными последствиями для  народов, попытки его насильственного  сохранения, массовые межнациональные  кровавые столкновения, разрушение экономического пространства, беспрецедентное расхищение народного достояния, катастрофическое обнищание народа, интенсивная криминализация всех общественных отношений, включая политические, все это лежит на совести этой части элиты. Нет никаких оснований говорить о ее прямом или косвенном умысле (хотя такие утверждения в печати имеются), но нельзя не видеть в ее действиях должностной самонадеянности и небрежности, которые могут быть преступными».13

           Особая  опасность политической преступности заключается в следующем:

           - во-первых, она сопряжена со значительными  человеческими жертвами;

           - во-вторых, политическая преступность  наносит значительный ущерб государственной  безопасности, причиняет существенный  вред экономическому развитию  общества, подрывает обороноспособность страны;

           - в-третьих, отдельные политические  преступления могут привести  к разрушению государственности,  демографическим и гуманитарным  катастрофам.14

           Глава 4. Методы борьбы с  политической преступностью 

           До  сего времени решение этой проблемы находится в интеллектуальной плоскости. Не исключено, что разработка религиозных и социологических подходов к изучению преступности позволит выработать объективное понятие политического преступления, которое не удастся исказить ни законодательными, ни идеологическими манипуляциями, ни силовым давлением. Без решения этой глобальной проблемы – подчинения политической практики законам нравственности – все меры воздействия на политическую преступность могут носить лишь оперативный, ограниченный характер.

           Государство иногда сравнивают с паровым котлом, находящимся под большим давлением. Политическая преступность ведет к  образованию трещин и дыр в  котле, заклепкой которых занимаются органы государственной безопасности. Эта аналогия достаточно продуктивна. Она показывает основные направления воздействия на политическую преступность в стране:

           - приведение давления в котле  в соответствие с его прочностью;

           - снижение давления (совершенствование  общественных отношений, повышение  уровня удовлетворенности людей);

           - увеличение прочности котла, изготовление  его из особых материалов, не  поддающихся разрывам и коррозии (укрепление государства);

           - оперативная заклепка образовавшихся  дыр (работа органов государственной  безопасности).

           Одна  из статей В.И. Ленина называется «Последний клапан». В ней вождь пролетариата выражает сожаление по поводу того, что царский режим нашел способ уменьшить давление в котле, в результате чего политическая преступность в России пошла на убыль. Чрезмерное увеличение давления в котле (неспособность государства справиться с социальной напряженностью) стала причиной развала царской России. «Коррозия котла» привела к развалу СССР. Интересно, что и царская Россия, и СССР имели хорошо подготовленные и обеспеченные органы государственной безопасности. Упование только на них в воздействии на политическую преступность чревато серьезными негативными последствиями.

           К числу мер воздействия на политическую преступность могут быть отнесены следующие:

           1) Обеспечение диалектического единства  прочности и гибкости политической системы. Это позволит ей, с одной стороны, быть устойчивой по отношению к деструктивным воздействиям. С другой – обеспечит своевременность структурных перемен и политических реформации в соответствии с изменяющимися социальными условиями.

           2) Постоянный анализ государственными  органами уровня удовлетворенности  граждан. Обеспечение роста их  удовлетворенности идеологическими  и экономическими мерами.

           3) Совершенствование межнациональных  отношений, профилактика сепаратизма  и национализма.

           4) Развитие политической культуры, формирование социальных механизмов разрешения политических противоречий в обществе законными способами.

           5) Профилактика экстремизма и радикализма,  жесткое пресечение этих негативных  социальных процессов на ранних  стадиях.

           6) Расширение возможностей конструктивного социального творчества граждан.

           7) Укрепление системы государственной  безопасности, пресечение подрывной  деятельности иностранных государств  и организаций.

           8) Развитие системы государственного  контроля. Создание специальных независимых органов контроля высших государственных должностных лиц.15

           Все указанные меры могут быть эффективны лишь при условии политической зрелости, активности, а в отдельных случаях  – и самоотверженности граждан.

           Не  случайно Аристотель основой безопасности государства считал систему воспитания.

           «Самое  главное из всех указанных нами способствующих сохранению государственного строя  средств, которым ныне все пренебрегают, - это воспитание в духе соответствующего государственного строя. Никакой пользы не принесут самые полезные законы, если граждане не будут приучены к государственному порядку и в духе его воспитаны».16

           Заключение 

           В российской юридической науке нет  общего определения «политическое  преступление», без чего очень сложно говорить о лицах, совершающих подобного рода противоправные деяния. Кроме того, уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления политической направленности, как правило, носят конфиденциальный характер, что затрудняет доступ исследователей к ним. Однако личность политического преступника, в силу специфики мотивации преступного поведения, притягивает не только исследователей, но и представителей средств массовой информации, которые в силу своих творческих возможностей описывают их криминологически значимые характеристики.

           Практическая  потребность в изучении личности политического преступника обусловлена  в первую очередь необходимостью выработки эффективных мер предупредительного воздействия. Объектом такого воздействия  могут выступать как отдельные  лица, так и определенные однородные группы людей, совершившие, замышляющие или подготавливающие политические преступления, в том числе и объединенные в общественные организации, совершившие или стремящиеся совершить политические преступления в будущем. Поэтому проблема изучения личности политического преступника, его типологии и классификации еще длительное время будет оставаться актуальной и значимой, а, следовательно, и притягательной для исследователей в области криминологии, политологии, социологии, психологии и других наук и научных направлений.

           Проблема  политической преступности становится особенно актуальной в настоящее  время, когда данное преступное поведение  используется для получения, сохранения, распределения или утраты власти с использованием демократических  институтов государства и общества. До настоящего момента, проблема политической преступности рассматривалась исключительно в рамках криминологии. Однако политическая преступность – это не только криминологическая, но еще и политическая категория, объясняющая причины использования противоправных (уголовно наказуемых) средств достижения политических целей или их применения в политической сфере жизни общества.

           Список  используемой литературы 

        1. Шабалин  В. А. Политика и преступность // Государство и право, 1994 г.

        2. Шестаков Д.А. Понятие, предмет, система и перспективы криминологии// Криминология. Общая часть: Учебник. // Под ред. В.В. Орехова – СПб., 1992 г.

        3. Кулаков А.Ф. Понятие и основы классификации политической преступности в отечественной политической криминологии // Следователь, 2002 № 12

        4. Криминология: Учебник / под ред. Иншакова С.М. – М.: Юриспруденция, 2000 г.

        5. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М., 1983 г.

        6. Лунеев В.В. Политическая преступность // Государство и право, 1994, № 7

        7. Антонян Ю.М. Личность преступника // Криминология: Учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова – М., 1999 г.

        8. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. – М., 1991 г.

        9. Дьяков  С.В. Государственная преступность // Криминология. Учебник для юридических вузов / под ред. А.И. Долговой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001 г.

        10. Лунеев В.В. Преступность XX века. - М.: 1997 г.

Информация о работе Политеческая преступность