Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:48, контрольная работа
Проблема борьбы с преступностью является на сегодняшний день очень актуальной. За прошедшие годы уровень преступности в нашей стране заметно вырос. По данным Организации объединённых нации во всём мировом сообществе масштабы преступности возрастают, она становится всё более изощрённой. Профессор В.В.Лунеев в своём исследовании также отмечает: «Прогноз преступности в мире, его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия неблагоприятен. Общая результирующая преступности в мире продолжает идти вверх. Средний прирост её может находится в пределах 2-5% и более в год».
Введение 2
1. Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью 5
2. Общая организация борьбы с преступностью 10
3. Классификация мер воздействия на преступность 17
4. Субъекты борьбы с преступностью 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Очень
важно не смешивать понятия "правоохранительная
деятельность" и "деятельность правоохранительных
органов", ибо содержание последней
шире, так как на правоохранительные
органы возлагаются и функции, вытекающие
из предупреждения преступности, общей
организации борьбы с ней.
3.
Классификация мер воздействия
на преступность
В соответствии со сложным, многогранным характером преступности и связанных с нею негативных социальных явлений, разнообразием их причин и условий меры воздействия на преступность весьма разнообразны. Они дифференцируются в зависимости от направленности, характера и других системообразующих признаков.
По уровню обычно выделяются общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения преступности.
Общесоциальные меры определяются закономерностями развития общества. Они реализуют антикриминальный потенциал общества в целом, всех его институтов. Это происходит путём ненаправленного воздействия на криминологические детерминанты, осуществляемого входе позитивного, прогрессивного развития общества, в результате чего как бы попутно достигаются антикриминальные цели, в частности устраняются, ограничиваются противоречия, кризисные явления, питающие, воспроизводящие преступность. Рассматриваемые меры предупреждения преступности охватывают крупные, имеющие долговременный характер сферы общественной жизни. В сфере политической большое антикриминальное значение имеет становление и развитие новой российской государственности, упрочение, в сфере социальной - устранению, блокированию, нейтрализации причин и условий преступности способствуют меры, направленные на сглаживание резкого имущественного расслоения людей, адресную поддержку малоимущих граждан, укрепление семейных устоев, повышения культуры быта, обеспечение надлежащих условий социализации личности, ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции, детской беспризорности и т.п. В плане преодоления криминогенных факторов, действующих в духовно-нравственной сфере, большое значение имеет настойчивый поиск объединяющей общество национальной идеи, возрождение лучших народных традиций, бережное отношение к богатейшему культурному наследию страны, стремление к его приумножению, сочетаемое с осознанием опасности девальвации моральных ценностей, связанной с агрессией худших зарубежных образцов так называемой массовой культуры.
Общесоциальные меры предупреждения преступности действуют и в правовой сфере, что, например, находит отражение в совершенствовании законодательства, прямо не нацеленного на борьбу с преступностью, её предупреждения, а имеющего предметом правовое регулирование общественных отношений иного характера (имущественных, жилищных, семейных, трудовых и т.д.), которые, будучи нормативно не упорядоченными, могут играть криминогенную роль.
Специально-
Общесоциальное и специальное предупреждение преступности взаимосвязаны и представляют собой взаимоподкрепляющие друг друга виды деятельности. Так, последние не только базируются на первых, не только используют антикриминогенный потенциал общественного развития в целом, но и способствуют ему, устраняя довольно значительные преграды на его пути. В зависимости от масштаба применения меры предупреждения подразделяются: общегосударственные, региональные и локальные. Классификация мер по данному основанию ориентирует на всемерный учёт территориальной, отраслевой и иной специфики, позволяет уйти от масштабных, стереотипных решений в организации упреждающего воздействия на преступность.
По объёму различают общие и индивидуальные предупредительные меры. Меры общего предупреждения проявляются в случаях, когда причины, условия и иные детерминанты преступлений проявляются как бы обезличенно и безотносительно к антиобщественному поведению конкретных лиц, которые могут совершить уголовно наказуемые деяния.
В рамках предупредительной работы анализируются статистические и иные данные, характеризующие качественно-количественные показатели преступности и других правонарушений, их причины и условия, проводятся криминологические исследования на отдельных объектах (в регионах, отраслях хозяйства), целевые профилактические операции; о криминогенных факторах, путях и средствах их устранения (нейтрализации, блокирования), информируются органы власти, местного самоуправления, управления коммерческими и некоммерческими организациями, общественные объединения и другие субъекты, обладающие возможностями и полномочиями по практической реализации соответствующих предложений антикриминального характера; разрабатываются и осуществляются финансово-экономические, организационные, технические и иные меры профилактики; проводится работа по повышению юридической культуры граждан.
Таким
образом, предупредительные меры могут
носить как объективный характер
(предназначены для
Меры предупреждения преступлений принято делить и по другим основаниям, в частности, по времени их применения.
Меры
ранней профилактики осуществляются на
самых далёких подступах к
преступлению. Они воздействуют не
только на уже сформировавшееся и
проявившееся детерминанты преступлений,
но и на ещё только зарождающиеся
причины и условия, на то, что стоит
у самых истоков причинно-
В сфере индивидуальной профилактики ранними мерами может осуществляться реагирование на самые незначительные отклонения от норм поведения, например, на аморальные поступки, антиобщественные действия, не являющиеся правонарушениями, на ситуации ещё не криминогенные, но уже аморальные. Субъектами таких ранних мер индивидуальной профилактики являются семья, школа, трудовой коллектив, иные социальные институты.
Правоохранительные органы должны реагировать на причины и условия преступности, проявляющиеся в индивидуальной жизни лиц уже склонных к совершению преступлений, причём индикатором этой склонности является не что иное, как их противоправное поведение. Иное решение вопроса означало бы нарушение конституционных прав граждан на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни и др.
В.В.Лунеев говорит о целесообразности классификации превентивных мер по сферам, требующим постоянного внимания властей в целях предупреждения преступности. К ним относятся: семья, дети, молодёжь, жертвы преступлений, правосудие, правоохранительные органы, предупреждение насилия, предупреждение алкоголизма и наркомании, предупреждение рецидивной преступности и другие.
Суды,
будучи независимыми в решении уголовных
дел, должны быть осведомлены о
Правоохранительные
органы в целях предупреждения преступности
должны расширять работу с населением,
активизировать сотрудничество с другими
государственными, общественными и
частными предприятиями, расширять
профилактические и превентивные мероприятия
и меры по укреплению чувства доверия
к ним граждан.
4.
Субъекты борьбы с преступностью
Широкий спектр мер предупреждения преступлений и в первую очередь разнообразие причин и условий преступности предопределяют значительный круг субъектов этой деятельности. Но при всём разнообразии субъектов предупреждения преступности, они системно связаны.
Субъекты
предупредительной деятельности подразделяются
на государственные и
К неспециализированным государственным субъектам относятся Президент РФ, Совет Безопасности РФ и создаваемые при нём межведомственные комиссии, органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, органы местного самоуправления. Субъекты данной группы определяют задачи и приоритеты в сфере предупреждения преступности, формируют её законодательную и иную нормативно-правовую базу, устанавливают компетенцию других участников предупредительной деятельности, осуществляют её планирование, контроль и другие функции властного управления, а в некоторых случаях непосредственно участвуют в организации и проведении конкретных профилактических мероприятий.
Следующую
группу государственных
Общим признаком специализированных субъектов предупреждения преступности является предназначенность для борьбы с преступностью и другими правонарушениями (включая их предупреждение и профилактику), которая у этих субъектов представляет собой единственную либо профилирующую, основную (одну из основных) функцию.
Государственные специализированные субъекты предупреждения – это правоохранительные органы Российской Федерации: органы прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, юстиции, налоговой полиции, таможенной и пограничной службы и некоторые другие, а также суды.К числу специализированных субъектов предупредительной деятельности примыкают органы, которые в настоящее время рассматриваются как общественно-государственные. Это наблюдательные административные комис-сии, комиссии по делам несовершеннолетних (окончательное формирование их нового статуса и развития местного самоуправления).
Из
числа общественных негосударственных
структур к специализированным субъектам
предупреждения преступности традиционно
относились общественные пункты охраны
порядка, товарищеские суды, добровольные
народные дружины (рабочие отряды) по
охране общественного порядка, комиссии
предприятий по борьбе с пьянством,
советы профилактики трудовых коллективов,
общественные помощники прокуроров,
следователей, внештатные сотрудники
милиции и некоторые другие.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в нашей стране накоплен большой как теоретический, так и практический опыт в области борьбы с преступностью. Несмотря на значительный откат в реализации превентивного подхода к борьбе с преступностью, на имевшее место разрушения системы предупредительных мер, она, претерпев существенные изменения, доказала свою жизнеспособность и социальную значимость. Никем и ничем не опровергнуты научно достоверные оценки преимуществ предупреждения преступности в ряду основных направлений борьбы с нею. Более того, данное положение сегодня содержится в важнейшем программном документе страны.
Есть
и другие обнадёживающие признаки.
Постепенно в пользу профилактики меняются
умонастроения тех, кто на профессиональной
основе либо в силу общественного
долга участвует в борьбе с
преступностью. В стране воссоздаётся
система предупредительных мер,
по крайней мере, в отдельных регионах.
К тому же такие общие факторы,
как достаточная стабильность верховной
власти (в лице её нынешнего президента),
постепенный подъём экономики, и
укрепление правовой основы государства
позволяют охарактеризовать ситуацию
в России как благоприятную для
становления системы
Всё
это позволяет завершить данную
работу на оптимистической ноте, с
убеждением в том, что предупреждение
преступности имеет в нашей стране
не только богатое прошлое, сложное
настоящее, но и большое будущее.
Список использованной
литературы
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ
3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. №24/ Российская газета.2000г. 18 января.