Криминологическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:54, реферат

Описание работы

Цель реферата рассмотреть криминалистическое планирование.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историческое развитие криминологического планирования;
дать определение понятия криминалистического планирования;
изучить задачи криминалистического планирования;
рассмотреть виды программ криминалистического планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Развитие криминологического планирования……………………………………..5
Понятие и задачи криминологического планирования…………………….…....10
Виды криминологических программ………………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………………………....21
Список использованных источников и литературы……………………………………..23

Работа содержит 1 файл

криминологическое планирование.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Федеральная программа Российской Федерации  по усилению борьбы с преступностью на 1994–1995 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. № 1016, положила начало комплексному подходу к решению вопросов, связанных с борьбой с организованной преступностью. Несмотря на краткосрочный характер, данная программа создала основу для всестороннего развития процессов, которые явились адекватной реакцией государства на изменения, произошедшие в экономике и явившиеся причиной для появления новых видов преступлений. В дальнейшем были приняты: Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995–1997 годы» (Постановление Правительства РФ от 3 июня 1995 г. № 542), Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996–1997 годы (Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 600) и Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997–1998 годы (Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 906).

     Подготовка  и реализация Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999–2000 годы была вызвана тем, что преступность в России, несмотря на принимаемые усилия, стала приобретать характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку, остановить обвальный рост преступности.2

     Таким образом, на основе сделанного исторического  экскурса можно сделать следующие  выводы.

     1. Проблема выработки мер противодействия  преступности возникла вместе с началом осознания теорией криминологии и практикой правоохранительной деятельности необходимости комплексного системного подхода к планированию мер предупреждения преступлений как составной части социального развития страны (региона).

     2. На первых этапах развития основ криминологической профилактики еще не делалось достаточно четких различий между планированием мер борьбы с преступностью и программно-целевым подходом как наиболее эффективной формой реализации задач предупреждения преступности.

     3. Практика программно-целевого планирования  мер борьбы с преступностью,  нашедшая отражение в конкретных  региональных программах предупреждения  преступности в целом или отдельных  ее видов, а также в разработке  методических основ программно-целевого  планирования (методических рекомендаций, типовых моделей программ и т.п.), шла по пути интуитивного выбора наиболее эффективных форм ее воплощения.

     4. До последнего времени использовался опыт программно-целевого планирования мер борьбы с преступностью, наработанный в бывшем СССР, а также на постсоветском пространстве. Только в начале нынешнего тысячелетия были предприняты попытки теоретического осмысления теории и практики планирования мер борьбы с преступностью на региональном уровне и реализации их в конкретных нормативных и методических документах. 

  1. Понятие и задачи криминологического планирования

       Если криминологический прогноз является подготовительной стадией принятия решения о мерах предупреждения преступности, то план - это уже решение, содержащее указания о путях его реализации. Криминологическое планирование определяет круг и последовательность осуществления профилактических мер предупреждения преступности, вплоть до расстановки сил и средств, имеющихся в распоряжении правоохранительных органов.

     Криминологическое планирование представляет собой научное определение целей и задач борьбы с преступностью и необходимых для этого мероприятий. Оно основывается на прогнозах преступности.

     Планирование  призвано упорядочить сложный и  многогранный процесс предупредительного воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути работы, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей предупреждения преступного поведения в сложившейся конкретной ситуации.3

     План  борьбы с преступностью является управленческим решением, основанным на собирании, систематизации, обработке  и анализе криминологической  информации, - именно тем решением, которым  устанавливаются на определенный период времени задачи и меры, направленные на достижение определенных целей по снижению преступности.

     Содержанием криминологического плана является комплексная система экономических, социальных, воспитательных, культурных, правовых, административных и организационных  мер по борьбе с преступностью.

     План - это программа, состоящая из заданий, преследующих определенные цели. Планом предусматриваются исполнители  и сроки выполнения заданий. В  нем также содержатся указания о  средствах и путях его выполнения. От других документов, направляющих борьбу с преступностью, план тем и отличается, что в нем не только ставятся задачи, но и содержится конкретная программа их решения.

     Планы борьбы с преступностью бывают различных  видов в зависимости от цели, сроков и субъектов планирования. Когда  планирование охватывает борьбу с преступностью в целом, то разрабатываются так называемые комплексные криминологические планы. Они включают в себя решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Широта и характер мероприятий, предусмотренных в планах, определяет и круг субъектов планирования. К ним относятся органы власти, трудовые коллективы, органы внутренних дел, прокуратуры, суда, юстиции и общественные организации. Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях, краях и республиках.

     Планируются и специальные меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокуратурой и юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым. Указанные планы обеспечивают взаимодействие социального планирования с осуществлением мер криминологической профилактики; взаимосвязь и целеустремленность в деятельности правоохранительных органов; согласование их совместных действий с другими государственными органами и общественными организациями.

     По  времени планирование бывает текущим (годовое, полугодовое, квартальное) и  перспективным (пять и более лет). Перспективное (долгосрочное) криминологическое  планирование определяет наиболее важные цели, стратегические направления и главные задачи борьбы с преступностью на длительный период времени. Они имеют стратегическое значение по отношению к годовым и иным текущим планам борьбы с преступностью.

     Текущие планы основываются на перспективных  планах, являются их конкретизацией и выполняются в более короткий период времени.

     Эффективность системы планирования зависит и  от ее гибкости, т. е. от возможности  реагировать на всякие непредвиденные обстоятельства и изменения в  состоянии преступности, оперативно устранять помехи и тем самым обеспечивать выполнение поставленных задач. Эту роль выполняет текущее планирование, которое призвано с учетом конкретной обстановки предусматривать меры, обеспечивающие в течение небольшого периода времени оптимальное решение вопросов, поставленных перспективным планом. Текущие планы по содержанию мероприятий должны быть строго индивидуализированы.

     Разработка  планов борьбы с преступностью проходит несколько этапов: подготовительный, аналитический, прогностический и  программный.

     В ходе подготовительного этапа создаются рабочие группы, определяются сроки криминологического планирования.

     Криминологический анализ - это научно-исследовательская  деятельность по сбору, обработке и  систематизации криминологической  информации. На этом этапе ставится задача определения количественных и качественных параметров преступности в территориальном или отраслевом разрезе и выявления ее социальных детерминант.

     При планировании на прогностической стадии необходимо принимать во внимание взаимосвязь  и взаимозависимость криминогенных детерминант и других социальных, экономических, образовательных, культурных и демографических процессов, происходящих в обществе.

     При разработке программы намечаются главные  направления борьбы с преступностью, определяются непосредственные задачи, устанавливаются сроки и график выполнения, а также уточняются субъекты, которым поручается выполнить план. Здесь же определяются меры, которые должны быть комплексными и должны влиять как на социальные детерминанты преступности, так и на изменение личности в позитивном плане. Кроме мер, ресурсов и исполнителей, определяются также формы контроля за выполнением планируемых мероприятий. Контроль не только обеспечивает исполнение, но и дает возможность вносить в план необходимые поправки в зависимости от изменений преступности или системы, ведущей с ней борьбу.

     По  истечении срока выполнения планов можно провести контрольный криминологический  анализ. Его целью является выяснение  следующих обстоятельств: какие  изменения произошли в состоянии, структуре и динамике преступности, какие причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений, удалось устранить в результате осуществления мероприятий, предусмотренных соответствующим планом, какие из них оказались наиболее эффективными и какие не сработали, какие криминогенные факторы продолжают действовать, какие появились новые и что нужно сделать для их устранения. Такой криминологический анализ служит не только формой контроля и отчета, но и основанием для составления очередного плана профилактики преступлений.4  
 

    3.Виды криминологических программ

     Программирование  борьбы с преступностью и предупреждения преступлений — это деятельность по разработке и реализации соответствующих целевых, комплексных программ, в которых определяется система (комплекс) мер борьбы с преступностью, предупреждения преступлений посредством указания целей, задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, их ресурсного обеспечения, а также показателей ожидаемых результатов.

     Программирование осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга, опросов общественного мнения населения, материалов деятельности правоохранительных органов.

     Субъекты  разработки и принятия программ осуществляют их финансирование, ресурсное и кадровое обеспечение, контроль за их реализацией.

     Разработка  программ является сложным процессом, включающим следующие основные этапы:

     1) обоснование программного решения  проблемы;

     2) формирование целей программы;

     3) разработка вариантов программы;

     4) разработка проекта программы;

     5) разработка сценария реализации программы.

     Программы борьбы с преступностью и предупреждения преступлений имеют достаточно сложное содержание, охватывающее: обоснование необходимости решения проблемы путем реализации соответствующей программы; цели, задачи, сроки и этапы ее реализации; систему программных мероприятий; меры финансового, материально-технического, кадрового обеспечения; объем и источники такого обеспечения.

     Криминологическое планирование— это целенаправленный процесс выработки плана, в котором на основе целей и задач в сфере борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный период времени. Планирование осуществляется на разных уровнях и реализуется в комплексных планах профилактики правонарушений, а также в ведомственных планах правоохранительных органов применительно к их задачам и функциям.

     Наиболее  распространенным видом планов деятельности по предупреждению преступлений длительное время были комплексные планы профилактики правонарушений. Они составлялись и реализовывались в масштабах республик, краев, областей, городов, районов, а также отдельных отраслей народного хозяйства. Система комплексного планирования профилактики преступлений имела, таким образом, не только территориальный, но и ведомственноотраслевой подход. Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства. В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению в стране системы такого планирования.

Информация о работе Криминологическое планирование