Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:54, реферат
Цель реферата рассмотреть криминалистическое планирование.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историческое развитие криминологического планирования;
дать определение понятия криминалистического планирования;
изучить задачи криминалистического планирования;
рассмотреть виды программ криминалистического планирования.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Развитие криминологического планирования……………………………………..5
Понятие и задачи криминологического планирования…………………….…....10
Виды криминологических программ………………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………………………....21
Список использованных источников и литературы……………………………………..23
Его основная задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные усилия разнообразных субъектов предупреждения преступлений и направить их в единое русло целенаправленной деятельности по более эффективному использованию своих возможностей в сфере борьбы с преступностью.
Комплексный подход позволяет заложить в основу деятельности субъектов профилактики слаженность в работе, последовательность выполнения профилактических мероприятий, взаимодействие, координацию и единство действий всех исполнителей в соответствии с предусмотренными сроками. Комплексное планирование позволяет учитывать в сложной и многообразной деятельности конкретное решение вопросов, связанных с применением организационных, хозяйственных, правовых, воспитательных и иных факторов.
Составной частью системы планирования мер по борьбе с преступностью является разработка ведомственных планов правоохранительных органов. Существующий в этих органах порядок планирования определен их нормативными актами. Планы ориентированы не только на решение вопросов борьбы с преступностью, но и на всю совокупность мер по охране правопорядка на обслуживаемой правоохранительным органом территории.
Методика планирования предполагает совокупность аналитичесого, прогностического этапов подготовки планов и этапа разработки конкретного планового решения, включающего цели, систему мер, время их выполнения, перечень исполнителей и т.п.
Важной составной частью таких планов являются мероприятия по борьбе с преступностью. Обоснованно составленный план должен соответствовать прогнозируемой структуре преступности и отвечать условиям рационального распределения имеющихся сил и средств. В качестве основы планирования целесообразно избирать наиболее неблагоприятный вариант прогноза, с тем чтобы при всех условиях добиться положительного конечного результата. В любом случае в разделах этих планов должны предусматриваться меры по борьбе с насильственными, корыстными, корыстно-насильственными преступлениями, преступностью среди несовершеннолетних и рецидивной преступностью. Главное здесь не только правильно оценить криминогенную обстановку, но и предусмотреть в качестве резерва меры, способные обеспечить нормальное развитие событий в случае наступления неблагоприятных изменений.
Конкретность планирования индивидуальной работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по некоторым параметрам соответствующих действий субъектов предупредительной деятельности. Конечно, трудно рассчитывать на возможность разработки типового плана, пригодного для всех без исключения случаев, различных категорий лиц и отвечающего всем требованиям, предъявляемым к такого рода планам. Вместе с тем нельзя отрицать определенного практического значения примерных планов индивидуального предупреждения, разработанных с учетом некоторых типичных ситуаций, складывающихся в этой сложной деятельности.
Планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам населения и т. д.
Планирование – это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами.
Одним из видов планирования являются комплексные планы, заключающие в себе решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства. В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению в стране системы такого планирования. Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях, краях и республиках.
Широта и характер мероприятий, предусмотренных в планах, определяет и круг субъектов планирования. К ним относятся органы власти, трудовые коллективы, органы внутренних дел, прокуратуры, суда и юстиции и общественные организации.
Планируются и специальные меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокуратурой и юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым.
Названные
планы обеспечивают: взаимодействие
социального планирования с осуществлением
мер криминологической
По времени планирование бывает текущим и перспективным. Перспективное планирование рассчитано на длительный срок.
Текущее планирование строится с учетом конкретной обстановки борьбы с преступностью и решает задачи, рассчитанные на небольшой срок времени.
Перспективное и текущее планирование связаны между собой. При составлении перспективных планов важно учитывать не только то, что сразу дает практический результат, но и то, что подготавливает его. Перспективные планы разрабатываются на основе соответствующих прогнозов и в зависимости от их задач обычно на те же сроки, которые ими охватываются.
Некоторые авторы предлагают и другую классификацию планирования:
- комплексно – территориальное;
- комплексно – отраслевое;
- функционально – ведомственное.
Первый вид планирования рассчитан на определенную территорию, второй - на отрасль хозяйствования (например, на транспорт), третий - на определенные ведомства(министерства, комитеты).
Функционально
- ведомственное
Общий подход к выработке планов по предупреждению индивидуального преступного поведения состоит в том, что планирование мероприятия должно соответствовать следующим основным направлениям:
1. Знакомство с личностью и окружающей средой:
изучение личности, т. е. получение информации о всех описанных ранее признаках, характеризующих лицо;
изучение окружающей среды во всех сферах жизнедеятельности (место жительства, место учебы, работы, проведение свободного времени);
проведение ознакомительных бесед с лицом и его родственниками;
посещение лица по месту жительства и знакомство с социально-бытовыми условиями жизни;
посещение лица по месту работы, учебы, знакомство со сложившимися там условиями, при необходимости проведение беседы с ближайшим окружением, администрацией.
2. Реализация текущих мер индивидуального предупреждения:
регулярные встречи с подучетным и проведение воспитательных бесед (встречи могут проводиться в разных местах – по месту жительства, по месту учебы, работы, по месту проведения досуга, в помещениях милиции и т. д.);
осуществление контроля за поведением лица по месту жительства путем опроса родственников, соседей и т. п.;
осуществление контроля за поведением лица по месту учебы, работы с помощью администрации, ближайшего окружения, официальной информации о его поведении;
оказание помощи при необходимости в трудоустройстве, улучшении условий жизни, учебы, в проведении свободного времени;
привлечение к индивидуальной работе других лиц, могущих оказать позитивное воздействие;
иные меры убеждения и помощи.
3. Принятие мер по предотвращению и пресечению правонарушений не преступного характера и малозначительных преступлений:
меры
принудительного характера, дающие
возможность своевременно пресечь
правонарушения непреступного характера
с тем, чтобы предупредить совершение
преступлений (привлечение к
меры по защите объектов возможного преступного посягательства подучетного (нейтрализация ситуаций, способствующих совершению конкретного преступления).
4. Принятие мер по предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений:
склонение лица к отказу от совершения преступлений путем воздействия на само лицо, на окружающую его отрицательную микросреду (развенчание, изоляция лидеров криминальных групп, разобщение криминальных групп и т. п.);
привлечение лица к ответственности за незначительные преступления с тем, чтобы предотвратить тяжкие преступления;
защита субъектов возможного преступного посягательства (консультирование, оказание помощи в установке охранной сигнализации, в необходимых случаях организация охраны возможной жертвы);
устранение
или нейтрализация
5. Меры по контролю и проверке эффективности мер индивидуального предупредительного воздействия:
направление запросов о поведении лица по месту работы, учебы, жительства;
опрос окружающих его лиц, соседей, родственников, знакомых, администрации о поведении и образе жизни;
опрос экспертов и другие методы прогнозирования индивидуального поведения подучетного;
иные меры информационного характера.
6. Подготовка материалов для изменения статуса подучетного (снятие с учета, направление в суд, в специальные учебно-воспитательные учреждения, лечебные учреждения, для установления или снятия административного надзора и т. п.).
Качественное
планирование должно соответствовать
прогнозируемой структуре преступности
и отвечать условиям рационального
распределения имеющихся в
С программированием борьбы с преступностью тесно связана законотворческая работа. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых правовых актов. Например, действенная борьба с коррупцией и организованной преступностью во всех странах становилась реальной только после принятия комплексных законов, а затем путем их дополнения, введения новых законодательных актов – создания целых отраслей соответствующего законодательства.
Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения их квалификации, их переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых мер и корректировку программ.
Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляют в России Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" они координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов. При этом прокуроры созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и другую необходимую информацию, осуществляют иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Борьба с наиболее опасными проявлениями преступности ведется в рамках обеспечения безопасности.
В России Совет Безопасности определяет жизненно важные интересы общества, государства и выявляет внутренние и внешние угрозы объектам безопасности; разрабатывает основные направления стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организует подготовку федеральных целевых программ ее обеспечения; разрабатывает предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности, оценивает их эффективность, осуществляет контроль за реализацией разработанной стратегии в области безопасности, выполняет ряд иных важных функций.