Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:54, реферат
Цель реферата рассмотреть криминалистическое планирование.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историческое развитие криминологического планирования;
дать определение понятия криминалистического планирования;
изучить задачи криминалистического планирования;
рассмотреть виды программ криминалистического планирования.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Развитие криминологического планирования……………………………………..5
Понятие и задачи криминологического планирования…………………….…....10
Виды криминологических программ………………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………………………....21
Список использованных источников и литературы……………………………………..23
Федеральная программа Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994–1995 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. № 1016, положила начало комплексному подходу к решению вопросов, связанных с борьбой с организованной преступностью. Несмотря на краткосрочный характер, данная программа создала основу для всестороннего развития процессов, которые явились адекватной реакцией государства на изменения, произошедшие в экономике и явившиеся причиной для появления новых видов преступлений. В дальнейшем были приняты: Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995–1997 годы» (Постановление Правительства РФ от 3 июня 1995 г. № 542), Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996–1997 годы (Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 600) и Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997–1998 годы (Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 906).
Подготовка и реализация Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999–2000 годы была вызвана тем, что преступность в России, несмотря на принимаемые усилия, стала приобретать характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку, остановить обвальный рост преступности.2
Таким образом, на основе сделанного исторического экскурса можно сделать следующие выводы.
1.
Проблема выработки мер
2. На первых этапах развития основ криминологической профилактики еще не делалось достаточно четких различий между планированием мер борьбы с преступностью и программно-целевым подходом как наиболее эффективной формой реализации задач предупреждения преступности.
3.
Практика программно-целевого
4.
До последнего времени использовался
опыт программно-целевого планирования
мер борьбы с преступностью, наработанный
в бывшем СССР, а также на постсоветском
пространстве. Только в начале нынешнего
тысячелетия были предприняты попытки
теоретического осмысления теории и практики
планирования мер борьбы с преступностью
на региональном уровне и реализации их
в конкретных нормативных и методических
документах.
Если криминологический прогноз является подготовительной стадией принятия решения о мерах предупреждения преступности, то план - это уже решение, содержащее указания о путях его реализации. Криминологическое планирование определяет круг и последовательность осуществления профилактических мер предупреждения преступности, вплоть до расстановки сил и средств, имеющихся в распоряжении правоохранительных органов.
Криминологическое планирование представляет собой научное определение целей и задач борьбы с преступностью и необходимых для этого мероприятий. Оно основывается на прогнозах преступности.
Планирование призвано упорядочить сложный и многогранный процесс предупредительного воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути работы, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей предупреждения преступного поведения в сложившейся конкретной ситуации.3
План борьбы с преступностью является управленческим решением, основанным на собирании, систематизации, обработке и анализе криминологической информации, - именно тем решением, которым устанавливаются на определенный период времени задачи и меры, направленные на достижение определенных целей по снижению преступности.
Содержанием
криминологического плана является
комплексная система
План
- это программа, состоящая из заданий,
преследующих определенные цели. Планом
предусматриваются исполнители
и сроки выполнения заданий. В
нем также содержатся указания о
средствах и путях его
Планы борьбы с преступностью бывают различных видов в зависимости от цели, сроков и субъектов планирования. Когда планирование охватывает борьбу с преступностью в целом, то разрабатываются так называемые комплексные криминологические планы. Они включают в себя решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Широта и характер мероприятий, предусмотренных в планах, определяет и круг субъектов планирования. К ним относятся органы власти, трудовые коллективы, органы внутренних дел, прокуратуры, суда, юстиции и общественные организации. Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях, краях и республиках.
Планируются и специальные меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокуратурой и юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым. Указанные планы обеспечивают взаимодействие социального планирования с осуществлением мер криминологической профилактики; взаимосвязь и целеустремленность в деятельности правоохранительных органов; согласование их совместных действий с другими государственными органами и общественными организациями.
По времени планирование бывает текущим (годовое, полугодовое, квартальное) и перспективным (пять и более лет). Перспективное (долгосрочное) криминологическое планирование определяет наиболее важные цели, стратегические направления и главные задачи борьбы с преступностью на длительный период времени. Они имеют стратегическое значение по отношению к годовым и иным текущим планам борьбы с преступностью.
Текущие планы основываются на перспективных планах, являются их конкретизацией и выполняются в более короткий период времени.
Эффективность системы планирования зависит и от ее гибкости, т. е. от возможности реагировать на всякие непредвиденные обстоятельства и изменения в состоянии преступности, оперативно устранять помехи и тем самым обеспечивать выполнение поставленных задач. Эту роль выполняет текущее планирование, которое призвано с учетом конкретной обстановки предусматривать меры, обеспечивающие в течение небольшого периода времени оптимальное решение вопросов, поставленных перспективным планом. Текущие планы по содержанию мероприятий должны быть строго индивидуализированы.
Разработка планов борьбы с преступностью проходит несколько этапов: подготовительный, аналитический, прогностический и программный.
В ходе подготовительного этапа создаются рабочие группы, определяются сроки криминологического планирования.
Криминологический анализ - это научно-исследовательская деятельность по сбору, обработке и систематизации криминологической информации. На этом этапе ставится задача определения количественных и качественных параметров преступности в территориальном или отраслевом разрезе и выявления ее социальных детерминант.
При планировании на прогностической стадии необходимо принимать во внимание взаимосвязь и взаимозависимость криминогенных детерминант и других социальных, экономических, образовательных, культурных и демографических процессов, происходящих в обществе.
При разработке программы намечаются главные направления борьбы с преступностью, определяются непосредственные задачи, устанавливаются сроки и график выполнения, а также уточняются субъекты, которым поручается выполнить план. Здесь же определяются меры, которые должны быть комплексными и должны влиять как на социальные детерминанты преступности, так и на изменение личности в позитивном плане. Кроме мер, ресурсов и исполнителей, определяются также формы контроля за выполнением планируемых мероприятий. Контроль не только обеспечивает исполнение, но и дает возможность вносить в план необходимые поправки в зависимости от изменений преступности или системы, ведущей с ней борьбу.
По
истечении срока выполнения планов
можно провести контрольный криминологический
анализ. Его целью является выяснение
следующих обстоятельств: какие
изменения произошли в
3.Виды криминологических программ
Программирование
борьбы с преступностью и
Программирование осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга, опросов общественного мнения населения, материалов деятельности правоохранительных органов.
Субъекты разработки и принятия программ осуществляют их финансирование, ресурсное и кадровое обеспечение, контроль за их реализацией.
Разработка программ является сложным процессом, включающим следующие основные этапы:
1)
обоснование программного
2) формирование целей программы;
3)
разработка вариантов
4) разработка проекта программы;
5) разработка сценария реализации программы.
Программы борьбы с преступностью и предупреждения преступлений имеют достаточно сложное содержание, охватывающее: обоснование необходимости решения проблемы путем реализации соответствующей программы; цели, задачи, сроки и этапы ее реализации; систему программных мероприятий; меры финансового, материально-технического, кадрового обеспечения; объем и источники такого обеспечения.
Криминологическое
планирование— это
Наиболее распространенным видом планов деятельности по предупреждению преступлений длительное время были комплексные планы профилактики правонарушений. Они составлялись и реализовывались в масштабах республик, краев, областей, городов, районов, а также отдельных отраслей народного хозяйства. Система комплексного планирования профилактики преступлений имела, таким образом, не только территориальный, но и ведомственноотраслевой подход. Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства. В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению в стране системы такого планирования.