Латентная преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что рост латентной преступности, то есть тех преступлений, которые остались не выявленными (а преступники, их совершившие, — безнаказанными), неминуемо повлечет через определенное время рост всей преступности, в том числе и зарегистрированной. Причина этого заключается в ослаблении предупреждающего воздействия общей превенции (угрозы уголовного наказания). Чувство безнаказанности широко распространяется среди законопослушных граждан и некоторых из них приводит к преступлениям.

Содержание

Введение
1. Понятие латентной преступности
2. Причины латентности и её последствия
3. Виды латентности и способы её измерения
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 54.54 Кб (Скачать)

 

Содержание.

Введение 

1. Понятие латентной преступности

2. Причины латентности и её последствия

3. Виды латентности и способы её измерения

Заключение 

Литература 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что рост латентной  преступности, то есть тех преступлений, которые остались не выявленными (а преступники, их совершившие, — безнаказанными), неминуемо повлечет через определенное время рост всей преступности, в том числе и зарегистрированной. Причина этого заключается в ослаблении предупреждающего воздействия общей превенции (угрозы уголовного наказания). Чувство безнаказанности широко распространяется среди законопослушных граждан и некоторых из них приводит к преступлениям.

Антиподы выявленной и  зарегистрированной преступности иногда называют латентной преступностью. Наличие латентной преступности обусловливает то, что мы не знаем полностью всех характеристик фактической преступности. В этом смысле фактическая преступность — загадочное явление, об истинных масштабах, структуре и характере которого можно только догадываться. Экспертные оценки соотношения зарегистрированных и латентных преступлений самые различные: от 1:3 до 1:10. Наиболее популярным является сравнение фактической преступности с айсбергом, у которого лишь 1/8 находится на поверхности, а скрытая часть в восемь раз больше видимой. Ученые из США полагают, что если официальная цифра преступности в стране равна 13—15 млн, то латентная — 30 млн и несколько более". Статистика зарегистрированной преступности то же не радует своими цифрами В 2011 году ООН в первый раз провела «Глобальное исследование убийств», собрав воедино сведения о убийствах, которые совершены в разных странах. В РБ, по данным этого исследования, показатель убийств равен 4,9 на 100 тысяч населения. У партнеров по Таможенному союзу ситуация значительно хуже. В России этот показатель составляет 11,2 убийства на 100 тысяч населения, в Казахстане — 10,7. В протяжении последних 5 лет количество зарегистрированных в РБ убийств динамично сокращается. Если в 2006 году было зарегистрировано 948 убийств, то в 2010-м вдвое меньше — 486. За 6 месяцев 2011 года убийств и покушений на убийство совершено на 21(8,8%)меньше по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. При этом раскрываемость такого рода преступлений очень высока — 99%.

Цель данной работы заключается  во всестороннем изучении латентной  преступности.

 

 

  1. Понятие латентной преступности

Понятие преступности —  центральное в криминологии. Оно  может быть определено в качестве научного понятия на разных уровнях (ступенях) абстракции в зависимости  от состояния развития науки и  практических целей.  Почти все  криминологи характеризуют преступность как всю совокупность конкретных преступлений, совершенных в определенный период времени в данном обществе или регионе. Данное определение  преступности дает возможность четко  обозначить предмет исследования, количественно, статистически оценивать изучаемое  явление, устанавливать конкретные причины преступности. Преступность как абстракция - результат выявления  и обобщения специфических свойств, качеств конкретных преступлений. Ее содержание должно образовывать то общее, что характерно для всех преступных деяний. Этим общим является поведение  отдельных членов общества, посягающих на господствующие общественные отношения, охраняемые нормами уголовного законодательства. Включение в содержание преступности только такого поведения людей, которое  нарушает господствующие общественные отношения, закрепленные в уголовном  законе, выявляет ее социальную природу. Таким образом, преступность - социальное явление, нарушающее господствующие общественные отношения и выражающееся в социально-обусловленном  отклонении поведения отдельных  членов общества от норм, установленных  уголовным законом. Преступности, как  всякому явлению объективного мира, можно дать количественную и качественную характеристики. Количественная и качественная стороны преступности, в конечном счете, характеризуют состояние  преступности. Показателем количественной стороны преступности является уровень  преступности, который исчисляется  в абсолютных и относительных  величинах.  Для качественной характеристики преступности используются такие показатели, как структура, динамика и характер преступности. Для количественно-качественных характеристик преступности используется зарегистрированная преступность, которая  включает те преступления, которые  приняты на учет (включены в регистрационные  документы) в органах милиции, прокуратуры  и в суде. Зарегистрированная преступность является первоначальным статистическим показателем всей уголовной статистики.

 

 Представления о преступности  как явлении были бы неполны,  если не иметь в виду ее  латентности, т. е. скрытости,  невыявленности, неявной ее части, информация о которой в государственные органы не поступала и, следовательно, в статистику не попала.

Есть несколько определений  латентности (латентной преступности). Одни авторы полагают, что латентная  преступность – это совокупность преступлений, оставшихся невыявленными, неизвестными органам милиции, суда. По мнению других, “латентным следует считать преступление, скрытое от одного из органов, которым по закону предоставлено право расследовать или рассматривать дела о совершенных преступлениях.

Хотя эти определения  и отличаются друг от друга, но в  них упор делается на то, что преступления не зарегистрированы в соответствующих  государственных органах. Однако дело в том, что есть преступления, информация о которых (в полной мере или частично) поступает в правоохранительные органы, но она по разным причинам не регистрируется. Так бывает при сокрытии органами милиции преступлений от учета. Информация поступила и пропала. А преступление совершено. Могут  быть и иные ситуации. Вероятно, латентной  следует считать преступность, сведения о которой не попали в официальные  отчетные данные. И вот здесь мы сталкиваемся с субъективными оценками латентной преступности (цифрой латентных  преступлений). Экспертные оценки этой цифры самые разные и довольно отличные друг от друга. Осторожные эксперты полагают, что соотношение зарегистрированных и латентных преступлений составляет примерно 1 : 3 либо 1 : 5. Менее осторожные говорят о соотношении 1 : 10, а то и больше. Западные ученые, например ученые США, полагают, что если официальная цифра преступности у них в стране равна 13-15 млн., то латентная – 30 млн. и несколько более. У нас в стране такие оценки не выводились. Мы, конечно, ничем от других стран не отличаемся, и латентность у нас столь же велика, особенно если учесть существовавшую много лет практику приукрашивания состояния преступности. В то же время, говоря о латентной преступности, следует иметь в виду, что некоторые ее виды более латентны, другие – менее. Это зависит как от особенностей конкретных видов преступности, так и от позиции государства и поведения населения, не всегда ставящего компетентные органы в известность о совершенных преступлениях. Так, наименее латентны тяжкие преступления, в частности, убийства. Если в 2006 в Республики Беларусь году зарегистрировано 948 убийств, то в 2010 году - 486. За 6 месяцев 2011 года убийств и покушений на убийство (далее - убийства) совершено на 21 (8,8%) меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Однако даже данная цифра при такой динамике не является истинной. В частности, потому что немало убийств квалифицируется следствием (и проходит в судах), как тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть. Делается это в угоду лучшим показателям. Несколько десятков тысяч людей в год пропадают без вести и находятся в розыске, подчас исчезая бесследно. Выборочные исследования показывают, что примерно половина из них были убиты.Более всего латентны кражи, преимущественно не очень крупные, и хищения, особенно в системе кооперации и частных фирм. Хулиганство – тоже управляемое преступление, цифры которого скачут в зависимости от разных, далеких от интересов борьбы с преступностью, соображений. Примеры можно было бы продолжить. Между тем борьба с преступностью может быть успешной лишь тогда, когда известно истинное положение дел. Кстати, скрывая преступность, органы милиции и суда обкрадывают и себя: они лишаются возможности просить у государства средства, необходимые для борьбы с истинной преступностью. А недобросовестных политиков и управленцев это устраивает дважды: не надо тратить лишние деньги и можно спросить за ложь (ими же вынужденную) и за ненадлежащую работу. Так сфера борьбы с преступностью становится ареной для политиканства и обмана населения. Полагаем, что латентность всегда будет высока. Слишком много интересов – политических, корыстных, карьеристских и т. п. – сталкивается в этой, казалось бы специфической, проблеме. Население никогда не будет знать истинную цифру преступности (не смешно ли, в этой связи, слышать до сих пор призывы к ликвидации преступности и читать теоретические откровения о ее преходящем характере). Однако в интересах дела необходимо постигать с помощью имеющихся методов и средств цифру преступности, хотя бы приближающуюся к истинной. В конкретных регионах это вполне реальная задача. Выявлять латентность преступности можно с помощью научно организованных опросов населения, предполагаемых потерпевших от преступлений (такой метод называется методом виктимологизации). Именно в этом случае можно установить (хотя бы примерно) соотношение между зарегистрированной и незарегистрированной преступностью.

Сведения об уровне скрытых  телесных повреждений можно получить в бюро судебно-медицинской экспертизы, в клиниках и больницах, травмопунктах. О размерах хищений, например строительных материалов, можно судить на основе анализа соотношения потребностей в них населения, необходимых для индивидуального строительства с фактическим расходованием строительных материалов. Если в районе стоит предприятие, недостроенное из-за нехватки кровельного железа, а вокруг частные дома покрываются кровельным железом, можно прийти к выводу – идет крупное хищение, которое должны выявлять компетентные органы. Переход на рыночные отношения существенно увеличит латентность преступности во всех сферах производства и распределительных отношений. Методом выявления латентной преступности может быть и метод экспертных оценок. В необходимых случаях можно приглашать несколько экспертов для сопоставления их мнений. Иными словами, латентность преступности – большая социальная проблема, подход к разработке истоков которой позволит выявлять более приближенную к истине цифру преступности, находить дополнительно узкие места в социальной практике, а значит, и более реально подходить к разработке мер предупреждения преступности.

Латентность предстает как  важная проблема изучения и оценки криминологического состояния общества. Выдающийся криминолог А. Кетле, одним из первых оценивший значение латентности, отмечал: “…можно даже сказать, что все нам известное относительно уголовной статистики не представляло бы никакой ценности, если бы не допускалось, что существует почти неизменное соотношение между преступлениями зарегистрированными и судимыми и всей нам неизвестной суммой современных преступлений. Это отношение необходимо, и, повторяю, если оно бы не существовало в действительности, то все до сих пор установленное на основании данных уголовной статистики было бы ложным и бессмысленным”.Проблема латентности преступности в отечественной юридической науке стала всесторонне исследоваться в 60-70-х гг. Особенно активно исследования в этом направлении проводились в 90-е годы. Давая оценку современному взаимоотношению милиции и граждан в связи с преступностью, следует прежде всего отметить, что это взаимоотношение по крайней мере со стороны населения является вынужденным в том смысле, что живя в обществе с низким уровнем безопасности, граждане и юридические лица с высокой степенью вероятности становятся потерпевшими от преступлений и вынуждены обращаться в органы уголовной юстиции за защитой и, по возможности, за справедливым возмещением ущерба. О “незаявленной латентности”, хотя и удается ориентировочно определить ее количество , мало что можно сказать определенно. Несомненно, что в ее структуре преобладают менее общественно опасные преступления (по сравнению с зарегистрированной преступностью) и по квалификации, и по причиненному ущербу.

Время от времени незаявленные латентные преступления “всплывают”  в форме так называемых дополнительно  выявленных в ходе расследования  преступлений. Таких преступлений в  последние годы выявляется около  полумиллиона. По мере учета эти  преступления переходят в разряд зарегистрированных. Часть преступлений, входивших в категорию незаявленных латентных, обнаруживаются в ходе оперативно-розыскной деятельности и, будучи выявленными, тем не менее не всегда регистрируются.

 

2. Причины латентности  и её последствия 

Наибольший интерес представляет рассмотрение явления т.н. “искусственной”  латентности. Именно из-за распространенного  в милиции явления укрытия  заявлений о криминальных проявлениях, в последние годы десятки миллионов  потерпевших в состоянии стресса  и с надеждой найти защиту и  справедливость безрезультатно обращаются в милицию, и многие из обратившихся встречаются здесь с равнодушием и обманом.

По нашим оценкам общее  количество преступлений, составляющих массив искусственной латентности, равно ориентировочно 11 млн. Массив по способу укрытия может быть разделен на два неравных по величине блока: блок латентности, связанной  с ошибками учета (перверсионная латентность) – , и блок преступлений, ставших латентными в связи с тем, что от учета полностью укрываются заявления и сообщения о преступлениях. Зная существующие модели коммуникации населения с участковыми уполномоченными, работниками уголовного розыска, подразделений дежурных частей (особенно в сельской местности) можно достаточно уверенно предполагать, что по части незарегистрированных заявлений действительно проводится некоторая работа, и в случае успеха (раскрываемости) эти заявления регистрируются, а при неудаче они “забываются”, устно потерпевшему сообщается, что “идет работа” и т.п. Более того, в последние годы в качестве средств давления на заявителей появились такие изощренные методы, как угроза, запугивание тем, что лица, на которых жалуется заявитель, могут отомстить, выдвинуть встречные “претензии”: “жалуешься, а сам не без греха”, и т.п. психическое насилие над жертвой-заявителем.

Представленные ориентировочные  вычисления, касающиеся количества не попадающих в статистику заявлений  и сообщений граждан о преступлениях, подкрепляются и данными телефонного интервьюирования 1500 москвичей, проведенного в 2000 г. Институтом Гэллапа по заказу UNJCRJ (Межрегионального научно-исследовательского института по Преступности и Правосудию ООН). В частности, 2% опрошенных жителей Москвы заявили, что в 1999 г. они подвергались ограблению или разбойному нападению. Распространив эти данные на взрослое активное население столицы (примерно 6 млн человек), имеем 120 тыс. разбоев и ограблений. Согласно данным того же опроса 24% жертв ограблений и разбоев в 1999 г. обращались в милицию по поводу совершенного в отношении них преступления. Это означает, что в органы милиции должно было бы по ступить за год ориентировочно 28-30 тыс. заявлений, что в 3,5-4 раза больше, чем в Москве было фактически возбуждено уголовных дел по данной группе преступлений.

Рассматривая масштабы институционально обусловленной (искусственной) латентности, связанной, главным образом, с укрытием заявлений и сообщений о преступлениях  от учета, следует иметь в виду, что фактически ежегодно в отношении  многих граждан в России осуществляется противодействие их доступу к  правосудию и средствам компенсации, квалифицируемое международными правовыми  актами как злоупотребление властью.

Озабоченность этим обстоятельством  является лейтмотивом таких документов ООН как “Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью” (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.), а также ряда рекомендаций по осуществлению указанной Декларации, принятых резолюциями Экономического и Социального Совета ООН. С позиции цивилизованного подхода к решению рассматриваемой проблемы взаимоотношений граждан и милиции, основную задачу реформирования уголовной юстиции можно сформулировать следующим образом: с помощью правовых, организационных и технических (регистрационных) мер обеспечить беспрепятственный доступ жертв преступлений к правосудию и средствам компенсации причиненного им ущерба.

Криминологи традиционно  считают, что именно умышленные и  прочие убийства характеризуются наименьшей латентностью, исходя из постулата, согласно которому чем серьезнее преступление, тем ниже его латентность.

Однако в наше время  масштабы экстремального насилия открывают  широкие возможности прятать  убийства под категорией неопознанных трупов и лиц, пропавших без вести. Огромное число “умерших” в настоящее время не подвергаются патологоанатомическому исследованию. Акты на такого рода исследования покупаются без производства самого вскрытия.

Исследования, проведенные  в 2000 г. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной  прокуратуре РФ, показывают высокую  латентность преступлений против жизни  и здоровья человека. С одной стороны, многие насильственные преступления, в том числе убийства, становятся более изощренными, с тщательным сокрытием трупов и способов совершения преступления, а потому часть из них остается неизвестной. С целью  воспрепятствования установления личности убитых трупы все чаще обезображивают, расчленяют, что приводит к увеличению числа неопознанных трупов, а также  трупов с неустановленной причиной смерти. Ежегодно по 3,5-4% исследованных  трупов причины смерти установить не удается.

С другой стороны, число трупов с неустановленной причиной смерти увеличилось и их абсолютное число  настолько велико, что составляет более половины числа всех зарегистрированных умышленных убийств с покушениями, а общее число трупов, подвергшихся судебно-медицинскому исследованию, экспертизе – почти в 7 раз больше статистического  числа погибших в результате всех преступлений.

Информация о работе Латентная преступность