Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:45, контрольная работа
Криминологи, разрабатывая другие проблемы (преступности, её причин и профилактики), т.е. глобальные, не смогут не признать того, что действия, осуждаемые как преступные, всегда и везде совершаются людьми. Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди, гражданские и военные, умные и не очень, за что они в качестве правонарушителей подозреваются, становятся объектами оперативно-розыскной деятельности, разрабатываются, наказываются и ресоциализуются.
Введение…………………………………………………………….………..... 3
Понятие личности преступника…………………………...………….. 4
Структура личности преступника. Соотношение социального и
биологического………………………………………………………………… 6
Классификация и типология преступников……………………….. 9
Основные черты криминологической характеристики личности
преступника……………………………………………………………………. 12
Практическое значение учения о личности преступника для органов
внутренних дел…………………………………………………………….….. 15
Заключение……………………………………………………………………. 18
Список использованной литературы………………………………………….19
-
индивидуалистическое
-
легкомысленно-
Возможно выделение типов преступников и по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности.
Разумеется,
эта типология, как и другие, носит условный
характер и, по-видимому, не каждый преступник
может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь
определенному типу. Можно также встретить
и смешанные, промежуточные типы, которым
присущи черты иных типов.
Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным делам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы.
Выборочные криминологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что:
-
среди преступников
-
возрастная характеристика
- семенное положение и особенно воспитание оказывает влияние на формирование личностных качеств. Такие отклонения от общепринятых норм, как: фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание, должны вызывать особое внимание;
-
коэффициент преступности
- особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы и пр.),
-
уровень образования
-
наличие в воинском коллективе
представителей разных
-
современное положение,
- среди характеристик личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности. Преобладающую часть преступников составляют убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех же или сходных преступлений среди хулиганов- мошенников и лиц, совершавших ранее кражи и последнее, на что мне хотелось бы обратить внимание, это
- особое отношение к закону. Нельзя сказать, что лица, совершающие преступления, плохо их знают. Напротив, подавляющее большинство из них обладают даже большими правовыми знаниями, чем законопослушные граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям.
Из всего вышесказанного можно заключить, что практически каждый из граждан, с которыми приходится сталкивать следователю, может быть правонарушителем. Однако это не так. То, что было сказано, носит достаточно формальный характер. Следователю по роду своей деятельности будет предоставлено право определять, может ли этот человек совершить преступление или нет, преступник он или нет... Здесь важно постоянно помнить, что у проблемы преступности есть этическая сторона и борьба с этим отрицательным социальным явлением затрагивает интересы конкретных людей. Необходимо исходить из непреложного правила, что необходимо изучать жизнь, обстоятельства, личные качества, моральное и физическое здоровье таких же людей, как и вы сами. Изучать с той целью, чтобы сделать их жизнь, условия их существования подлинно человечными. Человек рождается для того, чтобы творить, созидать, служить Родине, улучшать условия существования себе подобных. Никакие обстоятельства его рождения, социального происхождения, его рассы, национальности и т.д. не должны становиться основанием для какой-либо дискриминации. Вот в чём суть этической стороны проблемы преступности, рассматриваемой в свете социальных и биологических позиций. Поэтому и сам термин ''личность преступника" весьма условен. Иной неэтический подход к человеческой личности ведёт к применению аморальных методов изучения и в конечном счёте к античеловеческим выводам.
С
учетом вышесказанного, т.е. не забывая
про этическую сторону, приходиться
отличать правонарушителей по демографическим,
правовым, психологическим и иным признакам,
помня, что по тем же признакам они схожи
между собой, образуя достаточно устойчивые
группы. Поэтому возникает необходимость
классификации и типологии преступников.
5.
Практическое значение
учения о личности
преступника для
органов внутренних
дел.
Определение основных направлений изучения личности преступника в практических целях, равно как и объема и пределов ее анализа, зависит от конкретных задач, возникающих перед подразделением органов внутренних дел в ходе профилактической и борьбы с преступностью.
В первую очередь необходимо выяснить, представители каких групп, выделенных по возрастным образовательным, профессиональным и иным признакам, чаще всего совершают преступления на обслуживаемой территории, либо в тех или иных сферах жизни. Эти группы должны быть объектом общей профилактики. Содержание общепрофилактических мер во многом должно определяться особенностями таких групп
Объём сведений о конкретном человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами, информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной. Сведения о личности можно получить различными путями: из материалов оперативно-розыскного характера, бесед с самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его поведением, материалов уголовного дела и т.д.
В
процессе же аналитической работы,
которая будет этому
В
заключении этого вопроса, мне бы
хотелось выделить особое место в
собирании криминологической
Поскольку речь идёт об изучении личности, в процессе его нужно акцентировать внимание на выяснение жизненного пути данного человека, условий его воспитания, отношения к нему родителей, его потребностей, интересов, влечений, целей деятельности, тех ценностях жизни, которые ему представляются наиболее важными, а также способов, с помощью которых он разрешает возникающие у него трудности. Нужно избегать вопросов (или, во всяком случае, ставить их в завуалированной форме), которые могут как-то компрометировать это лицо. При особо сложных обстоятельствах, когда требуются профессиональные психологические знания, можно пригласить специалиста психолога, а если возникают сомнения в психической полноценности личности – психиатра.
Познавательная деятельность следователя проявляется в решении им системы простых и сложных мыслительных задач, в стратегиях решения проблем, в творческом подходе к ситуациям, требующим познавательной активности.
Разумеется, в рамках уголовного процесса могут и должны изучаться не все психологические особенности обвиняемого, но только имеющие принципиальное значение для уголовного дела и выделяемые по двум основные критериям: содержанию уголовного дела и ситуации расследования.
Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого.
Например,
при расследовании тяжкого
Криминалистическое изучение личности обвиняемого осуществляется следователем, главным образом, в целях выбора тех или иных тактических приемов при производстве следственных действий в том объезде, который следователь считает необходимым для этих целей. Установление целого ряда сведений о личности обвиняемого для правильного решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач является строго обязательным, так как непосредственно вытекает из требований закона.
Возникновение психологической защиты может быть значительным препятствием во взаимодействии следователя с допрашиваемым. Еще более сложные ситуации разрыва коммуникативного контакта могут возникнуть при психологическом отчуждении личности.