Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:00, контрольная работа
Криминальная субкультура, как и преступность имеет множество причин. Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функционирования пока нет. Это в значительной степени связано с неизученностью социальных процессов в духовной сфере общества.
1.Введение стр.3
2. Криминальная субкультура: понятие, уровни. стр.4
2.1.Функции криминальной субкультуры стр.7
2.2.Содержание криминальной субкультуры стр.9
3. Криминальная субкультура в современном мире стр.13
4.Заключение стр.26
5. Список использованной литературы стр.28
28
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Криминология
К защите ______________________________
(допущена, не допущена)
Руководитель ___________________________
Дата защиты: ____________ Оценка_______
Калининград 2010
ПЛАН
1.Введение
2. Криминальная субкультура: понятие, уровни.
2.1.Функции криминальной субкультуры
2.2.Содержание криминальной субкультуры
3. Криминальная субкультура в современном мире
4.Заключение
5. Список использованной литературы
1.Введение.
Криминальная субкультура, как и преступность имеет множество причин. Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функционирования пока нет. Это в значительной степени связано с неизученностью социальных процессов в духовной сфере общества.
Но нельзя подходить к изучению истоков криминальной субкультуры с позиций поиска единственной причины или ряда причин, не связанных друг с другом. По-видимому, нужно искать комплекс многоуровневых причин и условий, находящихся в постоянной динамике и составляющих определенную систему: главных и второстепенных, прямых и косвенных, внешних и внутренних (внутри самой преступности и ее субкультуры, способствующих ее саморазвитию).
Ясно только, что преступности без криминальной субкультуры не бывает, так же как данная субкультура не может существовать без преступности. Криминальную субкультуру порождают те же объективные причины, что и преступность, которая чужда официальной культуре общества и является в нем как бы "другой жизнью".
Преступность - это не только сами противоправные действия, но и группы, общности лиц, их совершающие. По статистике на территории СНГ насчитывается около 10 тыс. преступных групп, в каждой минимум -8-10 человек. При этом многие из них имеют свои "филиалы" в виде подростковых и молодежных групп.
Между многими группами существуют контакты, произведен раздел сфер влияния. Таким образом, преступники представляют из себя социальную общность, слой общества. Как и любая другая общность, преступники придерживаются определенного образа жизни. Именно криминальная субкультура является определенным стабилизатором, регулирующим жизнь преступных сообществ, вносящих в него своего рода порядок, как бы мы к этому не относились.
Криминальная субкультура как часть культуры общества зависит от процессов, происходящих в нем.
2. Криминальная субкультура: понятие, уровни.
..
При рассмотрении закономерностей и путей (механизма) воздействия на преступность условий материальной и духовной жизни общества, «...неизбежно возникает вопрос о культуре как об одном из важнейших феноменов, с которым непосредственно связаны все формы человеческой деятельности, в том числе и противоправное поведение».[1]
Человек, социальная среда и культура общества составляют неразрывную связь, изучение которой позволяет выявить основные тенденции и пути развития общества.
Преступность, преступные сообщества во все времена оказывали серьезное влияние на нравственное состояние общества, а значит и субкультуру преступников необходимо рассматривать как составную часть культуры. «Если преступность представляет собой барометр состояния нравственного здоровья общества, то и распространенность субкультуры преступников вне сфер их общения выполняет те же функции»[2]. Таким образом, культура любого общества — это не только ценности, признанные в официальных кругах. В ее структуру входят взгляды, образ жизни, присущие криминальным сообществам и свидетельствующие об особой актуальности данной проблемы для России, в которой происходит перестройка во всех сферах и когда определяется будущее страны.
Культура и ее разновидности, а также ее система являлись чаще всего предметом изучения таких наук как философия, социология, культурология, исторические науки и др. Однако в связи с ростом преступности, криминализацией общества и восприятием определенной частью населения ценностей и образа жизни преступных сообществ возникла необходимость в научно обоснованном противодействии этим явлениям, что потребовало более глубокого изучения этих процессов в рамках криминологии, в том числе и криминальной субкультуры, служащей духовной подпиткой для преступного мира.
В целях уточнения понятия «криминальная субкультура» необходимо раскрыть и разграничить сходные понятия и определения, которые позволят более точно определить указанный феномен и наметить основные пути и направления преодоления его развития и распространения.
Особенно важно определиться с понятием культуры вообще. Так, Н.П. Петрова, проанализировав имеющееся разнообразие дефиниций культуры, с учетом современного состояния социологии культуры формулирует понятие культуры следующим образом: «Культура - это совокупность ценностей и норм, продуктов материального и духовного производства и способов жизнедеятельности людей по их созиданию, распространению и потреблению»[3]. Структура культуры, по ее мнению, многопланова и включает в себя: а) ценности и нормы; б) продукты материального и духовного производства; в) способ создания, распространения и потребления людьми этих компонентов культуры и соблюдения ее норм. Эти признаки в целом присущи и криминальной субкультуре, и будут нами учитываться в дальнейшем.
Культура - сложное социальное образование, имеющее множество подсистем. Они различаются в зависимости от того, что лежит в основе их типологизации. Одним из таких оснований является субъект культуры, а именно: какая социальная группа является носителем данной подсистемы культуры, ее субъектом. В социологии специфические особенности культуры различных социальных групп получили обобщенное выражение в понятии «субкультура».
Впервые понятие «субкультура» как научный термин появилось за рубежом в 30-е годы XX века, а на страницах отечественной литературы - в 60-е годы в связи с рассмотрением и критическим анализом молодежных движений на Западе (хиппи, битники, представители оккультизма, мистицизма и т.д.).В большинстве определений понимание субкультуры базируется на ее отличии от доминантной (господствующей) культуры. Криминальная (лат. criminalis — преступный) субкультура (лат. sub —под, внизу, возле; вторичность, второстепенность, подчиненность + лат.cultura — возделывание, обрабатывание; поклонение, почитание; воспитание, образование, развитие) — это обработанная преступным миром под себя система человеческих ценностей, духовных, интеллектуальных, материальных, эстетических, противопоставляемая общечеловеческим сокровищам и оценкам.
Криминальная субкультура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие криминальные, анти-правовые ценности от поколения к поколению.
В криминальной субкультуре функционирует многоуровневый состав криминального правосознания, которое может быть в зависимости от его направленности, содержательности самым различным:
1) нигилизм (лат. nihil — ничто, ничего), т.е. при понимании, что такое право — право для них (него) ничто, полное его отрицание, систематическое неприменение (крайне отвергательная правовая установка к действующему праву, с ориентацией на создание собственных, полностью противоположных «правовых» ценностей, «законов» ― «как хочу, таки торчу»);
2) негативизм (лат. negati vus — отрицательный) — при знании норм права крайне отрицательное к ним отношение, настрой, установка на их, во всяком случае, систематическое нарушение (антисоциальная установка);[4]
3) легкомыслие — означает прежде всего знание правовых норм, а также поверхностное, самонадеянное отношение к ним и чаще всего несоблюдение при постоянном отсутствии юридической ответственности (асоциальная установка ― «да разве кто сможет меня поймать»);
4) небрежность — включает в себя незнание правовых норм и несоблюдение их поэтому довольно часто;
5) позитивизм (лат. positi vus — положительный) — означает знание норм права с ориентацией на их соблюдение в собственных намерениях
(узкосоциальная установка ― как писал В.С. Высоцкий, «и кодекс уго-
ловный он сделал книгой своей настольной»);
6) безразличие — означает абсолютно равнодушное отношение к нормам
права (индифферентная установка ― «а мне до фени, они нас не каса-
ются, у нас свои законы»);
7) пренебрежение — это игнорирование норм права при знании их и того,
кто их принимает (бравирующая установка ― «а кто принимает зако-
ны? ― Ванек, Пудель, Кучерявый»).
Следует выделять уровни криминальной субкультуры общества, социальной группы, индивида.
Криминальная субкультура общества характеризуется прежде всего положением криминалитета в обществе, в системе законодательной власти, в политике, экономике, в системе образования и воспитания, общественного правосознания. Криминальная субкультура социальной группы может сильно различаться в зависимости от характера криминальной организованности группы, содержания существующих между ее участниками связей, вплоть до криминального сообщества.
Криминальная субкультура личности формируется прежде всего в процессе совершения преступлений, участия в уголовном процессе, нахождения в местах лишения свободы и образом жизни, который ведет лицо. Из криминальной субкультуры каждого человека в совокупности формируется криминальная субкультура социальных групп и криминальная субкультура всего общества. Базовым элементом субкультуры является система неписаных социальных норм ― ценностей и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений. При этом собственность представляет собой краеугольный камень межличностных отношений в современной криминальной среде: преступная идеология, мотивация в конечном итоге является корыстной, направленной на то, чтобы незаконными средствами создать для себя более благоприятные условия жизни в соответствии со своими ценностями, что невозможно без соответствующего денежного обеспечения (корысть--престижность —потребность в модных и, как правило, дорогих вещах; корысть-наркоалкозависимость — в наркотических веществах, алкогольных напитках и т.д.). Довольно специфический смысловой оттенок в криминальной среде приобретают такие нравственные ценности, как порядочность, честность, свобода, ответственность за данное слово, семья и др.; например, все осужденные, за небольшим исключением, ценят свободу, которая для них в своей среде является одной из важнейших социальных ценностей. Однако в группах с криминальной субкультурой принято, что «порядочный» осужденный «не имеет права» освобождаться досрочно, сотрудничать с администрацией исправительного учреждения, где отбывает наказание в виде лишения свободы. Достаточно высока ответственность членов неформальных групп, где преобладает преступная субкультура, регулирующая отношения друг перед другом за данное слово, за высказанную в адрес другого оценку. Причина этого не в их высокой нравственности (по отношению к законопослушным гражданам эти ценности абсолютно не соблюдаются), а в том, что за нарушение криминальной идеологии следует нести ответственность, и более суровую, чем по формально действующим законам. С целью реализации социальных ценностей, их поддержки и наказания виновных в криминальной среде вырабатываются и поддерживаются свои нормы (правила) поведения.
Информация о работе Криминальная субкультура как фактор, обуславливающий преступность