Политеческая преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:54, контрольная работа

Описание работы

Тема контрольной работы – «Политическая преступность».

Предмет исследования – характеристика «политической преступности».

Объект исследования – политическая преступность, как общественно опасная форма борьбы правящих или оппозиционных политических элит, партий, групп и отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание.

Цель исследования – исследовать характеристику политической преступности с позиций современного российского законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и классификация политических преступлений.………...…..4
1.1. Понятие политической преступности………………………………………4
1.2. Классификация политических преступлений………………………………5
Глава 2. Причины политической преступности. Личность политического преступника, его типология ..................................................................................9
2.1. Личность политического преступника………………………………….…..9
2.2. Типология личности политического преступника………………………..10
2.3. Факторы политической преступности……………………………………..12
Глава 3. Преступность в политической сфере…………………………………14
Глава 4. Методы борьбы с политической преступностью……………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

политическая преступность.doc

— 79.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 

По дисциплине: «Криминология» 

На тему: «Политическая преступность» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сыктывкар 2011г. 

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и классификация политических преступлений.………...…..4

1.1. Понятие политической преступности………………………………………4

1.2. Классификация политических преступлений………………………………5

Глава 2. Причины политической преступности. Личность политического преступника, его типология ..................................................................................9

2.1. Личность политического преступника………………………………….…..9

2.2. Типология личности политического преступника………………………..10

2.3. Факторы  политической преступности……………………………………..12

  • Глава 3. Преступность в политической сфере…………………………………14
  • Глава 4. Методы борьбы с политической преступностью……………………16

    Заключение……………………………………………………………………….19

    Список используемой литературы……………………………………………...21 

    Введение 

         Тема  контрольной работы – «Политическая  преступность».

         Предмет исследования – характеристика «политической преступности».

         Объект  исследования – политическая преступность, как общественно опасная форма  борьбы правящих или оппозиционных  политических элит, партий, групп и  отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание.

         Цель исследования – исследовать характеристику политической преступности с позиций современного российского законодательства.

         Актуальность  темы – изучение уголовно-правовых характеристик политической преступности с позиций современного российского  законодательства важно для общества, так как политическая преступность существовала в прошлом нашей страны, распространена она и сейчас. Но по политическим причинам этот вид преступности ранее не рассматривался в криминологическом плане, хотя его общественная опасность намного превосходит тот вред, который наносит вульгарная уголовная преступность, фундаментально изучаемая криминологами.1

         Внутри  отечественной юридической науки  стали формироваться новые частные  научные направления (криминологические  теории), изучающие отдельные виды преступности. К таким развивающимся частным криминологическим теориям, в свое время, была отнесена и политическая криминология, изучающая взаимосвязь и взаимозависимость политики и преступности.2

         Разработкой данного вопроса занимались такие ученые и практики как Г.Н. Горшенков, С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, С.М. Иншаков, П.А. Кабанов, В.В. Лунеев, Л.С. Рубан, В.А. Шабалин.

         Глава 1. Понятие и классификация политических преступлений.

         1.1. Понятие политической преступности.

         В российской юридической науке нет общего определения «политическое преступление». В узком смысле понятием «политическое преступление» охватываются все преступления, совершаемые по политическим мотивам. В широком смысле политические преступления – это все преступления, совершаемые в политической сфере, в области государственного и социального управления. В настоящее время уже существует классификация политических преступлений на властно-антинародные, антигосударственные, античеловеческие.3

         В частности, к антигосударственным  преступлениям относятся:

         - террористический акт (ст. 205 УК  РФ);

         - посягательство на жизнь государственного  или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ);

         - насильственный захват власти  или насильственное удержание  власти (ст. 278 УК РФ);

         - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УКРФ).

         Политическая  преступность многопланова. В узком  смысле этим понятием охватываются преступления, совершаемые по политическим мотивам. В широком – все преступления, совершаемые в политической сфере, в области государственного и социального управления.

         Главным критерием отнесения преступлений к первой группе является политический мотив. Политический мотив как психологический  феномен – явление достаточно сложное и комплексное. Он может  носить:

         - идеологический характер (в основе  лежат представления об общественном  идеале, социальной справедливости, благе государства или социальной  группы);

         - религиозный характер (стремление  к переустройству социума в  соответствии с одной из религиозных  доктрин);

         - характер корысти или иной  личной заинтересованности (карьеризм,  месть, политические амбиции,  властолюбие и т.п.).4

         1.2. Классификация политических  преступлений

         Древнегреческий философ Аристотель выделял две  группы политических преступлений в  зависимости от того, какие цели преследуют преступники – усиление или ослабление государства: «Государственный переворот имеет целью усилить или ослабить государственный строй... Производятся государственные перевороты путем либо насилия, либо обмана, причем к насилию прибегают или непосредственно с самого начала, или применяя принуждение по прошествии некоторого времени. И обман бывает двоякого рода. Иногда, обманув народ, производят переворот с его согласия, а затем по прошествии некоторого времени, насильственным путем захватывают власть, уже против воли народа».5

         Преступления, совершаемые по политическим мотивам, в зависимости от целей могут  быть классифицированы следующим образом:

         - направленные на изменение социальной  и политической системы,

         - направленные на захват власти;

         - направленные на удержание власти;

         - направленные на ослабление политического  противника (как внутри государства:  на уровне отдельного политического  деятеля, политической партии, так  и на межгосударственном уровне  – как инструмент геополитики).

         По  характеру организации преступной деятельности политические преступления, совершаемые в нашей стране, классифицируют на:

         1) совершаемые отдельными гражданами (по международной терминологии  – «инициативная политическая  преступность»);

         2) совершаемые членами политической организации:

         - легальной или нелегальной;

         - расположенной в нашей стране  или за рубежом;

         3) совершаемые должностными лицами  и государственными деятелями:

         - отечественными;

         - иностранными.6

         В целях уяснения понимания политической преступности можно говорить о трех методологических подходах к понятию «политическое преступление»: уголовно-правовом, мотивационном и оценочном.

         Уголовно-правовой подход

         С уголовно-правовой точки зрения к  политическим преступлениям по УК РФ безоговорочно можно отнести лишь некоторые насильственные преступления против основ конституционного строя: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности (ст. 277 УК РФ); насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (ст. 278 УК РФ); вооруженный мятеж в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ (ст. 279 УК РФ).

         Вместе  с тем многие преступления, не относимые  современными исследователями к  политическим, могут совершаться  по политическим мотивам, что имеет  существенное значение для правильной классификации преступления. В частности, глава 19 УК РФ содержит целый ряд преступлений, которые могут быть совершены по политическим мотивам (нарушение равенства прав человека и гражданина; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и др.).

         Мотивационный подход

         Предполагает  политическую мотивацию совершенных  деяний. Он намного шире уголовно-правового, ибо по политическим мотивам могут быть совершены самые различные преступления: против жизни и здоровья (убийства, причинение вреда здоровью и др.); против свободы, чести и достоинства (похищение человека, незаконное лишение свободы и др.); против конституционных прав и свобод человека и гражданина (нарушение равноправия граждан, нарушение неприкосновенности частной жизни и др.); против общественной безопасности (терроризм, массовые беспорядки и др.); против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды и др.); против мира и безопасности человечества (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны). Для уголовно-правовой квалификации перечисленных и иных деяний, которые могут быть совершены по политическим мотивам, содержание мотивации не имеет значения, но оно крайне важно в криминологическом или политологическом аспекте.

         Оценочный подход

         Это оценочное придание политического  значения совершенному преступному деянию не только самим преступником (что охватывается мотивационным подходом), но и жертвой, обществом и государством. Это наиболее широкий и наименее определенный критерий. Он позволяет расценивать в силу соответствующих интересов властей любое деяние в виде политического акта, что распространено в тоталитарных государствах, но от этого не застрахованы и демократические страны. В подобных случаях либо сам режим в силу своих интересов расценивает то или иное деяние как политическое (хотя оно объективно может таковым не являться), либо лицо, преследуемое режимом за совершение какого-либо правонарушения, осознает это как политическую расправу над ним. Оценочный подход широко используется и в качестве политических спекуляций, когда лицо, привлекаемое к уголовной ответственности за реально совершенное преступление, утверждает, что над ним производится политическая расправа. Таким образом, многие политики и государственные деятели, уличенные в коррупции и других должностных преступлениях в своей стране, уезжают в другую страну и оправдывают себя тем, что их якобы преследуют по политическим мотивам, хотя некоторые их противоправные действия вполне очевидны.7

         Глава 2. Причины политической преступности. Личность политического преступника, его типология.

         2.1. Личность политического преступника

         Для того чтобы обратиться к научному осмыслению и объяснению личности политического  преступника, необходимо сначала определиться с содержанием более общего термина  – «личность преступника». Традиционно в отечественной криминологической науке личность преступника рассматривалась как совокупность социально значимых свойств личности, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и обуславливающих ее преступное поведение8.

         При изучении личности политического преступника необходимо обратить внимание в первую очередь на мотивацию ее поведения, поскольку мотивационная сфера является «центром внутренней структуры личности, интегрирующим ее активность», в том числе и криминальную политическую активность 9.

         «Наиболее часто встречающимися мотивами политических преступлений являются недовольство проводимой действующим правительством политикой и обида на органы государственной власти за допущенную несправедливость (мнимую или реальную)».10

    Информация о работе Политеческая преступность