Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:52, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение и анализ криминогенных факторов, влияющих на должностную и коррупционную преступность и меры ее предотвращения.
Задачи:
1. Дать общую характеристику должностной и коррупционной преступности
2. Проанализировать факторы, обуславливающие должностную и коррупционную преступность;
3. Изучить меры предупреждения должностной и коррупционной преступности.
Введение 3
1. Общая характеристика должностной и коррупционной преступности 5
2. Факторы, обуславливающие должностную и коррупционную
преступность 10
3. Меры предупреждения должностной и коррупционной преступности 16
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 20
Среди
специфических факторов, определяющих
состояние коррупции, следует выделить
те из них, которые связаны с
Выделяя
служебную среду в качестве продуцирующего
фактора должностной и
а) условия службы;
б) существующий тип управления;
в)
социально-психологическую
На
должностную и коррупционную
преступность серьезно влияет и существующая
в учреждениях социально-
Большое значение в системе детерминант должностной и коррупционной преступности имеют негативные личностные характеристики самих государственных и иных служащих, особенно учитывая колоссальный рост в стране их количества (только в государственном секторе в настоящее время насчитывается около 1,5 млн чиновников).
Не в полной мере соразмерна установленная законом ответственность лиц, виновных в совершении должностных и коррупционных преступлений, с тяжестью содеянного. Так, за получение и дачу взятки, коммерческий подкуп возможно назначение виновному уголовного наказания в виде штрафа. Иначе определяется ответственность должностных лиц государственного аппарата и даже коммерческих структур большинства западных стран.
Рассмотрим экономические факторы коррупционной преступности. К числу основных экономических факторов рассматриваемого явления в России следует отнести7:
а) экономическую
б) появление достаточно
в) завышенные темпы
г) отсутствие эффективной
д) традиция уравнительного
Политические
факторы коррупционной
а) отчуждение большей части населения от власти, в частности от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое уже само по себе постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;
б) реальная возможность
в) отсутствие эффективного
г) нестабильность
д) расширяющееся
е) непомерно высокая
ж) ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;
з) отсутствие эффективного
Существование специфических правовых причин и условий коррупционной преступности (как обособленной части соответствующего политического комплекса) в значительной степени обусловлено самой природой юридической нормы как общего для всех правила поведения, которая изначально предполагает необходимость предоставления правоприменителю (обычно это государственный или муниципальный служащий) некоторой свободы усмотрения. Чем больше этой свободы, тем шире объективные основания для коррупционных правонарушений. В этой связи, в частности, можно утверждать что особенности действующего законодательства России, объективно способствуют распространению коррупции в системе уголовной юстиции. За право виновного на всесторонний учет свойств его личности при определении меры ответственности за преступление общество платит предоставлением правоприменителю (следователю, прокурору, судье) большей свободы в применении закона9.
К числу таких причин и условий коррупционной преступности следует отнести10:
- отсутствие законодательного
- сохраняющееся господство ведомственного нормативного саморегулирования по отношению к законодательному, препятствующее эффективному контролю за предпосылками коррупции на уровне ведомств;
- почти полное отсутствие
- существование многочисленных
пробелов в законодательстве, регламентирующем
налогообложение
- объективное бессилие законов
вообще в условиях общего
Психологические
причины и условия
- многовековые традиции
- традиционно низкий уровень
солидарности населения с
- относительно низкий уровень правовых знаний взрослого населения, ставящий его в условие повышенной зависимости от государственных служащих;
- психологическая готовность
- крайне низкий, субъективно воспринимаемый риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррумпированного деяния;
- феномен обоюдной вины
Причины и условия коррупции организационного характера13:
- структурная неадекватность правоохранительной системы целям борьбы с коррупцией;
- незначительная практика
- отсутствие сколько-нибудь
- отсутствие федерального и
- отсутствие
- низкая учебно-методическая
- малоэффективный механизм
3. Меры предупреждения
В борьбе с должностной и коррупционной преступностью важное значение имеет предупреждение, т.е. позитивное воздействие на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных лиц.
Мерами такого предупреждения являются14:
совершенствование правовой базы борьбы с должностной и коррупционной преступностью;
совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов;
четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников; предоставление им зарплаты и услуг, обеспечивающих достойный уровень жизни;
совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий;
разработка и реализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и коррупционной преступностью;
осуществление повышенного контроля за доходами и расходами государственных, муниципальных и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения должностных и коррупционных преступлений;
обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей;
повышение уровня правоохранительной деятельности по предупреждению и пресечению фактов совершения должностных и коррупционных преступлений;
совершенствование взаимодействия всех правоохранительных органов в работе по предупреждению и пресечению этих преступлений;
установление
и осуществление
использование средств массовой информации и системы образования, всех институтов гражданского общества для активного содействия осознанию гражданами страны опасности коррупции и тем самым снижения уровня общественной терпимости к ее проявлениям.
Наряду с указанными специально-криминологическими мерами важнейшее значение для предупреждения должностных и коррупционных преступлений имеют устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышение уровня жизни населения, а также эффективная повседневная защита хотя и охраняемых законом, но зачастую нарушаемых государством прав и интересов физических и юридических лиц15.
Превалирование
в деятельности государственных
служащих решения задач защиты интересов
личности, населения над интересами государства,
несомненно, будет способствовать снижению
должностной и коррупционной преступности.
Заключение
Итак, должностная и коррупционная преступность во многом предопределяется общими для всей преступности страны криминогенными социально-экономическими, политическими, социально-психологическими и другими факторами. К их числу относятся общие негативные последствия реформирования страны (кризис и нестабильность развития экономики, существование ее "теневой" составляющей, "дикого" рынка, криминального бизнеса, неразвитость форм правового регулирования рыночных отношений, падение нравственности, снижение уровня правосознания населения и т.п.).