Тактические приёмы ведения допросов в системе МВД (методические рекомендации)

Автор: Антон Бармянцев, 06 Октября 2010 в 20:55, дипломная работа

Описание работы

Сегодня, когда обычным гражданам порой приходится защищаться от произвола представителей правоохранительной системы, информация, предлагаемая ниже, будет не лишней.
При допросе свидетеля-очевидца кражи из жилища при затруднительном контакте с ним или нежелании давать показания целесообразно:
а) проявить подчеркнуто чуткое, внимательное, уважительное отношение к допрашиваемому, спокойствие и уравновешенность в обращении с ним;
б) провести беседу на второстепенную, нейтральную тему с целью получения общего представления о допрашиваемом, чертах его характера, в частности силе воображения, отношении к нравственным ценностям, различным литературным героям; подробно допросить о биографических данных, образе его жизни, связях, культурном и профессиональном уровне, круге интересов, увлечениях (спорт, кино, литература, театр, самодеятельное творчество и др.);
в) выяснить мотивы, по которым свидетель-очевидец отказывается давать показания, и попытаться преодолеть их; вовлечь в диалог, предложив оценить действия следователя и собранные им материалы;
г) использовать положительные качества свидетеля-очевидца - принципиальность, смелость, справедливость и другие, не согласующиеся с уклонением от дачи показаний ("Чем объяснить, что вы, человек смелый, проявляете малодушие, уклоняясь от дачи показаний? Почему вы, ценя принципиальность и справедливость, не хотите, чтобы она восторжествовала в данном случае?" и т. п.);
д) указать на важность борьбы с преступностью, установления истины, необходимость выполнения гражданского долга путем дачи правдивых показаний;
ж) напомнить свидетелю о возможности уведомления относительно отказа от показаний и дачи заведомо ложных показаний по месту работы, учебы.

Работа содержит 1 файл

Тактические приёмы ведения допросов в системе МВД.docx

— 48.70 Кб (Скачать)
Тактические приёмы ведения допросов в системе МВД (методические рекомендации)  

Сегодня, когда обычным  гражданам порой  приходится защищаться от произвола представителей правоохранительной системы, информация, предлагаемая ниже, будет не лишней.

При допросе  свидетеля-очевидца кражи из жилища при затруднительном контакте с  ним или нежелании давать показания  целесообразно:

а) проявить подчеркнуто  чуткое, внимательное, уважительное отношение  к допрашиваемому, спокойствие и  уравновешенность в обращении с  ним; 
б) провести беседу на второстепенную, нейтральную тему с целью получения общего представления о допрашиваемом, чертах его характера, в частности силе воображения, отношении к нравственным ценностям, различным литературным героям; подробно допросить о биографических данных, образе его жизни, связях, культурном и профессиональном уровне, круге интересов, увлечениях (спорт, кино, литература, театр, самодеятельное творчество и др.); 
в) выяснить мотивы, по которым свидетель-очевидец отказывается давать показания, и попытаться преодолеть их; вовлечь в диалог, предложив оценить действия следователя и собранные им материалы; 
г) использовать положительные качества свидетеля-очевидца - принципиальность, смелость, справедливость и другие, не согласующиеся с уклонением от дачи показаний ("Чем объяснить, что вы, человек смелый, проявляете малодушие, уклоняясь от дачи показаний? Почему вы, ценя принципиальность и справедливость, не хотите, чтобы она восторжествовала в данном случае?" и т. п.); 
д) указать на важность борьбы с преступностью, установления истины, необходимость выполнения гражданского долга путем дачи правдивых показаний; 
ж) напомнить свидетелю о возможности уведомления относительно отказа от показаний и дачи заведомо ложных показаний по месту работы, учебы.

Тактические приёмы допроса при  необходимости оказать  помощь допрашиваемому припомнить забытое  и уточнить показания 
 
При допросе свидетеля-очевидца кражи из жилища с целью оказать ему помощь в припоминании забытого и уточнения показаний целесообразно использовать следующие тактические приемы:

а) выяснить, твердо ли уверен свидетель-очевидец в том, что определенное обстоятельство имело  место, или сомневается в этом; если уверен или сомневается, то почему; 
б) предложить увязать обстоятельство, интересующее следователя, с каким-либо легко запоминающимся событием, фактом: праздником, проводами родственника, друга, приятеля в армию, какой-либо неприятностью на работе, в семье, знакомством или разрывом отношений с кем-либо и т. д. и припомнить его детали, в частности действия, мысли, чувства в момент выясняемого события (воспоминание по ассоциации); 
в) предоставить возможность обозреть какие-либо объекты, могущие оживить ассоциативные связи, и вспомнить забытое (место происшествия, вещественное доказательство по данному уголовному делу и т.д.); 
г) перечислить различные фамилии, чтобы помочь вспомнить забытую фамилию.

Тактические приёмы допроса при  проверке алиби 
 
При допросе подозреваемого в краже из жилища при проверке его алиби целесообразно использовать следующие тактические приемы:

а) самым детальным  образом установить обстоятельства, связанные с алиби, выяснив, где  конкретно находился заявивший  об алиби в момент совершения кражи  из жилища, с кем и с какими целями туда прибыл; с кем, как и  в связи с чем там общался; кому говорил о намерении там  побывать или о нахождении там  постфактум; когда направился в соответствующее  место, каким способом прибыл и убыл, сколько времени там находился; какие события в то время произошли  в соответствующем месте и  т. д.); 
б) выяснить обстоятельства каких-либо дней, предшествовавших расследуемому событию или последовавших за ним, а в случае неспособности их припоминания спросить, почему хорошо запомнились обстоятельства того дня, когда произошло расследуемое событие; 
в) детально допросить лиц, названных подозреваемым и могущих подтвердить или опровергнуть алиби, по вопросам о том, где, в связи с чем эти лица находились в интересующей следователя момент времени, чем занимались в то время, кто это может подтвердить; 
г) по мере необходимости провести повторный, детальный допрос подозреваемого (обвиняемого) с изменением последовательности в изложении фактов.

Тактические приёмы допроса при  наличии данных, позволяющих  предположить лжесвидетельство 
 
При допросе свидетеля-очевидца кражи из жилища при наличии данных, позволяющих предположить лжесвидетельство, целесообразно использовать следующие тактические приемы:

а) тщательно  проанализировать показания свидетеля, обращая внимание на противоречия, признаки, характерные для лжесвидетельства, в частности многословие в  изложении несущественных обстоятельств  и слишком общее, схематичное  освещение наиболее важных фактов; настойчивое, назойливое заверение  в своей беспристрастности и  незаинтересованности в деле; 
б) изучив материалы дела и дополнительные материалы, характеризующие свидетеля, и получив по возможности данные о воздействиях, которые на него оказывались лицами, заинтересованными в исходе дела, провести повторный допрос свидетеля, на котором:

- попытаться  выявить в сопоставляемых показаниях  признаки, характерные для дачи  заведомо ложных показаний (необычно  полное словесное совпадение  показаний, даваемых на разных  допросах; схематичность показаний;  слишком жесткое совпадение последовательности  освещения тех или иных обстоятельств;  расхождение в различных деталях,  освещаемых на разных допросах)
- детализацией показаний установить источники сообщаемых сведений, в частности, лиц, которые могут их подтвердить; 
- выяснить причины имевших место изменений показаний. 
 
По мере необходимости прибегать к ускорению темпа допроса с постановкой уточняющих вопросов и неожиданной постановкой среди второстепенных вопросов главных (критических), а также к замедлению допроса с целью выяснения деталей наиболее существенных обстоятельств;

в) в необходимых  случаях изменять последовательность в выяснении каких-либо важных фактов по сравнению с ранее имевшей  место; 
г) при заявлении свидетеля о том, что ранее он давал заведомо ложные показания, выяснить обстоятельства, соответствующие действительности, и мотивы, по которым давались ложные показания; 
д) выяснить причины дачи ложных показаний и преодолеть их внушением допрашиваемому мысли о необходимости побороть чувство боязни мести со стороны подозреваемого (обвиняемого); заверить допрашиваемого в его безопасности; разъяснить почетность выполнения обязанностей свидетеля.

Тактические приёмы допроса с  целью предотвращения лжи, создания условий  для её выявления  и склонения к  правдивым показаниям 
 
При допросе подозреваемого в краже из жилища целесообразно использовать следующие тактические приемы:

а) обеспечить оптимальные  условия для использования доказательств  на допросе путем наилучшей последовательности допросов нескольких лиц (раньше допрашиваются  обычно те, от кого легче получить правдивые  показания, например, кто играл второстепенную роль в совершении кражи из жилища; чья вина подтверждается более существенными  доказательствами; кто обладает менее  сильным характером, характеризуется  менее отрицательно и потому может  быть быстрее склонен к даче правдивых  показаний; кто лучше мог воспринять и воспроизвести какие-либо важные для дела факты; кто может сообщить существенные сведения о личности других людей, подлежащих допросу); 
б) спокойным тоном посоветовать рассказать правду; 
в) начать допрос с выяснения в первую очередь обстоятельств, относительно которых имеется наибольшее количество достоверных данных; 
г) выяснить сначала вопросы, касающиеся отношений между подозреваемым и свидетелем, а затем получить объяснения по поводу факта, о котором показал свидетель, с целью предотвращения неосновательного заявления подозреваемого о недоброжелательности к нему свидетеля и якобы обусловленной этим ложности его показаний; 
д) выяснить вначале места пребывания подозреваемого (обвиняемого) в период перед совершением кражи из жилища или после нее с целью предотвращения неосновательного заявления об оставлении следов на месте происшествия в результате пребывания там вне связи с преступлением; 
е) осуществить максимальную детализацию показаний, выяснить путем постановки соответствующих вопросов все подробности обстоятельств, относительно которых даются показания; 
ж) выяснить условия восприятия определенных событий (освещенность соответствующей территории или помещения, наличие или отсутствие шума, состояние лица в момент восприятия обстоятельств, свойства его памяти, зрения, слуха и т. д.); 
з) предложить допрашиваемому обосновать высказываемые оценочные суждения конкретными фактами (например, если подозреваемый утверждает, что лицо, дающее показания против него, является недобросовестным, наделено отрицательными свойствами и способно на оговор, ему предлагается указать, в чем и когда конкретно выразились отрицательные свойства данного лица); 
и) разъяснить допрашиваемому значение имеющихся в деле доказательств; 
к) продемонстрировать какой-либо объект без специального обращения на него внимания допрашиваемого (вещественное доказательство перед допросом укладывается на видное место); 
л) сделать предостережение о том, что ложные показания причинят вред, лишат возможности эффективно защищаться, воспрепятствуют установлению истины, затянут расследование и связанные с этим душевные переживания; 
м) использовать негативные моменты в характеристике допрашиваемого - огласить факты, порочащие подозреваемого (обвиняемого), другому подозреваемому (обвиняемому) или свидетелю, под влиянием которых последний может дать изобличающие показания (прием должен применяться весьма осторожно, при наличии уверенности, что он не приведет к нежелательным эксцессам, в частности к оговору, самооговору, не причинит значительную психическую травму); 
н) попытаться вызвать так называемую проговорку, т. е. сообщение допрашиваемого об обстоятельстве, имевшемся на месте происшествия в момент кражи из жилища, при наличии предшествующего показания, что допрашиваемый был на месте происшествия в другое время; 
о) продемонстрировать подозреваемому возможность объективного установления истины (показ соответствующего поискового прибора; перечисление вопросов, которые могут быть решены посредством экспертизы с одновременным указанием на признаки потенциальных объектов экспертизы , исследованием которых можно решить соответствующие вопросы); 
п) создать преувеличенное представление у допрашиваемого о степени осведомленности следователя относительно расследуемой кражи из жилья и имеющихся доказательствах (выражение осведомленности в неопределенной форме; использование в разговоре малоизвестных сведений о жизни допрашиваемого; косвенная демонстрация какого-либо предмета, внешне одинакового с вещественным доказательством, которое, как полагал подозреваемый, не найдено следователем и т. д.); 
р) предоставить допрашиваемому возможность до конца изложить ложные показания с тем, чтобы затем использовать их для изобличения давшего их лица; 
с) выявить противоречия в показаниях допрашиваемого, несоответствие их показаниям иных лиц, имеющихся в деле данным или общеизвестным истинам и обратить на них внимание допрашиваемого; 
т) огласить ранее данные показания допрашиваемого, существенно противоречащие вновь даваемым; 
у) пресечь ложь, сославшись на опровергающие ее факты; 
ф) использовать фактор внезапности (неожиданности) - в постановке критического вопроса, предъявлении доказательства; 
х) провести повторный допрос для получения детальных показаний по тем же обстоятельствам; последовательно предъявить доказательства на нескольких допросах (в случаях, когда одни доказательства целесообразно предъявить на одном допросе, а другие - на последующих); 
ц) осуществить ведение допроса двумя лицами, одно из которых стремится несколько обострить, а другое смягчить допрос; 
ч) описать допрашиваемому подозреваемому картину преступления (требует от следователя осторожности, основательной осведомленности о деталях расследуемой кражи из жилья).

Тактические приёмы допроса при  затруднительном  контакте с потерпевшим, его нежелании  давать показания 
 
При допросе потерпевшего от кражи при затруднительном контакте с ним или нежелании давать показания целесообразно:

а) проявить подчеркнуто  чуткое, внимательное, уважительное отношение  к допрашиваемому, спокойствие и  уравновешенность в обращении с  ним; 
б) выразить потерпевшему сочувствие, понимание неприятной участи потерпевшего; 
в) провести беседу на второстепенную, нейтральную тему с целью получения общего представления о допрашиваемом, чертах его характера, в частности силе воображения, отношении к нравственным ценностям, различным литературным героям; подробно допросить о биографических данных, образе его жизни, связях, культурном и профессиональном уровне, круге интересов, увлечениях (спорт, кино, литература, театр, самодеятельное творчество и др.); 
г) предложить потерпевшему от кражи обращаться за советами, помощью; сообщить номер служебного телефона для срочной связи по мере ее необходимости; 
д) выяснить мотивы, по которым потерпевший отказывается давать показания, и попытаться преодолеть их: растолковать ему, что отказ от показаний ухудшает возможности защиты его прав и интересов; вовлечь в диалог, предложив оценить действия следователя и собранные им материалы; 
е) использовать положительные качества потерпевшего - принципиальность, смелость, справедливость и другие, не согласующиеся с уклонением от дачи показаний ("Чем объяснить, что Вы, человек смелый, проявляете малодушие, уклоняясь от дачи показаний? Почему Вы, ценя принципиальность и справедливость, не хотите, чтобы она восторжествовала в данном случае?" и т. п.); 
ж) указать на важность борьбы с преступностью, установления истины, необходимость выполнения гражданского долга путем дачи правдивых показаний; 
з) напомнить потерпевшему о возможности уведомления относительно отказа от показаний и дачи заведомо ложных показаний по месту работы, учебы;

При допросе  подозреваемого в краже из жилища при затруднительном контакте с  ним или нежелании давать показания  целесообразно:

а) проявить подчеркнуто  чуткое, внимательное, уважительное отношение  к допрашиваемому,  спокойствие и уравновешенность в обращении с ним; 
б) провести беседу на второстепенную, нейтральную тему с целью получения общего представления о допрашиваемом, чертах его характера,  в частности силе воображения, отношении к нравственным ценностям,  различным литературным героям; подробно допросить о биографических данных,  образе его жизни,  связях,  культурном и профессиональном уровне, круге интересов, увлечениях (спорт, кино, литература, театр, самодеятельное творчество и др.); 
в) выяснить мотивы,  по которым допрашиваемый отказывается давать показания, и попытаться преодолеть их; вовлечь в диалог, предложив оценить действия следователя и собранные им материалы; 
г) объяснить значение чистосердечного раскаяния  подозреваемого; перечислить обстоятельства, которые в соответствии с УК смягчают ответственность (ст.  38 УК);  предоставить возможность  ознакомиться с соответствующей нормой уголовного закона; разъяснить смысл смягчающих вину обстоятельств;  пояснить, что их учет - не право, а обязанность суда; привести примеры из практики, показывающие облегчение участи подсудимых в связи с использованием смягчающих обстоятельств; 
д) использовать положительные качества допрашиваемого -  принципиальность, смелость, справедливость и другие, не согласующиеся с уклонением от дачи показаний ; 
е) предъявить доказательства, достоверность которых не вызывает сомнений :

- по нарастающей  силе (обычно целесообразно в  отношении подозреваемых, совершивших  предумышленные преступления ухищренными  способами, а также любых подозреваемых,  упорно избегающих правдивых  показаний); 
- предъявление в первую очередь самого убедительного доказательства (целесообразно в случаях, когда по мнению следователя этого достаточно для склонения допрашиваемого к даче правдивых показаний); 
- предъявление всей совокупности имеющихся доказательств (целесообразно в случаях ее достаточности для доказывания вины).

Тактические приёмы допроса с  целью наиболее полного  выяснения обстоятельств  дела 
 
При допросе свидетеля-очевидца кражи из жилища с целью наиболее полного выяснения обстоятельств дела целесообразно использовать следующие тактические приемы:

а) ставить вопросы  в наилучшей, логической последовательности - чаще всего целесообразна последовательность "от общего к частному"; 
вначале задается общий вопрос - о том, что известно допрашиваемому по данному делу, после чего вопросы, касающиеся отдельных обстоятельств; при одинаковой значимости выясняемых событий вначале задаются вопросы, касающиеся более ранних из них; по тактическим соображениям может быть оправдана постановка в первую очередь вопросов, касающихся второстепенных обстоятельств, хорошо известных следователю; 
б) задавать наряду с основными уточняющие вопросы (направленные на уточнение тех или иных обстоятельств), напоминающие (способствующие оживлению памяти) и контрольные вопросы (направленные на выяснение обстоятельств, которые позволяют проверить правильность определенного объяснения); 
в) получить объяснения в отношении источников, из которых свидетелю стали известны сообщаемые им сведения, с разъяснением, что согласно закону сообщаемые фактические данные без указания источника осведомленности доказательствами служить не могут (ст. 74 УПК).

При допросе  потерпевшего от кражи с целью  наиболее полного выяснения обстоятельств  дела целесообразно использовать следующие  тактические приемы:

а) ставить вопросы  в наилучшей, логической последовательности - чаще всего целесообразна последовательность "от общего к частному"; 
вначале задается общий вопрос - о том, что известно допрашиваемому по данному делу, после чего вопросы, касающиеся отдельных обстоятельств; при одинаковой значимости выясняемых событий вначале задаются вопросы, касающиеся более ранних из них; по тактическим соображениям может быть оправдана постановка в первую очередь вопросов, касающихся второстепенных обстоятельств, хорошо известных следователю; 
б) задавать наряду с основными уточняющие вопросы (направленные на уточнение тех или иных обстоятельств), напоминающие (способствующие оживлению памяти) и контрольные вопросы (направленные на выяснение обстоятельств, которые позволяют проверить правильность определенного объяснения).

Информация о работе Тактические приёмы ведения допросов в системе МВД (методические рекомендации)