Характеристика личности несовершеннолетних преступников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: исследовать особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. Задачи:
- рассмотреть личность несовершеннолетнего правонарушителя;
- исследовать нравственно-психологические факторы личности правонарушителя и изучить их влияние на формирование преступного поведения;
- изучить причины и условия преступности несовершеннолетних, а также возможные пути профилактики данных преступлений.

Работа содержит 1 файл

Копия криминология 2003.DOC

— 122.00 Кб (Скачать)

2.3. Общие положения об уголовной ответственности несовершеннолетних преступников.

    Обязательным  условием привлечения лица к уголовной  ответственности является достижение им определенного возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.

    Несовершеннолетние  в возрасте 14-16 лет достигают такой  степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их.14

    Судебная  практика показывает, что наиболее часто суды назначают несовершеннолетним наказание в виде лишения свободы. При этом наиболее распространенным является назначение несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы сроком от трех до пяти лет. На втором месте по распространенности - лишение свободы на срок от двух до трех лет. Менее всего суды склонны назначать несовершеннолетним наказание в виде лишения свободы с отбыванием в воспитательных колониях на срок менее одного года.

    Распределение несовершеннолетних, осужденных к лишению  свободы, по срокам наказания, %:

    - до 1 года - 4,9-от 3до 5 лет - 31,7;

    - от 1 года до 2 лет - 14,9- от 5 до 8 лет  - 20,3;

    - от 2 до 3 лет-21,2-от 8 до 10 лет-7,0.

    Крайне  редко (0,3%) суды назначают несовершеннолетним условное наказание свыше пяти лет  лишения свободы.

    При назначении несовершеннолетним условного  наказания суды почти в половине случаев (47,9%) устанавливают им испытательный  срок продолжительностью от одного года до двух лет. На втором месте по распространенности - испытательный срок менее одного года (35,3%), на третьем (15,3%) - испытательный срок от двух до трех лет. Примечательно, что суды практически не используют возможность установления большей продолжительности испытательного срока. Так, испытательный срок от трех до четырех лет, назначается судами всего в 1% случаев, а свыше четырех лет - в 0,3%. При этом средний испытательный срок составляет 1,7 года.

    Подобная  практика при высоком уровне рецидива свидетельствует о недостаточном использовании предупредительного потенциала уголовного закона и неэффективности назначенного наказания.

    Важнейшим критерием в аспекте деформации личности несовершеннолетних преступников является оценка ими справедливости судебного приговора и назначенного наказания.

    Криминологи отмечают, что чем старше несовершеннолетние преступники, тем реже они считают  наказание справедливым. По мнению ученых, признание справедливости наказания  также напрямую зависит от его  суровости: среди несовершеннолетних, осужденных на срок свыше пяти лет, считают наказание справедливым лишь 27%, в то время как среди несовершеннолетних, осужденных условно, - 86%.

    Изложенное  свидетельствует о том, что с  усилением антиобщественной направленности личности у несовершеннолетних, деформации нравственных установок оценка адекватности назначенного наказания совершенному преступлению снижается.

Глава 3. Политика профилактики преступности несовершеннолетних.

3.1. Пути профилактики  преступности несовершеннолетних.

    Существовавшая  в СССР система профилактики преступности несовершеннолетних ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступности, адекватная демократическим реалиям, пока не построена.

      Первое, что необходимо для грамотной  разработки комплекса мер, охватываемых термином «государственная политика», это дифференцировка их с учетом таких факторов, как возраст, место жительства, демографические особенности, социально-экономическая и криминологическая ситуация в регионе.

    Объектом профилактического воздействия должны стать наиболее значимые в социальном отношении, сферы жизнедеятельности несовершеннолетних: родительская семья, учеба, досуг, трудоустройство, трудовая занятость, здоровье, формирование у несовершеннолетних жизненных, нравственных, и иных базовых ценностных ориентаций.15

    По  мере нарастания выраженности социальной защиты трудный подросток становится объектом воздействия разных государственных  учреждений, занимающихся профилактикой  правонарушений несовершеннолетних. Эти  учреждения в зависимости от выполняемых ими функций могут быть разделены на четыре уровня:

    1. Учреждения первичной социальной профилактики (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, медицинские учреждения) деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей, реализации их прав и законных интересов.

    2. Учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям, психолого - медико-социальные центры, центры постинтернатной адаптации), которые оказывают помощь социально дезадаптированным детям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    3. Учреждения вторичной специальной профилактики (отделы предупреждения правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, открытые и закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей.

    4. Учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики (воспитательные колонии), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.

    В настоящее время нет ни одного субъекта Федерации, в котором были бы учреждения всех уровней профилактики.        Невозможность обеспечения преемственности работы учреждений разного уровня негативно сказывается на эффективности деятельности всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

    Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимо-логичекая профилактика и уголовно-правовое предупреждение. Важнейшим вопросом в политике является выбор приоритетных из перечисленных выше средств. Поскольку преступность - явление социальное, то и основную роль в ее предупреждении должна играть социальная профилактика. Однако на практике предпочтение отдается мерам правового сдерживания.

    В условиях дезорганизации общества особое место среди средств реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должно принадлежать праву, поскольку право - главное средство преодоления дезорганизации общества. Однако несогласованность и противоречивость Федерального законодательства, относящегося к разным областям права, (например, Законы Российской Федерации «Об образовании», «О занятости населения в Российской Федерации»), а также законов разных уровней превращает право из фактора интеграции в фактор дезинтеграции.16

    Комплекс мероприятий, осуществление которых необходимо в целях улучшения работы по предупреждению преступлений несовершеннолетних предполагает:

- расширение применения к несовершеннолетним правонарушителям мер социальной реабилитации, максимально сокращая меры уголовного наказания;       

- увеличение перечня видов уголовного наказания, применяемых к несовершеннолетним, расширение должно происходить за счет использования мер, предусматривающих наказание, не связанное с лишением свободы, а также обеспечивающих разную степень ограничения свободы;

- наказание несовершеннолетних должно сочетаться с усилением ответственности родителей и лиц, их заменяющих, в связи с совершением подростками преступлений;

- увеличение количества учреждений для первичной и вторичной специальной профилактики правонарушений несовершеннолетних;

- защита прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях.

Заключение.

    На  основании изученного материала  социальный «портрет» среднестатистического несовершеннолетнего преступника можно представить следующим образом: лицо мужского пола, 16-17 лет, с образованием не выше основного общего, низким уровнем правовой информированности, правосознания и правовой культуры, неполным или искаженным пониманием социальных норм и ценностей и равнодушным отношением к ним, деформацией потребностно-мотивационной сферы, эгоистичной ориентацией, склонное к акцентуациям характера, заниженным осознанием должного и ответственности за свои поступки, потребительской психологией как доминантой жизненной стратегии, легко поддающееся негативному влиянию микросреды и криминогенных ситуаций, склонное к совершению корыстных преступлений.

    Социально-демографические, нравственно-психологические и уголовно-правовые особенности личности несовершеннолетнего  преступника, к сожалению, далеко не всегда учитываются законодателем в процессе разработки мер по контролю над преступностью несовершеннолетних и правоохранительными органами в предупредительной деятельности, что негативно отражается на их эффективности.

    Криминализация  молодежной, в том числе и подростковой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда явлений, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих эпидемический характер. К числу факторов, непосредственно влияющих на вовлечение несовершеннолетних в преступную среду, следует отнести растущую незанятость этой категории населения, безнадзорность, сиротство, распространение бродяжничества и попрошайничества. К сожалению, до настоящего времени одной из наименее разработанных в криминологии несовершеннолетних является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростков.

    С одной стороны, цель государственной политики в этой сфере - защита прав и интересов несовершеннолетних, с другой - защита общества от преступных посягательств с их стороны. Представляется, что идеальной моделью суда, занимающегося несовершеннолетними, был бы суд межотраслевой судебной юрисдикции, решающий в комплексе вопросы судебной защиты прав несовершеннолетних и их юридической ответственности за совершенные проступки и преступления. Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение. Преждевременно говорить о том, что принимаемые меры способны обеспечить перелом в сформировавшейся за долгие годы криминогенной ситуации в подростковой среде, но уже сама последовательность и настойчивость в реализации указанных мер создают предпосылки для определенных положительных изменений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

    Нормативно-правовые акты.

  1. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». // «Российская газета», N 297, 31.12.2010.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ в ред. от 30.11.2011. // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.
  3. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ в ред. от 03.12.2011. // «Российская газета», N 220, 20.11.2002.
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ в ред. от 08.12.2011 (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012). // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
  5. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ в ред. от 30.11.2011. // «Российская газета», N 17, 27.01.1996.

        Материалы судебной практики.

  1. Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2011 N 45-О11-106 Приговор по делу об убийстве, разбое, неправомерном завладении автомобилем изменен: исключено назначение дополнительного наказания в виде ограничения свободы по п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 и ч. 3 ст. 69 УК РФ, так как при назначении осужденному дополнительного наказания суд указал только срок ограничения свободы, но не назначил те ограничения, которые возлагаются на него. // СПС Консультант Плюс.

Информация о работе Характеристика личности несовершеннолетних преступников