Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:48, контрольная работа
Проблема борьбы с преступностью является на сегодняшний день очень актуальной. За прошедшие годы уровень преступности в нашей стране заметно вырос. По данным Организации объединённых нации во всём мировом сообществе масштабы преступности возрастают, она становится всё более изощрённой. Профессор В.В.Лунеев в своём исследовании также отмечает: «Прогноз преступности в мире, его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия неблагоприятен. Общая результирующая преступности в мире продолжает идти вверх. Средний прирост её может находится в пределах 2-5% и более в год».
Введение 2
1. Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью 5
2. Общая организация борьбы с преступностью 10
3. Классификация мер воздействия на преступность 17
4. Субъекты борьбы с преступностью 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Принцип дифференциации и индивидуализации предупредительной деятельности означает соотнесение характера и интенсивности намечаемых мер с конкретными задачами воздействия, с учётом статуса и особенностей личностей, условий их жизнедеятельности и динамики поведения.
Для того, чтобы деятельность по предупреждению преступности осуществлялась не вслепую, не методом проб и ошибок, она должна основываться на принципе научности. В настоящее время криминологической наукой накоплен огромный багаж знаний в этом направлении, разработаны научные рекомендации и методики по предупреждению отдельных видов преступности. Принцип научности даёт возможность учитывать преобладающие тенденции развития преступности, изменение её состояния, структуры и динамики.
Комплексное применение рассмотренных принципов является необходимым условием эффективности предупреждения преступности.
2. Общая организация
борьбы с преступностью
Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений: 1) общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности, 3) право хранительной деятельности.
Общая организация борьбы с преступностью включает:
1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных. Это осуществляется путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.
В России сейчас наиболее актуальны четыре направления совершенствования такой деятельности.
Во-первых, создание единого Федерального банка данных о преступности на основе документов первичного учета и устранение такого положения, при котором обработка этих документов происходит только на уровне субъектов Федерации, а затем идет простое суммирование обобщенных региональных сведений.
Во-вторых,
обеспечение информационно-
В-третьих,
более полное отражение данных о
жертвах и иных последствиях преступности,
о мотивации преступного
В-четвертых,
обеспечение сквозного учета
движения данных о преступном поведении,
начиная с регистрации
2. Криминологическое прогнозирование.
Криминологический прогноз - это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений. Прогнозирование основано на познании закономерностей преступности, ее детерминации, причинности, реагировании на различные меры борьбы с ней.
Реализация этой функции требует сочетания оперативного анализа преступности с фундаментальными исследованиями ее закономерностей. Поэтому необходимо создание и функционирование специальной криминологической службы как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации.
В основе прогнозов всегда лежат глубокие криминологические исследования, обязательно включающие фундаментальные наряду с прикладными, выявление закономерностей преступности, ее детерминации и причинности в определенный исторический период. При этом учитывается реагирование преступности на принимаемые меры борьбы.
Специфический метод криминологического прогнозирования – коллективное изложение взглядов на изменения преступности специалистами-криминологами, собирающимися на свои форумы для обсуждения конкретных аспектов преступности, ее детерминации и причин. Криминологическое прогнозирование – пока одно из наименее разработанных направлений в криминологии. Между тем это крайне сложная проблема, требующая системно-структурного подхода, рассмотрения тенденций преступности в контексте изменений общества и ее самой.
3. Определение стратегии борьбы, с преступностью
На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство, как основной субъект организации этой борьбы, определяет ее стратегию.
Содержание стратегии в криминологии близко к ее воинскому пониманию. Стратегия выступает как искусство ведения борьбы с преступностью, она определяет направление основного удара с тем, чтобы выиграть эту борьбу.
Необходимо
также с соблюдением системно-
В
рамках стратегии разрабатывается
тактика борьбы с преступностью,
включающая определение конкретных
целей и оптимальных методов
их достижения в конкретных условиях.
Тактика, как известно, – часть
стратегии. Тактическое решение
вопросов всегда должно учитывать ограниченность
кадров, материального обеспечения,
финансирования в целом борьбы с
преступностью и, соответственно, ориентироваться
на реальное положение дел. Стратегия
и тактика воплощаются в
4. Программирование борьбы с преступностью
Встречается долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на 2 года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).
Программирование
(ранее – планирование) увязывается
с программированием
Программирование должно носить целевой характер, то есть сначала следует формулировать конкретные цели, затем – средства их достижения, указывать исполнителей, сроки, характер ресурсного обеспечения этих средств (кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение и т. п.).
В отличие от программ (или разделов программ), касающихся только предупреждения преступности, программы борьбы с преступностью должны предусматривать, например, достижение и таких целей, как совершенствование информационно-аналитической деятельности, полное и последовательное применение нового закона или новой правовой нормы.
5. Законотворчество в сфере борьбы с преступностью
С программированием борьбы с преступностью тесно связана законотворческая работа. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых правовых актов.
С изложенным тесно связан вопрос о криминализации и декриминализации деяний, криминологической обусловленности закона. Декриминализация (исключение деяния из числа уголовно наказуемых) имеет место в двух распространенных случаях. Во-первых, когда деяние перестало представлять значительную общественную опасность. Во-вторых, декриминализация может быть связана не с фактическим устранением высокой общественной опасности деяния, а с другими соображениями: крайней распространенностью деяния и отсутствием реальных возможностей применять ко всем виновным уголовно-правовые меры. Тогда вводится, например, вместо уголовной административная ответственность.
6. Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью
Непосредственное
обеспечение реализации программ борьбы
с преступностью носит
При этом различаются: а) эффективность механизма деятельности по борьбе с преступностью, б) социальная эффективность борьбы с преступностью. В первом случае оценивается, сколько лекций на правовые темы прочитано, сколько человек повысили свою квалификацию, высока ли раскры-ваемость преступлений и т. п., т. е. как работает "механизм". Во втором случае, произошло ли снижение преступности и ее общественной опасности, достигнуты ли поставленные в программе цели.
Координация борьбы с преступностью остро необходима в силу большого числа субъектов этой борьбы. В ней участвуют государство, институты гражданского общества (общественные организации, фонды и т. п. ), разные юридические и физические лица. Причем не только граждане данной страны, но и проживающие в ней лица без гражданства, иностранцы. Практически все население в разных формах участвует в такой борьбе. Например, в роли свидетелей, понятых.
Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляют в России Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Перспективно создание на федеральном уровне и в субъектах Федерации при органах исполнительной власти подразделения единой Криминологической службы. Данная служба могла бы в сквозном порядке организовывать борьбу с преступностью во всех ее аспектах, исключая те, которые законом возложены на другие органы.
7. Организация и развитие научных исследований борьбы с преступностью
Речь идет и о развитии сети научно-исследовательских учреждений, и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, о внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенно развертывание междисциплинарных и комплексных исследований, о чем говорилось в главе второй.
Внедрение
научных исследований в практику
– это двусторонний процесс, который
зависит как от результативности
криминологических
8. Правоохранительная деятельность
Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.-Соответственно в правоохранительной деятельности выделяются две стороны:
1)
действия по выявлению,
2)
деятельность по
Правоохранительная
деятельность осуществляется в многообразных
формах применительно к преступности:
оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная,
уголовно-исполнительная деятельность,
а также гражданско-, административно-