Автор: Антон Бармянцев, 06 Октября 2010 в 20:55, дипломная работа
Сегодня, когда обычным гражданам порой приходится защищаться от произвола представителей правоохранительной системы, информация, предлагаемая ниже, будет не лишней.
При допросе свидетеля-очевидца кражи из жилища при затруднительном контакте с ним или нежелании давать показания целесообразно:
а) проявить подчеркнуто чуткое, внимательное, уважительное отношение к допрашиваемому, спокойствие и уравновешенность в обращении с ним;
б) провести беседу на второстепенную, нейтральную тему с целью получения общего представления о допрашиваемом, чертах его характера, в частности силе воображения, отношении к нравственным ценностям, различным литературным героям; подробно допросить о биографических данных, образе его жизни, связях, культурном и профессиональном уровне, круге интересов, увлечениях (спорт, кино, литература, театр, самодеятельное творчество и др.);
в) выяснить мотивы, по которым свидетель-очевидец отказывается давать показания, и попытаться преодолеть их; вовлечь в диалог, предложив оценить действия следователя и собранные им материалы;
г) использовать положительные качества свидетеля-очевидца - принципиальность, смелость, справедливость и другие, не согласующиеся с уклонением от дачи показаний ("Чем объяснить, что вы, человек смелый, проявляете малодушие, уклоняясь от дачи показаний? Почему вы, ценя принципиальность и справедливость, не хотите, чтобы она восторжествовала в данном случае?" и т. п.);
д) указать на важность борьбы с преступностью, установления истины, необходимость выполнения гражданского долга путем дачи правдивых показаний;
ж) напомнить свидетелю о возможности уведомления относительно отказа от показаний и дачи заведомо ложных показаний по месту работы, учебы.
Тактические приёмы ведения допросов в системе МВД (методические рекомендации) |
Сегодня, когда обычным гражданам порой приходится защищаться от произвола представителей правоохранительной системы, информация, предлагаемая ниже, будет не лишней.
При допросе свидетеля-очевидца кражи из жилища при затруднительном контакте с ним или нежелании давать показания целесообразно:
а) проявить подчеркнуто
чуткое, внимательное, уважительное отношение
к допрашиваемому, спокойствие и
уравновешенность в обращении с
ним;
б) провести беседу на второстепенную,
нейтральную тему с целью получения общего
представления о допрашиваемом, чертах
его характера, в частности силе воображения,
отношении к нравственным ценностям, различным
литературным героям; подробно допросить
о биографических данных, образе его жизни,
связях, культурном и профессиональном
уровне, круге интересов, увлечениях (спорт,
кино, литература, театр, самодеятельное
творчество и др.);
в) выяснить мотивы, по которым свидетель-очевидец
отказывается давать показания, и попытаться
преодолеть их; вовлечь в диалог, предложив
оценить действия следователя и собранные
им материалы;
г) использовать положительные качества
свидетеля-очевидца - принципиальность,
смелость, справедливость и другие, не
согласующиеся с уклонением от дачи показаний
("Чем объяснить, что вы, человек смелый,
проявляете малодушие, уклоняясь от дачи
показаний? Почему вы, ценя принципиальность
и справедливость, не хотите, чтобы она
восторжествовала в данном случае?"
и т. п.);
д) указать на важность борьбы с преступностью,
установления истины, необходимость выполнения
гражданского долга путем дачи правдивых
показаний;
ж) напомнить свидетелю о возможности
уведомления относительно отказа от показаний
и дачи заведомо ложных показаний по месту
работы, учебы.
Тактические
приёмы допроса при
необходимости оказать
помощь допрашиваемому
припомнить забытое
и уточнить показания
При допросе свидетеля-очевидца кражи
из жилища с целью оказать ему помощь в
припоминании забытого и уточнения показаний
целесообразно использовать следующие
тактические приемы:
а) выяснить, твердо
ли уверен свидетель-очевидец в том,
что определенное обстоятельство имело
место, или сомневается в этом;
если уверен или сомневается, то почему;
б) предложить увязать обстоятельство,
интересующее следователя, с каким-либо
легко запоминающимся событием, фактом:
праздником, проводами родственника, друга,
приятеля в армию, какой-либо неприятностью
на работе, в семье, знакомством или разрывом
отношений с кем-либо и т. д. и припомнить
его детали, в частности действия, мысли,
чувства в момент выясняемого события
(воспоминание по ассоциации);
в) предоставить возможность обозреть
какие-либо объекты, могущие оживить ассоциативные
связи, и вспомнить забытое (место происшествия,
вещественное доказательство по данному
уголовному делу и т.д.);
г) перечислить различные фамилии, чтобы
помочь вспомнить забытую фамилию.
Тактические
приёмы допроса при
проверке алиби
При допросе подозреваемого в краже из
жилища при проверке его алиби целесообразно
использовать следующие тактические приемы:
а) самым детальным
образом установить обстоятельства,
связанные с алиби, выяснив, где
конкретно находился заявивший
об алиби в момент совершения кражи
из жилища, с кем и с какими
целями туда прибыл; с кем, как и
в связи с чем там общался;
кому говорил о намерении там
побывать или о нахождении там
постфактум; когда направился в соответствующее
место, каким способом прибыл и убыл,
сколько времени там находился;
какие события в то время произошли
в соответствующем месте и
т. д.);
б) выяснить обстоятельства каких-либо
дней, предшествовавших расследуемому
событию или последовавших за ним, а в
случае неспособности их припоминания
спросить, почему хорошо запомнились обстоятельства
того дня, когда произошло расследуемое
событие;
в) детально допросить лиц, названных подозреваемым
и могущих подтвердить или опровергнуть
алиби, по вопросам о том, где, в связи с
чем эти лица находились в интересующей
следователя момент времени, чем занимались
в то время, кто это может подтвердить;
г) по мере необходимости провести повторный,
детальный допрос подозреваемого (обвиняемого)
с изменением последовательности в изложении
фактов.
Тактические
приёмы допроса при
наличии данных, позволяющих
предположить лжесвидетельство
При допросе свидетеля-очевидца кражи
из жилища при наличии данных, позволяющих
предположить лжесвидетельство, целесообразно
использовать следующие тактические приемы:
а) тщательно
проанализировать показания свидетеля,
обращая внимание на противоречия,
признаки, характерные для
б) изучив материалы дела и дополнительные
материалы, характеризующие свидетеля,
и получив по возможности данные о воздействиях,
которые на него оказывались лицами, заинтересованными
в исходе дела, провести повторный допрос
свидетеля, на котором:
- попытаться
выявить в сопоставляемых
- детализацией показаний установить источники
сообщаемых сведений, в частности, лиц,
которые могут их подтвердить;
- выяснить причины имевших место изменений
показаний.
По мере необходимости
прибегать к ускорению
темпа допроса с постановкой
уточняющих вопросов
и неожиданной постановкой
среди второстепенных
вопросов главных (критических),
а также к замедлению
допроса с целью выяснения
деталей наиболее существенных
обстоятельств;
в) в необходимых
случаях изменять последовательность
в выяснении каких-либо важных фактов
по сравнению с ранее имевшей
место;
г) при заявлении свидетеля о том, что ранее
он давал заведомо ложные показания, выяснить
обстоятельства, соответствующие действительности,
и мотивы, по которым давались ложные показания;
д) выяснить причины дачи ложных показаний
и преодолеть их внушением допрашиваемому
мысли о необходимости побороть чувство
боязни мести со стороны подозреваемого
(обвиняемого); заверить допрашиваемого
в его безопасности; разъяснить почетность
выполнения обязанностей свидетеля.
Тактические
приёмы допроса с
целью предотвращения
лжи, создания условий
для её выявления
и склонения к
правдивым показаниям
При допросе подозреваемого в краже из
жилища целесообразно использовать следующие
тактические приемы:
а) обеспечить оптимальные
условия для использования
б) спокойным тоном посоветовать рассказать
правду;
в) начать допрос с выяснения в первую
очередь обстоятельств, относительно
которых имеется наибольшее количество
достоверных данных;
г) выяснить сначала вопросы, касающиеся
отношений между подозреваемым и свидетелем,
а затем получить объяснения по поводу
факта, о котором показал свидетель, с
целью предотвращения неосновательного
заявления подозреваемого о недоброжелательности
к нему свидетеля и якобы обусловленной
этим ложности его показаний;
д) выяснить вначале места пребывания
подозреваемого (обвиняемого) в период
перед совершением кражи из жилища или
после нее с целью предотвращения неосновательного
заявления об оставлении следов на месте
происшествия в результате пребывания
там вне связи с преступлением;
е) осуществить максимальную детализацию
показаний, выяснить путем постановки
соответствующих вопросов все подробности
обстоятельств, относительно которых
даются показания;
ж) выяснить условия восприятия определенных
событий (освещенность соответствующей
территории или помещения, наличие или
отсутствие шума, состояние лица в момент
восприятия обстоятельств, свойства его
памяти, зрения, слуха и т. д.);
з) предложить допрашиваемому обосновать
высказываемые оценочные суждения конкретными
фактами (например, если подозреваемый
утверждает, что лицо, дающее показания
против него, является недобросовестным,
наделено отрицательными свойствами и
способно на оговор, ему предлагается
указать, в чем и когда конкретно выразились
отрицательные свойства данного лица);
и) разъяснить допрашиваемому значение
имеющихся в деле доказательств;
к) продемонстрировать какой-либо объект
без специального обращения на него внимания
допрашиваемого (вещественное доказательство
перед допросом укладывается на видное
место);
л) сделать предостережение о том, что
ложные показания причинят вред, лишат
возможности эффективно защищаться, воспрепятствуют
установлению истины, затянут расследование
и связанные с этим душевные переживания;
м) использовать негативные моменты в
характеристике допрашиваемого - огласить
факты, порочащие подозреваемого (обвиняемого),
другому подозреваемому (обвиняемому)
или свидетелю, под влиянием которых последний
может дать изобличающие показания (прием
должен применяться весьма осторожно,
при наличии уверенности, что он не приведет
к нежелательным эксцессам, в частности
к оговору, самооговору, не причинит значительную
психическую травму);
н) попытаться вызвать так называемую
проговорку, т. е. сообщение допрашиваемого
об обстоятельстве, имевшемся на месте
происшествия в момент кражи из жилища,
при наличии предшествующего показания,
что допрашиваемый был на месте происшествия
в другое время;
о) продемонстрировать подозреваемому
возможность объективного установления
истины (показ соответствующего поискового
прибора; перечисление вопросов, которые
могут быть решены посредством экспертизы
с одновременным указанием на признаки
потенциальных объектов экспертизы , исследованием
которых можно решить соответствующие
вопросы);
п) создать преувеличенное представление
у допрашиваемого о степени осведомленности
следователя относительно расследуемой
кражи из жилья и имеющихся доказательствах
(выражение осведомленности в неопределенной
форме; использование в разговоре малоизвестных
сведений о жизни допрашиваемого; косвенная
демонстрация какого-либо предмета, внешне
одинакового с вещественным доказательством,
которое, как полагал подозреваемый, не
найдено следователем и т. д.);
р) предоставить допрашиваемому возможность
до конца изложить ложные показания с
тем, чтобы затем использовать их для изобличения
давшего их лица;
с) выявить противоречия в показаниях
допрашиваемого, несоответствие их показаниям
иных лиц, имеющихся в деле данным или
общеизвестным истинам и обратить на них
внимание допрашиваемого;
т) огласить ранее данные показания допрашиваемого,
существенно противоречащие вновь даваемым;
у) пресечь ложь, сославшись на опровергающие
ее факты;
ф) использовать фактор внезапности (неожиданности)
- в постановке критического вопроса, предъявлении
доказательства;
х) провести повторный допрос для получения
детальных показаний по тем же обстоятельствам;
последовательно предъявить доказательства
на нескольких допросах (в случаях, когда
одни доказательства целесообразно предъявить
на одном допросе, а другие - на последующих);
ц) осуществить ведение допроса двумя
лицами, одно из которых стремится несколько
обострить, а другое смягчить допрос;
ч) описать допрашиваемому подозреваемому
картину преступления (требует от следователя
осторожности, основательной осведомленности
о деталях расследуемой кражи из жилья).
Тактические
приёмы допроса при
затруднительном
контакте с потерпевшим,
его нежелании
давать показания
При допросе потерпевшего от кражи при
затруднительном контакте с ним или нежелании
давать показания целесообразно:
а) проявить подчеркнуто
чуткое, внимательное, уважительное отношение
к допрашиваемому, спокойствие и
уравновешенность в обращении с
ним;
б) выразить потерпевшему сочувствие,
понимание неприятной участи потерпевшего;
в) провести беседу на второстепенную,
нейтральную тему с целью получения общего
представления о допрашиваемом, чертах
его характера, в частности силе воображения,
отношении к нравственным ценностям, различным
литературным героям; подробно допросить
о биографических данных, образе его жизни,
связях, культурном и профессиональном
уровне, круге интересов, увлечениях (спорт,
кино, литература, театр, самодеятельное
творчество и др.);
г) предложить потерпевшему от кражи обращаться
за советами, помощью; сообщить номер служебного
телефона для срочной связи по мере ее
необходимости;
д) выяснить мотивы, по которым потерпевший
отказывается давать показания, и попытаться
преодолеть их: растолковать ему, что отказ
от показаний ухудшает возможности защиты
его прав и интересов; вовлечь в диалог,
предложив оценить действия следователя
и собранные им материалы;
е) использовать положительные качества
потерпевшего - принципиальность, смелость,
справедливость и другие, не согласующиеся
с уклонением от дачи показаний ("Чем
объяснить, что Вы, человек смелый, проявляете
малодушие, уклоняясь от дачи показаний?
Почему Вы, ценя принципиальность и справедливость,
не хотите, чтобы она восторжествовала
в данном случае?" и т. п.);
ж) указать на важность борьбы с преступностью,
установления истины, необходимость выполнения
гражданского долга путем дачи правдивых
показаний;
з) напомнить потерпевшему о возможности
уведомления относительно отказа от показаний
и дачи заведомо ложных показаний по месту
работы, учебы;
При допросе подозреваемого в краже из жилища при затруднительном контакте с ним или нежелании давать показания целесообразно:
а) проявить подчеркнуто
чуткое, внимательное, уважительное отношение
к допрашиваемому, спокойствие и уравновешенность
в обращении с ним;
б) провести беседу на второстепенную,
нейтральную тему с целью получения общего
представления о допрашиваемом, чертах
его характера, в частности силе воображения,
отношении к нравственным ценностям, различным
литературным героям; подробно допросить
о биографических данных, образе его жизни,
связях, культурном и профессиональном
уровне, круге интересов, увлечениях (спорт,
кино, литература, театр, самодеятельное
творчество и др.);
в) выяснить мотивы, по которым допрашиваемый
отказывается давать показания, и попытаться
преодолеть их; вовлечь в диалог, предложив
оценить действия следователя и собранные
им материалы;
г) объяснить значение чистосердечного
раскаяния подозреваемого; перечислить
обстоятельства, которые в соответствии
с УК смягчают ответственность (ст. 38 УК);
предоставить возможность ознакомиться
с соответствующей нормой уголовного
закона; разъяснить смысл смягчающих вину
обстоятельств; пояснить, что их учет -
не право, а обязанность суда; привести
примеры из практики, показывающие облегчение
участи подсудимых в связи с использованием
смягчающих обстоятельств;
д) использовать положительные качества
допрашиваемого - принципиальность, смелость,
справедливость и другие, не согласующиеся
с уклонением от дачи показаний ;
е) предъявить доказательства, достоверность
которых не вызывает сомнений :
- по нарастающей
силе (обычно целесообразно в
отношении подозреваемых,
- предъявление в первую очередь самого
убедительного доказательства (целесообразно
в случаях, когда по мнению следователя
этого достаточно для склонения допрашиваемого
к даче правдивых показаний);
- предъявление всей совокупности имеющихся
доказательств (целесообразно в случаях
ее достаточности для доказывания вины).
Тактические
приёмы допроса с
целью наиболее полного
выяснения обстоятельств
дела
При допросе свидетеля-очевидца кражи
из жилища с целью наиболее полного выяснения
обстоятельств дела целесообразно использовать
следующие тактические приемы:
а) ставить вопросы
в наилучшей, логической последовательности
- чаще всего целесообразна
вначале задается общий вопрос - о том,
что известно допрашиваемому по данному
делу, после чего вопросы, касающиеся отдельных
обстоятельств; при одинаковой значимости
выясняемых событий вначале задаются
вопросы, касающиеся более ранних из них;
по тактическим соображениям может быть
оправдана постановка в первую очередь
вопросов, касающихся второстепенных
обстоятельств, хорошо известных следователю;
б) задавать наряду с основными уточняющие
вопросы (направленные на уточнение тех
или иных обстоятельств), напоминающие
(способствующие оживлению памяти) и контрольные
вопросы (направленные на выяснение обстоятельств,
которые позволяют проверить правильность
определенного объяснения);
в) получить объяснения в отношении источников,
из которых свидетелю стали известны сообщаемые
им сведения, с разъяснением, что согласно
закону сообщаемые фактические данные
без указания источника осведомленности
доказательствами служить не могут (ст.
74 УПК).
При допросе
потерпевшего от кражи с целью
наиболее полного выяснения
а) ставить вопросы
в наилучшей, логической последовательности
- чаще всего целесообразна
вначале задается общий вопрос - о том,
что известно допрашиваемому по данному
делу, после чего вопросы, касающиеся отдельных
обстоятельств; при одинаковой значимости
выясняемых событий вначале задаются
вопросы, касающиеся более ранних из них;
по тактическим соображениям может быть
оправдана постановка в первую очередь
вопросов, касающихся второстепенных
обстоятельств, хорошо известных следователю;
б) задавать наряду с основными уточняющие
вопросы (направленные на уточнение тех
или иных обстоятельств), напоминающие
(способствующие оживлению памяти) и контрольные
вопросы (направленные на выяснение обстоятельств,
которые позволяют проверить правильность
определенного объяснения).
Информация о работе Тактические приёмы ведения допросов в системе МВД (методические рекомендации)