Третья
группа мер – это меры по установлению
подростков, совершивших преступления,
привлечение их к ответственности,
судебное
рассмотрение
соответствующих уголовных дел,
исправление и перевоспитание тех
из них, кто не осужден к лишению
свободы.
Мы
выделяем этот этап в качестве самостоятельной
меры и не сливаем с этапом исправления,
перевоспитания уже осужденных несовершеннолетнихоопоооследующимоопричинам:
- привлечение к уголовной ответственности
подростка далеко не во всех случаях означает
его наказание в виде лишения свободы
и осуществление в отношении него воспитательно-карательного
воздействия в условиях воспитательно-трудовойооколонии;
- не всегда совершивший преступление
подросток вообще привлекается кооуголовнойооответственности;
- воспитательная работа должна начинаться
с момента обнаружения факта преступного
поведения несовершеннолетнего и продолжаться
в процессе всего хода расследования уголовного
дела и рассмотрение его воосуде.
Четвертая группа мер –
это воспитательные и карательные меры
к подросткам, отбывающим наказание в
воспитательно-трудовых колониях, в целях
предотвращения рецидива с их стороны.
Пятая группа мер – это меры по приобщению
к нормальной жизни, включению в трудовые
и учебные коллективы несовершеннолетних,
отбывающих наказание в местах лишения
свободы.
Работа с такими подростками должна быть
ориентирована в первую очередь на то,
чтобы они не допустили новых преступных
действий. Однако, проблема этим не исчерпывается,
поскольку освобожденные из колонии приобретают
ореол героев в глазах своих сверстников
и часто оказывают на них самое отрицательное
влияние, например, вовлекая в преступную
деятельность. Поэтому очень важно предупреждение
антиобщественного влияния отбывших наказание
на других лиц.
Все эти меры по предупреждению
преступлений несовершеннолетних в зависимости
от содержания, характера делятся на:
- Воспитательные, т.е. направленные на
перестройку нравственного сознания личности,
ее взглядов, потребностей, ориентаций.
Многие из форм воспитательной работы
(а именно в ней участвует наибольшее количество
организаций и учреждений) регламентированы
законом и иными нормативными актами.
Воспитательное воздействие реализуется
в ходе бесед, повседневных контактов
с подростком, путем вовлечения в работу
или учебу, подачи ему положительных примеров,
приобщения к художественной литературе,
искусству, спорту и т.д.
- Принудительные, т.е. уголовно-правовые,
административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые.
Все они, конечно, регламентированы правом
и применяются в основном правоохранительными
органами. Однако и общественные организации
участвуютоовооихоореализации.
- Организационные — специальные меры
по улучшению выявления и учета неблагополучных
семей и совершающих правонарушения подростков,
оказавшихся в трудных условиях и т.д.,
планирование работы с ними, контроль,
координацию действий различных организаций
(в отношении несовершеннолетних это наиболее
актуально в силу отмеченного выше значительного
числа субъектов предупредительнойооработы).
- Различные виды помощи подросткам, оказавшимся
в сложных жизненных ситуациях: устройство
на работу или учебу, разрешение семейных
конфликтов или конфликтов в учебных или
производственныхооколлективах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расследование
каждого вида преступлений, совершенных
несовершеннолетними, имеет определенную
специфику. Однако, несмотря на это, в
методике расследования всех преступлений,
совершаемых указанными лицами, есть
много общего, обусловленного прежде
всего возрастными, специальными, психическими,
функциональными и другими особенностями
личностей их субъектов, а также
иными криминалистическими, уголовно-правовыми
и процессуальными особенностями
указанных уголовных дел. Вышеназванное
позволило выделить общие черты
криминалистической характеристики преступлений,
совершаемых несовершеннолетними,
и соответственно разработать общие
положения методики их расследования.
Криминалистическое
изучение преступлений, совершаемых
несовершеннолетними, показало, что, несмотря
на разнообразие указанных деяний,
структура их криминалистической характеристики
однотипна и соответствует той
структуре, которая раскрыта в данной
работе.
Предметом
имущественных преступлений несовершеннолетних
— краж, грабежей и разбоев, как
правило, являются объекты, составляющие
типично "подростково-юношеский"
ассортимент ценностей: деньги; любые
малогабаритные и легко транспортируемые
вещи и т.п.
Потерпевшими
от указанных преступлений чаще всего
становятся их сверстники, малолетние;
женщины, девушки, распивающие спиртные
напитки с будущими насильниками;
лица обоего пола, находящихся в
состоянии опьянения, и др.
Для
способа совершения имущественных
преступлений (чаще всего в групповом
исполнении) прежде всего характерен
непрофессионализм действий несовершеннолетних
преступников, проявляющийся в отсутствии:
тщательной подготовки к их совершению
(хотя и это бывает) и сокрытия
следов преступления; сложных ухищрений
и инсценировок (например, избрание
сложного пути проникновения на объект,
попытки использования разных способов
проникновения при игнорировании
наиболее реального пути и др.). Часто
указанные действия носят поспешный
характер. Присуща и "серийность"
преступлений, если предыдущее преступление
не было раскрыто. При совершении имущественных
преступлений часто на местах их совершения
бессмысленно портятся и уничтожаются
товары, оборудование, повреждаются помещения,
оставляются нецензурные надписи
и т. д.
Для
обстановки совершения названных преступлений
свойственно следующее: местами их
совершения чаще всего являются различные
помещения (магазины, киоски, дачи, квартиры,
садовые домики, подъезды, подвалы, дискотеки
и др.), а также дворы, улицы, автомашины.
Совершаются они чаще всего в свободное
от занятий или работы время, не контролируемое
родными. Время может быть вечерним и реже
дневным.
Главным
же элементом криминалистической характеристики
анализируемых преступлений являются
типологические черты личности таких
правонарушителей. Несовершеннолетними
по действующему уголовному признаются
лица, которым ко времени совершения
преступления исполнилось четырнадцать,
но не исполнилось восемнадцать лет.
Для лиц этой возрастной группы характерно
следующее: стремление к самоутверждению,
что при незавершенном психическом
и физическом развитии и отсутствии
жизненного опыта ведет к некритической
оценке жизненных ситуаций, собственного
поведения и подпаданию под влияние
рецидивистов или "сильных личностей";
повышенная эмоциональность и неуравновешенность
характера; частое проявление грубости,
доходящей до цинизма и безразличия
к нравственным и правовым нормам,
общественному порядку.
Если
же преступление совершается организованной
преступной группой несовершеннолетних,
то указанная группа становится самостоятельным
объектом криминалистического изучения.
Все
перечисленные элементы криминалистической
характеристики теснейшим образом
связаны между собой, и знание
характера этих связей позволяет
правильнее определить основное направление
расследования и выявить источники
получения необходимой информации
по делу.
План
расследования анализируемых преступлений
разрабатывается с учетом особенностей
первоначальных следственных ситуаций,
их информационной насыщенности, а
также исходя из того, задержан преступник
или нет. При этом в плане должно
быть предусмотрено выяснение всей
совокупности необходимых обстоятельств.
План
расследования на первоначальном этапе
должен предусматривать проверку не
только обычных версий, свойственных
расследованию преступлений определенного
вида, но и таких версий: является
ли подозреваемый несовершеннолетним;
совершил ли он преступления один или
в группе; нет ли в этой группе
взрослых организаторов, подстрекателей;
не было ли совершено подозреваемым
несовершеннолетним аналогичных нераскрытых
или еще не выявленных преступлений.
Весьма
специфичным при расследовании
дел о преступлениях несовершеннолетних
является круг подразделений органов
внутренних дел, с которыми взаимодействует
следователь. Так, следователь по этим
делам взаимодействует не только с оперативными
работниками уголовного розыска и работниками
инспекций по делам несовершеннолетних,
но и с участковыми инспекторами, работниками
дежурных частей, постовой и патрульной
службы, следственных изоляторов и воспитательно-трудовых
колоний.
По
результатам установленных причин
таких преступлений и способствующих
им условий необходимо осуществлять
соответствующие профилактические
мероприятия.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
I.Нормативно-правовые
акты:
- Конституция
Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями
и дополнениями, принятыми на республиканских
референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября
2004 г.). – Минск: Амалфея, 2010. - 48 с.
- Об органах
внутренних дел Республики Беларусь: Закон
Республики Беларусь № 263-З от 17 июля 2007
года (в ред. Закона Республики Беларусь
31 декабря 2010 г.). // Консультант Плюс: Беларусь.
Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО
«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.
Республики Беларусь. Минск, 2011.
- Об основах
деятельности по профилактике правонарушений:
Закон Республики Беларусь, 10 ноября 2008
г., № 453-З (в ред. Закона Республики Беларусь
28 декабря 2009 г.) // Консультант Плюс: Беларусь.
Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО
«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.
Респ. Беларусь. Минск, 2011.
- Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних:
Закон Респулики Беларусь, 31 мая 2003 г.,
№ 200-З (в ред. Закона Республики Беларусь
21 июля 2008 г.) // Консультант Плюс: Беларусь.
Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО
«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.
Респ. Беларусь. Минск, 2011.
II.Учебно-справочные
пособия:
- Андреев И.
С., Грамович Г. И., Порубов Н. И. Криминалистика.
- Минск, 1997.
- Биленчук
П. Д., Ермаков А. С., Ломако З. М., Назаров
В. С. Справочное пособие для следователей.
-Киев:Атика, 1991- 215с.
- Колесниченко
А. Н., Коновалова В. Е. Криминалистическая
характеристика преступлений. - X.:РИФ,
1995 – 230с.
- Коновалова
В. Е. Правовая психология. - X.:Ельга, 1997
- 280с.
- Коновалова
В. Е. Психология в расследовании преступлений.
Х.:ЮНІТІ, 1998 - 200с.
- Ларин А.М.
Расследование по уголовному делу: процессуальные
функции. М.: ЮРЛИТ, 1996 – 270с.
- Мельник Н.И.,
Хавронюк Н.И. Научно-практический комментарий
Уголовного кодекса Украині. – К.Каннон,
2002 – 1216с.
- Миньковский
Г.М. Социально-психологический портрет
личности несовершеннолетних правонарушителей.
– М.: БНК, 2004 – 131с.
- Олейник П.А.,
Сорока О.В. Руководство для следователей.
М.:Юр.лит, 1998 – 446с.
- Прозументов
Л. М. Проблемы предупреждения преступности
несовершеннолетних. – Томск: Изд-во ТГПУ,
1999 г.
- Яблоков
Н.П. Криминалистика. Краткий ученый курс
– М.:НОРМА, 2001 – 384с.
- Яблоков
Н.П. Криминалистика. Учебник. – М.:БНК,
1996 – 708с.