Организованная преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

На возникновение организованной преступности в РФ среди ученых и практиков имеются две точи зрения:
Организованная преступность появилась в 80-90-х годах.
Организованная преступность, существующая в царской России, и при советской власти и выражалась, прежде всего, в наличии шаек и банд.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3-4
Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности …………………………………………………….... 4-12
Причины и условия организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности. Причины, условия, объективные и субъективные факторы, детерминирующие современную организованную преступность в России ……………………………………………………………………… 12-20
Личностная структура преступных сообществ различных уровней организованности. Лидеры организованной преступности: типология и функциональные роли …………………………………………. 20-23
Основные направления предупреждения организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности ……………………………………………………………………... 24-27
Заключение …………………………………………………………... 28
Список использованной литературы ………………………………. 28-29

Работа содержит 1 файл

Организованная преступность.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

    Промежуточный тип. К этому типу относятся преступники переходного состояния, для которых существуют периоды перехода из состояния общеуголовников в организованные преступники и, иногда, наоборот.

    Несомненно, активизируется проникновение преступных формирований во властные структуры с целью не только контролировать, но и влиять в своих интересах на развитие экономики и политики в регионе. Примерами такой инфильтрации во власть являются факты не только проведения во власть "своих" депутатов региональных парламентов, но и устранение их (с помощью убийства) в случае выхода из-под контроля.

    Особо следует подчеркнуть, что криминологическая специфика личности организованного преступника постепенно будет утрачивать свою очевидность и, как следствие, сократится расстояние между характеристикой организованного преступника и представителя властных структур. 
 

  1. Основные направления предупреждения организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности
 

    Криминальная безопасность является  важной составной частью системы  национальной безопасности Российской  Федерации.  Ключевой подсистемой,  обеспечивающей криминальную безопасность страны, является ее правоохранительная система, функционирование которой поддерживается другими подсистемами экономической, политической и т.п., а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры. «Такое понимание термина «криминальная безопасность страны» предопределяет общегосударственный подход к ее обеспечению. Криминальная безопасность страны становится делом всего российского общества, всех государственных структур, включая и органы безопасности. Конечно, каждой из них должны быть определены вполне конкретные задачи по борьбе с преступностью, вытекающие из их компетенции. Очень важно, чтобы разрабатываемые и реализуемые исполнительными и законодательными органами государственной власти меры по борьбе с преступностью были адекватными грозящей российскому государству и обществу, конкретному человеку опасности.

    Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) в общем виде определяет важнейшие задачи в области борьбы с преступностью. Ими являются:

- выявление,  устранение и предупреждение  причин и условий, порождающих  преступность;

- усиление  роли государства как гаранта  безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

- укрепление  системы правоохранительных органов,  прежде всего структур, противодействующих  организованной преступности и  терроризму, создание условий для  их эффективной деятельности;

- привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

- расширение  взаимовыгодного международного  сотрудничества в правоохранительной  сфере, в первую очередь с  государствами – участниками  Содружества Независимых Государств35».

    Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.

    «Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности:

- информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных организованных преступных группировках.

- информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.

- информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.

- информация высшего порядка, собираемая в течение относительного длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп36».

    Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной практики.

    Система специальных мер по оказанию противодействия организованной преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.

    Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество и его социальную практику. Это главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи.

    Второе направление - это обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности.

    Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть оформлена специальной государственной программой.

    Известно, что российская организованная преступность давно уже осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью необходимо российским и зарубежным властям объединить совместные усилия для международного сотрудничества в этой области.

    Для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью необходимо подрезать ее экономические корни. Решающий стратегический вопрос для нашей страны - это пересмотр порядка приоритетов в производстве промышленной продукции и сырья. То, что Россия вместо промышленного производства занялась экспортом сырья, было не просто сиюминутной экономической ошибкой, а исторической ловушкой, из которой пока нет выхода.

    Необходимо также заниматься прогнозированием развития криминальной ситуации в наиболее криминальных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные и исполнительные органы власти федерального и местного уровня для нейтрализации преступлений в сфере экономики. В целях эффективного противодействия организованной преступной деятельности в экономической сфере необходима система специальных мер экономического характера, с помощью которых можно нейтрализовать и блокировать организованную преступность с вытеснением ее из легального экономического пространства. Для этого предлагается следующая система специальных мер:

- организация надежной защиты всякой собственности, так как собственность развивает и укрепляет преступный капитал. Поощрение и контроль государством частных охранных предприятий. А также защита и укрепление ее с помощью принятия усиленных уголовно-правовых норм;

- организация надежного финансового контроля над экономическими структурами. Поиск сосредоточения неучтенных финансовых ценностей, беспрепятственная проверка всех финансовых операций;

- принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита;

- пересмотреть результаты приватизации с тем, чтобы восстановить нарушенные права и законные интересы общества и государства;

- установить правовые принципы, на основании которых банковская тайна не станет препятствием уголовному расследованию;

- принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам дохода;

- проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям;

- проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах;

- проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью;

- принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям;

- принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния. 
 

Заключение 

    Для российского общества организованная преступность несомненно новое явление, о котором раньше было известно только специалистам-криминологам и хранилось в строгом секрете от общества. Эпоха перестройки предоставила отличную возможность организованной преступности проявить себя во всей красе. Открытое проникновение этого социально-правового явления в общество не могло пройти для общественного сознания не замеченным.

    Государственная власть в настоящее время серьезно поражена коррупцией. Сегодня уже каждый может без особого анализа сказать, что государственные чиновники нижних и верхних этажей действуют совместно с организованной преступностью, оказывая ей те или иные услуги и предоставляя различные поблажки, а также подменяя функции друг друга. И все это происходит потому, что у власти находятся политические бездари и проходимцы, порожденные тоталитарной коммунистической системой, прикрывающиеся демократическими принципами и их пустым декларированием. Только поэтому до сих пор вся страна сидит в «никуда плывущей лодке», да к тому же продырявленной насквозь, которая вот-вот пойдет ко дну. 

      Список  использованной литературы 

  1. Бурлаков  В. Н. Криминологическая характеристика личности организованного преступника // Актуальные проблемы правоведения. 2005. № 7
  2. Ванюшкин С.В «Организованная преступность»,  М. 1993
  3. Вертягина Е.А К проблеме изучения личности преступника в ходе предварительного расследования // Человек как источник криминалистически значимой информации. Часть вторая. Саратов, 2003
  4. Вощанов П.С. Звездный час проходимцев //Комсомольская правда. М., 1994. 22 ноября
  5. Гаухман Л.Д. «Актуальные проблемы теории и практики, борьбы с организованной преступностью в России», М. 1994
  6. Гришина Е.П. Использование специальных познаний в целях установления личности преступника // Закон и право. 2006. № 9
  7. Гуров А.И. «Красная мафия», М., 1996
  8. Гуров А.И. «Организованная преступность не миф, а реальность», М., 1992
  9. Гуров А.И. Жигарев Е.С. Яковлев Е.И «Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых преступной группой», М. 1992
  10. Государство и право. - М., №2, 2000
  11. Данные МВД РФ // Организованная преступность. Часть 2. - М., 1993
  12. А.И.Долгова «Криминология», М. 1997
  13. Иванов С.Ю «Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией», М., 1995
  14. С.М. Иншаков «Криминология». Учебник, М., 2000
  15. Кирюшатова Е.В. Противодействие следователю при установлении личности преступника в ходе расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Российский следователь. 2007. № 9
  16. Крапивин С.П. Теневая сторона экономики выходит из тени//Аргументы и факты. М. 1989. № 37
  17. Корчагин А.Г., Номоконов В.А., Шульга В.И «Организованная преступность и борьба с ней», Владивосток. 1995
  18. Кочешев С.П. Характеристика личности преступника // Журнал российского права. 2008. № 1
  19. Кувалдин В.П. «Криминальная тактика противодействия организованных преступных структур», М., 1997
  20. В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов «Криминология». Учебник, М., 1997
  21. Н.Ф. Кузнецов, Л. Шелли, Ю.Г. Козлов «Изучение организованной преступности: российско-американский диалог», М., 1997
  22. Е.А. Мохов «Организованная преступность и национальная безопасность России», М., 2002
  23. Овчинский В.С «Организованная преступность», М. 1993
  24. Росс Д. Российская экономика в тупике//Вопросы экономики. М. 1994. № 3
  25. Саратов Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция, кто кого? // Российская газета. М., 1998
  26. Сухарев А.Я. Из доклада на втором съезде народных депутатов СССР //Правда, М. 1989. 23 декабря
  27. Тимофеев Л.И «Совершенствование законодательства о борьбе с преступностью в период становления рыночной экономики», М. 1993

Информация о работе Организованная преступность