Основные криминогенные факторы, обуславливающие должностную и коррупционную преступность, и меры предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:52, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и анализ криминогенных факторов, влияющих на должностную и коррупционную преступность и меры ее предотвращения.

Задачи:
1. Дать общую характеристику должностной и коррупционной преступности
2. Проанализировать факторы, обуславливающие должностную и коррупционную преступность;
3. Изучить меры предупреждения должностной и коррупционной преступности.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика должностной и коррупционной преступности 5
2. Факторы, обуславливающие должностную и коррупционную
преступность 10
3. Меры предупреждения должностной и коррупционной преступности 16
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 20

Работа содержит 1 файл

Основные криминогенные факторы обуславливающие должностную и коррупционную преступность и меры предупреждения.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет» 

Факультет «Права и Управления» 

Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин» 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: Криминология 

      Тема  № Основные криминогенные факторы, обуславливающие должностную и коррупционную преступность, и меры предупреждения 
 
 

Выполнил   Голов А.И  
 
 

                                          Проверил: А.В. Штефан 
 
 
 
 
 
 

      Челябинск 2011 
СОДЕРЖАНИЕ
 

 

Введение 

     Данная  тема актуальна, так как в современных условиях развития Российского государства решение задач борьбы с коррупционной преступностью и укрепления законности невозможно без проведения новых теоретических исследований в области уголовного права и криминологии. Однако на фоне значительных успехов в изучении теоретических вопросов, относящихся к субъекту данных преступлений, к профилактике и ответственности за них, достижения по исследованию вопросов, связанных с коррупционными преступлениями сотрудников органов внутренних дел, не столь впечатляющи.

     Следует отметить, что увеличившийся уровень коррупционной и должностной преступности остается весьма высоким. При этом характерной чертой подобного рода криминальных проявлений является их качественное изменение.

     Среди криминологических особенностей данной группы преступлений все чаще можно выделить их организованный, а иногда и групповой характер. Наравне с этим указанные общественно опасные деяния обладают и весьма высоким уровнем латентности, в результате чего данные уголовной статистики практически искажают существующую ситуацию в данном секторе преступности.

     Актуальность  темы заключается и в существующих трудностях, имеющих место в судебно-следственной практике как при решении вопросов по сбору доказательственной базы, так и при реализации материалов в процессе судебного разбирательства, что объясняется различными объективными и субъективными причинами.

     Целью работы является рассмотрение и анализ криминогенных факторов, влияющих на должностную и коррупционную  преступность и меры ее предотвращения.

 

      Задачи:

     1. Дать общую характеристику должностной и коррупционной преступности

     2. Проанализировать факторы, обуславливающие должностную и коррупционную преступность;

     3. Изучить меры предупреждения должностной и коррупционной преступности.

 

1. Общая характеристика должностной  и коррупционной преступности 

     Должностная преступность представляет собой совокупность совершаемых должностными лицами преступлений (и лиц, их совершивших) против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления.

     Коррупционная преступность представляет собой совокупность преступлений (и лиц, их совершивших) с признаками коррупции.

     Общественная  опасность этих преступлений состоит  в том, что в результате их совершения серьезно нарушается нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны, ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом - интересы общества и государства1.

     Отличительная черта должностных преступлений состоит в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных  органов и учреждений, они не только снижают их авторитет в обществе, но и подрывают у граждан уверенность в защищенности своих прав и законных интересов.

     В результате совершения должностных  преступлений наносится и значительный материальный ущерб физическим и  юридическим лицам, нарушается нормальная деятельность органов государственной и муниципальной власти, происходит дискредитация власти в целом.

     Криминологической особенностью должностных и коррупционных преступлений является их совершение лишь должностными лицами, наделенными властными, организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями2.

     К ним относятся, во-первых, представители  власти, во-вторых, лица, выполняющие  организационно-распорядительные, административно-хозяйственные  функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях страны.

     Криминологической особенностью должностных и коррупционных преступлений является также их значительное разнообразие.

     К административным должностным и коррупционным проступкам, ответственность за совершение которых предусмотрена соответствующим законодательством, могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; многие административные правонарушения в области охраны собственности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и природопользования, предпринимательской деятельности и т.п.

     Преступлениями  должностного и коррупционного характера являются предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.

     К преступлениям должностного и коррупционного характера относятся в первую очередь предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом; незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;

   подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; коммерческий подкуп; получение взятки; дача взятки; провокация взятки либо коммерческого подкупа; подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода. невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат; регистрация незаконных сделок с землей; контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения; злоупотребление должностными полномочиями; злоупотребление полномочиями частными нотариусом и аудитором, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц; превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности; незаконное участие в предпринимательской деятельности; служебный подлог3.

     Одним из основных признаков коррупции как противоправного деяния служит наличие ее своеобразного механизма, представляющего собой осуществление одного из следующих действий4:

     двусторонней  сделки, в ходе которой одна сторона  – лицо, находящееся на государственной  или иной службе (коррупционер), нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона, выступая «покупателем», получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т. п.);

     вымогательства  служащим от физических или юридических  лиц взятки, дополнительного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправомерных действий;

     инициативного, активного подкупа физическими  или юридическими лицами служащих, нередко осуществляемого с сильным  психологическим воздействием на них, шантажом и последующей своеобразной «посадкой на взятку.

     Важная  особенность коррупции – это  своеобразие субъектов коррупционных  деяний, которыми являются, с одной  стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные  служащие, а с другой – любые физические и юридические лица5.

     Коррупция преимущественно развивается на основе существующих государственных и муниципальных структур.

     Анализ  распределения коррупционных потоков  по разным уровням власти свидетельствует  о лидерстве в этом отношении муниципального уровня, держащего три четверти рынка коррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на региональный и 5% - на федеральный уровни власти.

     Особенностями коррупционной преступности являются:

     несводимость  коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;

     использование виновным своего служебного положения  вопреки интересам службы;

     наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;

     непосредственное  причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;

     специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают  не только должностные лица, но и  иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;

     относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;

     тесная  связь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно  нажитых средств;

     повышенная  общественная опасность.  

 

      2. Факторы, обуславливающие должностную и коррупционную преступность 

     Одним из существенных условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, являются недостатки организационно-распорядительного характера и социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции6.

     Существование недостатков социального контроля – результат крупных просчетов  в управлении делами государства  и общества, в формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования государственной и иной службы, в распространении психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, их подкупающих. В результате ослаблена и работа правоохранительных органов, их борьба с должностной и коррупционной преступностью.

     К числу этих характеристик относятся, к примеру, такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.

Информация о работе Основные криминогенные факторы, обуславливающие должностную и коррупционную преступность, и меры предупреждения