Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:43, контрольная работа
Цель контрольной работы: исследовать особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. Задачи:
- рассмотреть личность несовершеннолетнего правонарушителя;
- исследовать нравственно-психологические факторы личности правонарушителя и изучить их влияние на формирование преступного поведения;
- изучить причины и условия преступности несовершеннолетних, а также возможные пути профилактики данных преступлений.
На первом месте у несовершеннолетних преступников по распространенности и значимости находятся ценности материального порядка - достаток и материальное благополучие, желание иметь определенные вещи. На втором месте семейные ценности - большинство несовершеннолетних любят или уважают родителей, и высказывают в будущем желание вступить в брачно-семейные отношения. Примечательным является тот факт, что на позитивное отношение несовершеннолетних преступников к семейным ценностям практически не повлияли конфликтные ситуации в семьях, порой недостаточное внимание и уважение родителями интересов ребенка, имеющиеся ограничения их свободы со стороны родителей. На третьем месте по значимости у несовершеннолетних находятся ценности дружбы. Вместе с тем указанная ценность отмечается не сама по себе, а в основном ассоциируется с конкретными личностями.
По антиобщественной направленности поведения выделяют следующие типы преступников:
1.
Лица с негативно-
2.
Лица с корыстной
3.
Лица с легкомысленно-
4. Лица с ориентацией на абсолютный приоритет собственных потребностей и потребностей ближайшего окружения.
5.
Лица с «вынужденной»
По глубине и стойкости личностной деформации преступников различают:
1.
Лица, впервые совершившие
2.
Лица, совершившие преступление
под воздействием
3.
Лица, совершившие преступление
в результате преобладающей
4.
Лица, совершившие преступление
в результате относительно
С учетом подобных критериев выделяют три типа преступников:9
1.
Лица с глубокой
2.
Лица без стойкой
3.
Случайные (ситуативные)
В юридической психологии также выделяют следующие типы преступников, в том числе несовершеннолетних:
4.
Асоциальный (менее злостный) тип,
который характеризуется
5.
Антисоциальный (злостный) тип, характеризующийся
устойчивой противоправной
Среди несовершеннолетних преступников существенна доля лиц, имеющих определенные акцентуации характера. В преступном поведении гипертимных акцентуантов велика доля корыстных посягательств и преступлений против общественного порядка, эпилептоидная акцентуация располагает к совершению преступлений против жизни и здоровья, демонстративная - к совершению хулиганских действий, а. наиболее высокий уровень асоциального развития свойственен неустойчивым акцентуантам, которые более других совершают тяжкие преступления против личности, особенно изнасилования.
У несовершеннолетних, совершающих кражи, грабежи, разбои, наиболее выражены следующие акцентуации: дистимическая, застревающая, общая активность, депрессия, психическая неуравновешенность.
Вопрос о психических аномалиях несовершеннолетних и их влиянии на преступное поведение в настоящее время весьма дискуссионен и, по мнению отдельных ученых, недостаточно изучен.10
Сами по себе отклонения в психике, как правило, не задают криминального поведения, а наличие психического заболевания не гарантирует обязательность совершения в будущем преступления. Вместе с тем не признать психические аномалии одним из криминогенных факторов, который в конкретных условиях может играть роль детерминанты преступного поведения, нельзя, так как они оказывают влияние на возможность индивида усваивать определенные социальные программы, влияют на протекание волевых процессов, а также являются основой для деформации личности.
Между наличием у подростка психических аномалий и ситуацией совершения преступления можно выделить связь:
1.
Психическое расстройство
2.
Ситуация внезапно предъявляет
к личности повышенные
3.
Антиобщественный образ жизни
содействует возникновению
Таким
образом, влияние психических аномалий
на преступность несовершеннолетних носит
косвенный, опосредованный характер. Одной
из особенностей данного фактора является
то, что отклонение от нормы в психическом
развитии в пределах вменяемости у несовершеннолетних
преступников часто остается латентным
до момента привлечения к уголовной ответственности
и устанавливается лишь психолого-психиатрической
экспертизой, назначенной по уголовному
делу. Это означает, что до момента привлечения
несовершеннолетнего к уголовной ответственности
данный фактор не используется в индивидуальной
профилактической работе и коррекции
поведения подростка-правонарушителя.
В науке считается установленным тот факт, что делинквентное поведение подростков напрямую связано с проблемой формирования у них правового сознания и правовой культуры.
Криминологические исследования показывают, что большинство несовершеннолетних преступников значительно хуже своих сверстников с условно-правопослушным поведением были знакомы с государственно-правовыми основами устройства общества, социальной ролью права, однако уровень знаний об уголовной ответственности у них отмечался более высокий. Такая осведомленность объясняется их личным опытом, а также сведениями, получаемыми от ближайшего, часто криминального окружения. Данные исследования свидетельствуют, что лишь у 24% несовершеннолетних сложилось относительно позитивное отношение к праву как социальной ценности, у 37% из них оно относительно устойчиво, у 43% положительное отношение к праву носит неустойчивый характер, а регулятивная функция права осознается сугубо через эмоциональное переживание конкретной жизненной ситуации.11
Правовые установки несовершеннолетних преступников в процессе их неадекватной социализации смещаются в пользу других социальных норм. Среди таких норм, существенная часть которых противоречит правовой регламентации, первое место занимают те, которые якобы защищают их индивидуальную неприкосновенность. На втором месте оказываются житейские нормы, неверно трактующие принципы коллективной солидарности. Третье место занимают нормы, выражающие правила ложного товарищества. При этом в определенных условиях частные по отношению к обществу нормы микросреды осознаются индивидом как общепринятые нормы практической морали, подменяя собой нормы права и общественной морали.
Особенности правосознания несовершеннолетних:
- отсутствие четко сложившихся социально-правовых установок;
-
отсутствие правовой регуляции
поведения, ослабление
-
непонимание социальной роли
законов, враждебно-
Опросы
несовершеннолетних, совершивших преступления,
показывают, что существенная часть из
них считает, что знание закона им необходимо
для того, чтобы уметь его обойти либо
заранее предполагать, какое наказание
грозит за его нарушение. При этом относительно
большое число опрошенных отметили, что
закон нужно соблюдать, если за его нарушение
предусмотрено суровое наказание, либо
если это не противоречит их интересам.
Основной уголовно-правовой характеристикой личности преступника является совершенное им преступление, так как именно в нем находят свое выражение негативные свойства личности, которые в потенции могут проявляться и у лиц с законопослушным поведением.
Абсолютное большинство преступных посягательств, совершаемых данной категорией лиц, - это хищения в форме краж, грабежей и разбоев. Для умысла несовершеннолетних характерна недооценка степени важности социальных благ и охраняемых общественных отношений, на которые они посягают, а также недооценка как фактических, так и правовых последствий совершаемого общественно опасного деяния.
Возрастные особенности несовершеннолетних накладывают отпечаток на субъективную сторону преступления, снижая их общественную опасность по сравнению с преступлениями взрослых.12
Преступлениям несовершеннолетних, чаще, чем преступлениям взрослых лиц, присущ внезапно возникший умысел, когда между возникновением и реализацией умысла на совершение преступления практически нет разрыва во времени.
Особенностью умысла несовершеннолетних при совершении ими насильственных преступлений также является то, что он зачастую носит неконкретизированный характер, то есть несовершеннолетний предвидит в общих чертах наступление общественно опасных последствий, но не представляет, в чем конкретно они могут выразиться.
Мотивация
преступного поведения
Сущность мотивационной сферы подростка заключается, во-первых, в специфическом составе и соотношении целей, потребностей и мотивов (наличие мотивов асоциального поведения, потребностей в самоутверждении за счет противоправных действий, в доминировании аморальных ценностей), во-вторых, в корреляционных связях компонентов мотивации девиантного поведения с компонентами эмоциональной, волевой, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции. Мотивация преступного поведения несовершеннолетних классифицируется на три вида:13
1.
Мотивация, обусловленная
2.
Мотивация, обусловленная
3.
Мотивация, обусловленная
Исследование
мотивации насильственных преступлений,
совершенных
Информация о работе Характеристика личности несовершеннолетних преступников