Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:00, контрольная работа
Криминальная субкультура, как и преступность имеет множество причин. Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функционирования пока нет. Это в значительной степени связано с неизученностью социальных процессов в духовной сфере общества.
1.Введение стр.3
2. Криминальная субкультура: понятие, уровни. стр.4
2.1.Функции криминальной субкультуры стр.7
2.2.Содержание криминальной субкультуры стр.9
3. Криминальная субкультура в современном мире стр.13
4.Заключение стр.26
5. Список использованной литературы стр.28
Содержание криминальной субкультуры :
«Законы» криминального мира
Обычаи уголовников:
-ритуалы
-традиции
-стратификация профессиональных преступников, осужденных
Средства коммуникации:
-жаргон
-криминальные клички
-татуировки
-тайнопись
-фольклор: шансон, былины, сказки;
-пословицы, присказки
-загадки-«приколы», театрализованные обряды
-жесты
-граффити
-символы
-язык одежды
-игры
3.Криминальная субкультура в современном обществе.
Надо сказать, что в последние десятилетия произошли существенные перемены в отношении общества к преступности и ее проявлениям. Криминальная субкультура, о которой раньше предпочитали не говорить, в настоящее время получила легальный статус наряду с общей культурой. Некоторые утверждают, что это часть общей культуры и нет ничего страшного в том, что общество будет знать некоторые постулаты криминальной субкультуры. Между тем, не учитывается самое главное − криминальная субкультура – это не часть общей культуры, а ее прямой антипод. Кроме того, по своей природе она социально агрессивна. Представители криминальной субкультуры не жалеют ни сил, ни средств для того, чтобы вытеснить лучшие вековые традиции культурного наследия человечества и подменить их суррогатом сомнительных произведений так называемого тюремного искусства. При этом подмена понятий происходит в завуалированных формах, откровенно уголовные песни называются почему-то “бытовыми” песнями, уголовный жаргон и терминология – “бытовым” разговором. Никого не удивляет, что ведущие журналисты разговаривают со своими читателями на страницах газет и по телевидению на полублатном языке. Тюремный термин “беспредел” стал общеупотребительным, ее говоря уже о том, что массовыми тиражами выходят книги, написанные на матерном языке. В игровых фильмах актеры позволяют себе нецензурно выражаться, чтобы, как говорят режиссеры, приблизить экранную жизнь героев к реальной.
Криминальная (делинквентная) субкультура пока еще не стала, но становится составной частью нашей жизни. С экранов телевизоров нас пугают бесконечные сериалы о жизни бандитских группировок, в радиоэфире не смолкает “блатная” (уголовная) музыка, которая называется теперь “бытовой”. Спонсоры, о происхождении денег которых можно только догадываться, организовали выход в эфир и регулярную работу специфической радиостанции – “Шансон”. Само название радиостанции, учитывая ее содержательную сторону, выглядит некорректно. Шансон (от франц. chanson) – французская народная песня XV−XVI вв., профессионально полифоническая, которая исполнялась хором, обычно из числа ремесленников, во время работы. (Полифония – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов. В XV−XVI вв. получила распространение хоровая полифония строгого стиля, основанная на диатонике простых по интонациям и ритмике темах. На смену ей пришла полифония свободного стиля, зачастую инструментальная, с применением главным образом мажора и минора, сложных по интонациям и ритмике тем.) В этом смысле, наверное, отечественные бурлаки являлись непосредственными исполнителями шансона. В современном французском языке шансон − это современная эстрадная, обычно авторская, песня из репертуара шансонье, т.е. тех лиц, которые пишут песни и сами их исполняют. У нас такие песни называются авторскими и к блатным они не имеют отношения. Исходя из этого, скорее радиостанцию следовало бы назвать − “Шансонеткой”. Шансонетка (от франц. chansonnette) – песенка игривого, часто фривольного содержания, исполняемая обычно дамой, зачастую легкого поведения. Исполнительниц таких песенок в ресторанах и кафе называли шансонетками. Видимо, название “шансонетка” для организаторов радиостанции показалось слишком легкомысленным и двусмысленным. Между прочим, в этом также проявляется определенное лицемерие представителей криминальной субкультуры − обвиняя всех и вся в лживости, они сами действуют по принципу обмана и двуличия[18].
На развитие и распространение криминальной субкультуры в настоящее время оказывают непосредственное влияние разрушительные общесоциальные процессы: 1) безумное уничтожение собственной национальной культуры; 2) крушение идеалов молодежи; 3) дезорганизация и разбалансирование всех общественных институтов; 4) деидеологизация; 5) разрушение школьного среднего образования. При этом хотел бы подчеркнуть, что процессы, связанные с деидеологизацией, получили довольно неожиданное развитие. Возникший вакуум в области идеологии оказался ничем не заполненным. И у нас выросло целое поколение, для которого идеологией является отсутствие идеологии!
Удивляет в этой связи массовое внедрение в сознание граждан чуждых нам вещей. Разнообразные телевизионные игры (“Слабое звено”, “Последний герой”, “За стеклом” и т.п.) построены на принципах личной победы ценой уничтожения своего товарища. При этом во все времена, даже среди некоторой части преступников, девиз был другой − сам погибай, а товарища выручай! Поэтому победу в Великой Отечественной войне одержали мы, а не наши враги.
Как справедливо говорит В.Н. Кудрявцев, на современной криминальной субкультуре особо сказались два обстоятельства. Во-первых, произошло массовое вытеснение прежних “воров в законе” и присущих им взглядов и традиций новым поколением преступников, которые не изолируются от общей социальной среды, но, наоборот, активно в нее внедряются, привнося свои новые “правила игры”. Во-вторых, наблюдается сближение преступной субкультуры с нравами современного кризисного общества, в котором “идет война всех против всех”, что очень устраивает представителей воровского мира[19].
Распространению криминальной субкультуры способствует рост количества детективной литературы, детективных фильмов, в которых смакуются элементы преступной деятельности, роль, место, значение и влияние каждого члена преступного сообщества на общественную жизнь, причем, в основном, путем преувеличения такого влияния. Приходится слышать, что американское общество пережило фильм “Крестный отец”, который не оказал на него негативного влияния, но зато стал шедевром мирового киноискусства. Думаю, в этом проявляется двойное лукавство. Во-первых, как только фильм вышел на большой экран, вокруг него разгорелись жаркие споры, и большинство не только криминологов, но и общественных деятелей и авторитетных представителей культурной элиты указывали, да и сейчас указывают на серьезные негативные элементы фильма. Прежде всего, речь идет об определенной идеализации мафиозного мира и откровенном сочувствии и автора сценария Марио Пьюзо, и режиссера Фрэнсиса Копполы к экранному герою − крестному отцу. Во-вторых, и это самое главное, фильм имел ретроспективную основу и снимался, а тем более показывался в то время, когда наиболее одиозные “мафиози” сидели в тюрьмах США, а большинство самых опасных преступных группировок (murder corporation) были разгромлены. Более того, в 1930−1940-х гг., когда действительно в США хозяйничали преступные кланы, существовало негласное правило − нельзя было показывать полицейских в негативном плане, и в фильмах полицейские всегда побеждали преступников.
Другая причина распространения криминальной субкультуры – миграционные процессы, которые начались в связи с великим переселением молодежи на “стройки коммунизма”, и продолжаются сейчас, но уже в связи с распадом некогда единой страны. Что касается “строек коммунизма”, то, к сожалению, этой проблеме никогда не уделялось должного внимания. Не секрет, что, помимо комсомольских активистов, на эти стройки в основном направлялись условно освобожденные и условно осужденные лица из числа молодежи. Условия быта и работы были не самые идеальные, а надлежащая профилактическая работа с указанным контингентом практически не велась. Строго говоря, эти стройки были разновидностью каторжных работ, с тем только условием, что за работу платили вполне приличную заработную плату. Но благодаря недальновидной социальной политике, молодежная и криминальная субкультуры в местах больших строек создавали особый социально-психологический климат. Последствия сложившейся криминальной общности на этих стройках, думаю, мы до конца еще не осознали. Например, существующая криминальная общность в Братске угрожает не только косвенно, но и непосредственно социальным инфраструктурам Иркутска, который находится на расстоянии около 600 км.
Самое ужасное, что криминальная субкультура непосредственно связана с несовершеннолетними и молодежью, имеющими криминальную направленность. Нормы и ценности криминальной субкультуры являются мощными регуляторами индивидуального поведения, обладают высочайшей степенью референтности в силу действия механизмов психического заражения, подражания, прессинга, постоянно создающими ситуацию фрустрации и психической травмы для молодого человека. Референтная группа, согласно Д. Глассеру, − это группа, на которую человек ориентируется и которая служит ему эталоном, независимо от того, хочет он к ней принадлежать или нет. М. Шериф полагает, что нормы и ценности референтной группы являются для человека главными ориентирами, в соответствии с которыми он организует свою жизнь. В свою очередь М.Р. Хэскелл говорил, что уличная группа, совершающая противоправные деяния, и которая становится референтной группой для подростка, принадлежит к делинквентной (криминальной) субкультуре[20].
“Тусовочная” молодежная субкультура является копилкой криминального опыта, регулятором деятельности несовершеннолетних делинквентных подростков, одобряя один тип поведения (как правило, противоправный) и пресекая другой (социально полезный).
Особенность криминальной субкультуры в среде несовершеннолетних правонарушителей состоит в том, что в ней постоянно обновляются и совершенствуются нормы и ценности преступной среды. Около 60% участников молодежной тусовки психологически готовы к употреблению алкоголя, 8% − к употреблению наркотиков, 5% − к употреблению токсических веществ. Только 36% из них имеют самостоятельный заработок.
Без преувеличения можно сказать, что криминальная субкультура – основной механизм криминализации молодежной среды.
История криминальной субкультуры – это постоянная ожесточенная борьба между традиционалистами и модернистами. На современную криминальную субкультуру оказывает сильное влияние девальвация этических ценностей в современном обществе:
1) обесценивается результат любого труда;
2) наблюдается крайнее неуважение к частной и государственной собственности со стороны власти;
3) продолжает обесцениваться человеческая жизнь, что всегда было характерно для периодов военных конфликтов и социальных потрясений (Гражданская война, Великая Отечественная война, социальные реформы 1990-х гг.).
Криминальная субкультура, как я уже говорил, агрессивна. Агрессия ее происходит в двух формах:
1) тихая (незаметная или ползучая);
2) вызывающая или откровенная.
Для представителей криминальной субкультуры характерен патриотизм, который удивительным образом перемежается с примитивным рационализмом. Патриотизм присущ потому, что у наиболее ярких носителей криминальной субкультуры – тоталитарное сознание. В свою очередь, как справедливо говорит Ю.М. Антонян, центральной характеристикой тоталитарного сознания есть вера в простоту мира. Любое явление может быть сведено к легко описываемому, наглядному сочетанию нескольких первичных феноменов. Иллюзия простоты создает иллюзию всемогущества. Любая проблема может быть решена, достаточно отдать верные и правильные приказы. Особенно это нравится подрастающему поколению, которое практически всегда и во все времена, до определенного возрастного порога стремится познать мир через простоту восприятия. Поэтому молодых людей привлекают тоталитарно ориентированные личности. Тоталитарно ориентированные личности и группы бессознательно ощущают цивилизацию, как утратившую свой престиж. Прошлое примитивное устройство жизни и межличностных отношений влечет их, поскольку в нем они могут обрести психологический комфорт. Именно из-за этого с такой свирепостью они начинают бороться с цивилизацией. Отсюда проявления непонятной для окружающих агрессии и вандализма. Проявления примитивизма были и у Гитлера, и у Сталина. Для многих преступников образ Сталина до сих пор является культовым. История ВКП(б), фактически отредактированная Сталиным, полна упрощений и примитивных обобщений. Что касается Гитлера, то Геббельс утверждал буквально следующее: “Фюрер мастер упрощения, сложнейшие проблемы он видит в их лапидарной примитивности”.
До недавнего времени бытовало мнение, что криминальная субкультура имела место лишь в уголовно-исполнительных учреждениях. Справедливо, что именно здесь криминальная субкультура наиболее рельефно выражена и, скорее всего, именно здесь она и зародилась. Поэтому в социальном пласте криминальной субкультуры наибольшее влияние имеет тюремная субкультура. Тюремное мышление порождает преступное поведение. Криминальное сознание, образ мышления возникают в психике преступника еще до того, как он совершит преступление.
В тюремных сообществах признаки криминальной субкультуры выглядят следующим образом:
1) наличие враждующих асоциальных группировок;
2) жесткая групповая стратификация (иерархия ролей);
3) наличие системы мелких исключений для “верхов”;
4) психологическая и физическая изоляция “отверженных”;
5) наличие кличек;
6) распространение азартных игр;
7) распространение тюремной лирики и блатных (уголовных) песен;
8) распространение уголовного жаргона;
9)распространение татуировок;
10) насаждение тюремных традиций и воровских клятв;
11) вандализм.
Преступники-профессионалы прошлого имели более строгую мораль. До революции мораль преступников-профессионалов поддерживала царская полиция, поскольку это было выгодно. Иметь дело с преступниками, придерживавшимися определенных правил и принципов, было легче. Я сам был свидетелем, когда следователь говорил мне, что с профессионалом иметь дело проще: он не будет отпираться от очевидных фактов. Если доказательства есть, он сразу признается и начинает торг, что он признает, что нет, кого сдает, а кого нет. Если попадается новичок, он отрицает даже очевидные вещи, и с ним намного сложнее. Никогда не знаешь, что он выкинет в следующий момент, договориться с ним ни о чем невозможно. Кстати, такие люди больше подпадают под власть адвокатов, а профессиональные преступники знают им цену и не церемонятся с ними!
В последнее время произошли существенные изменения в криминальном мире и криминальной субкультуре:
1. Коррупция и блат разъедают не только общество в целом, но и преступную среду.
2.Сложилась определенная мозаичность причин преступного поведения. Выделить первопричину или главную или основную причину преступного поведения невозможно.
3. Произошла деформация политической психологии, что проявляется в распространенном заблуждении, что демократия – это вседозволенность. Растет неверие в устойчивость государственных институтов, стабильность власти, ее способность обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, правопорядок, защиту прав и интересов граждан. На этом фоне наблюдается оживление политического и идеологического экстремизма, во многом провоцируемого представителями преступного мира.
4. Деформация правосознания проявляется в правовом нигилизме, негативном отношении к праву, правовой неграмотности, потере ориентиров правового поведения, неверии, что право может выступать эффективным регулятором общественных отношений, убеждении в отсутствии равенства граждан перед законом, недоверии к правоохранительным органам, уверенности в безнаказанности преступников. Нередки случаи, когда для защиты своих законных интересов гражданам приходится платить деньги милиционерам. Подчеркиваю, для того, чтобы привлечь преступника к ответственности, у потерпевших милиционерами вымогаются деньги! И это не исключение, а правило: 39% граждан говорят о своем бесправии в случаях общения с представителями правоохранительных органов.
Информация о работе Криминальная субкультура как фактор, обуславливающий преступность