Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:18, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является осветить особенности криминологической характеристики преступлений несовершеннолетних.
Исходя из данной цели можно сформулировать следующие задачи, а именно осветить:
а) понятие и характеристику преступности несовершеннолетних;
б)криминологическую характеристику личности несовершеннолетних преступников;
в) причины и условия преступности несовершеннолетних;
г) предупреждение преступности несовершеннолетних.
Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и характеристика преступности несовершеннолетних…….4
2.Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников……………………………………………………………….8
3.Причины и условия преступности несовершеннолетних…………….11
4.Предупреждение преступности несовершеннолетних………………..14
Заключение………………………………………………………………...17
Список используемых источников……………………………………….20
Социализация
представляет собой процесс формирования
личности в определенных социальных
условиях, социальных группах и приобретения
жизненного опыта, усвоения ценностей,
норм и правил поведения. Отклоняющееся,
в том числе противоправное, поведение
связано с дефектами
Для
понимания позитивных и негативных
эффектов социализации представляет интерес
психосоциальная концепция
Обязательному учету в процессе социализации и формирования личности несовершеннолетнего подлежат кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 лет. Кризисы новорожденного, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет, 17-18 лет) проходят относительно свободно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход личности к новому, высшему периоду развития.
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как для него самого, так и для тех, кто занимается воспитанием (родителей, учителей), является кризис подросткового возраста.
Для него характерны эмоциональная неустойчивость подростка, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющихся в неоправданной резкости и повышенной конфликтности с окружающими. Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями, объясняется тем, что меняется система отношений подростка с окружающими его людьми.
Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.
Подводя итог сказанному, отметим, что
наличие причин и условий, способствующих
преступности несовершеннолетних, не
означает, однако, фатальной неизбежности
совершения ими преступлений. Указанные
причины и условия в определенной степени
поддаются регулированию, нейтрализации
и устранению. Важное значение в связи
с этим приобретает общая и индивидуальная
профилактика - система мер предупреждения
преступности, применяемых государственными
органами, в том числе органами внутренних
дел, в отношении несовершеннолетних,
совершающих преступления.
3.Причины и условия преступности несовершеннолетних
Контингент
несовершеннолетних преступников пополняются
за счет подростков, бросивших школу,
второгодников, отстающих. Указанные
обстоятельства приводят к тем же
последствиям, что и безнадзорность
в семье: ослабляются и разрываются
социальные связи, облегчается контакт
с источниками отрицательных
влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный
уровень большей частью влечет запросов
и интересов личности, ослабляет
самоконтроль и искажает самооценку.
Недостатки в организации
трудоустройства и воспитания в трудовых
коллективах. Речь идет о несвоевременном
устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет,
оставивших или окончивших школу и не
продолжающих учебу; о недостатках профориентации,
неправильном отношении к работающим
несовершеннолетним (нарушение законодательства
об условиях труда, отсутствие заботы
об их вовлечении в вечерние и заочные
учебные заведения и в профессиональную
учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления
- особенно с учетом того, что контроль
семьи за работающим несовершеннолетним
ослабляется, в его распоряжении оказываются
личные деньги и он стремится доказать
свою «взрослость», - способствуют бесцельному
времяпрепровождению в свободное время,
контакту с источниками, отрицательных
влияний.
Недостатки в организации досуга,
например слабое развитие сети клубов,
кружков, спортивных секций, отсутствие
заботы о вовлечении и закреплении в них
несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных
условиях жизни и воспитания. Существование
этих недостатков в определенной степени
связано с упущениями в социальном планировании
в районах, городах, областях, когда вопросы
роста количества мест в учреждениях,
организующих культурный досуг несовершеннолетних.
Преступность несовершеннолетних,
имеет свои причины. Причины – это негативные
социально-психологические детерминанты,
включающие элементы экономической, политической,
правовой, бытовой психологии на разных
уровнях общественного сознания, порождающие
преступность как следствие1.
Преступность
несовершеннолетних – это явление,
имеющее множество граней, а это
значит, что причины ее нельзя познать,
изучая лишь отдельные факторы или
стороны нравственного
Важно
отметить, что эти причины –
не простая сумма социальных явлений,
а целостная система
Во
взаимодействии с причинами необходимо
также рассматривать условия
преступности. Условия – это различного
рода организационно-управленческие упущения
и просчеты, недостатки правового, технического
порядка, поддерживающие действие субъективных
причин преступлений. Условия подразделяются
на объективные и субъективные. Субъективные
условия преступности несовершеннолетних
можно определить как социально-психологические
особенности несовершеннолетних (черты
характера, темперамент, возраст). Объективными
условиями можно считать
Необходимо
отметить, что в криминологии широкое
распространение получила точка
зрения, исходя из которой, поведение
отдельной личности детерминируется:
общественной средой – общий уровень
социальной детерминации (макросредой);
непосредственным окружением (микросредой);
внутренними миром конкретного
человека. Каждая последующая составляющая
указанной пирамиды определяется предыдущей,
то есть микросреда во многом определяется
макросредой, личностные качества человека
– микросредой, а все три уровня
взаимообусловлены и
Большую роль следует отвести объективным факторам, что мы и сделаем. При этом важно отметить то, что конечный результат воздействия этих факторов – формирование криминогенного мировоззрения у подростка, которое также зависит и от его морально-нравственных качеств, влияния особенностей подросткового возраста таких, как незрелость воли, отсутствие жизненного опыта, подверженность чужим влияниям, стремление показать себя сильным, склонность к риску, подражание взрослым, обидчивость, неустойчивость склонностей и интересов, характер, темперамент, иногда и психические аномалии, романтизм.
Объективными причинами преступности несовершеннолетних можно считать недостатки в политической, экономической, социальной жизни нашего государства, недостатки, связанные с защитой прав ребенка, недостатки в профилактической деятельности, указанных в законе органов профилактики, да и сами эти законы. Большую роль также играют фоновые явления (или условия) преступности несовершеннолетних.
Применительно
к несовершеннолетним процессы и
явления современной
4.Предупреждение преступности
несовершеннолетних
Меры проводимые
по предупреждению преступности несовершеннолетних
могут быть разделены на пять групп. При
этом первые две направлены на профилактику
первичной преступности, а последниептрил–ррецидивной.
Первая группа мер
- это меры по устранению неблагоприятных
условий семейного воспитания детей, которые
чаще всего приводят к нравственной деформации
личности подростка и становлению его
на путь совершения антиобщественных
поступков. Эти меры предусматривают воздействие
только на родителей или лиц, их заменяющих;
причем эта мера может быть и чисто воспитательным
и принудительным (например: лишениеоородительскихооправ).
Данная группа мер применяется на этапе
ранней профилактики преступлений несовершеннолетних,
когда появляется лишь отдельная угроза
нравственному здоровью человека. Это
чрезвычайно серьезный этап предупредительной
работы, ибо, как показывает практика,
результаты негативного влияния на ребенка
в дальнейшем устраняются с большим трудом,
и то лишь при условии специального педагогического
воздействия. Ранняя профилактика всегда
связана с выявлением неблагополучных
семей и принятием мер к устранению этогооонеблагополучия.
Вторая группа мер –
это меры по оказанию помощи подросткам,
оказавшимся в неблагоприятных условиях
жизни и воспитания, начавшим совершать
поступки, свидетельствующие о высокой
степени вероятности становления их на
преступный путь (уход из дома и бродяжничество,
мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.)
в сочетании с плохой учебой и дисциплиной
в школе, неподчинение родителям и т.д.
Главное здесь – воспитательные
усилия направленные на подростка, иногда
сочетаемые с принудительными мерами.
Последние могут широко использоваться
в отношении родителей, а также тех, кто
вовлекает подростков в пьянство, совершение
правонарушений и т.д.
Эффективное применение этих двух мер
во многом предопределяет успех всей работы
по предупреждению преступности несовершеннолетних.
Более того, само существование трех последних
этапов – это порождение брака в деятельности
на первых двух этапах.
_____________________
10Прозументов Л. М. Проблемы
предупреждения преступности несовершеннолетних.
– Томск:ОИзд-воОТГПУ,О1999г.
Информация о работе Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних