Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:52, контрольная работа
Судебная экспертиза оказывает существенную помощь в расследовании преступлений. Как показывает практика, ни одно из преступлений не может быть раскрыто без назначения и проведения той или иной экспертизы.
Введение………………………………………………………………….2
1. Понятие экспертизы………………………………………………4
2. Предмет и метод судебной экспертизы………………………….7
3. Понятие объекта экспертизы……………………………………14
4. Экспертные задачи и их классификация……………………….19
Заключение……………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………..28
В зависимости от роли носителя информации объекты экспертиз делятся на следующие виды: исследуемые объекты; сравнительные материалы (образцы); прочие материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы.
В зависимости от места, которое занимают объекты в процессе решения экспертной задачи, они могут быть разделены на конечные, или основные, и промежуточные, или вспомогательные.
Важная роль такого деления становится наглядной при производстве комплексных экспертиз, при многообъектных экспертизах, когда те образуют какую-либо систему.
Так, при исследовании множественных отпечатков пальцев рук, обнаруженных при осмотре места происшествия и находящихся на различных предметах, единичные отпечатки будут промежуточными объектами. Такое их назначение обусловлено тем, что до решения вопроса об установлении конкретного, оставившего их лица путем исследования единичных отпечатков решаются такие вопросы, как: не оставлены ли они одной рукой, сколькими лицами они оставлены и т.п.
По объему объекты экспертизы могут быть рассмотрены с точки зрения их полноты, величины, множественности.
Объект-отображение считается полным при условии проявления в нем в полном объеме информации об отображаемом объекте. Например, текст, содержащий все буквы алфавита, будет полным объектом, соответственно краткая запись, содержащая часть алфавита, - частичным; аналогичным образом можно рассматривать полный отпечаток папиллярного узора и его фрагмент.
Деление объектов по величине на микро- и макрообъекты имеет значение для выбора соответствующих методик их исследования.
Основанием для деления объектов на единичные и множественные является их количество. При этом к множественным относятся объекты, объединенные общей целью исследования. Например, исследованием необходимо установить, оставлены ли следы ног одним лицом или разными лицами, если обнаружено и зафиксировано несколько различных или разрозненных следов ног. В такой ситуации эксперту необходимо провести изучение признаков следов для установления общности их происхождения или отсутствия данного факта.
Дифференциация объектов по информативности ориентирована на оценку их пригодности к исследованию, в частности к решению вопроса о тождестве. Так, в случае изъятия нескольких почерковых объектов, их изучают с точки зрения отображения в них общих и частных признаков почерка и с учетом результатов делят на высокоинформативные и малоинформативные.
Для
решения идентификационной
Состояние
объекта имеет значение и для
выбора направления и методов его исследования.
Например, если по версии следствия в тексте,
представленном на экспертизу, почерк
изменен в целях его маскировки, выбирается
соответствующая методика исследования
намеренно измененного почерка.
4.
Экспертные задачи и
их классификация.
Задачи,
решаемые судебными экспертами, определяются
возможностями исследования объекта
и ее предметом. А.М. Зинин и Н.П.
Майлис подразделяют задачи на три
основные группы – идентификационные,
диагностические и
Идентификационная группа задач направлена на установление индивидуально – конкретного тождества. К таким задачам относится установление человека, животных, предметов по их отображениям. Например, установление лица, исполнившего документ, по его почерку или по отпечатку пальца.
Диагностическая группа направлена на установление природы объекта, его целевого назначения, области применения; свойств и состояния объекта, условий его возникновения, функционирования, изменения; механизма взаимодействия объектов, причины появления определенных последствий, результатов и т.п.
В качестве примера таких задач можно назвать механизм возникновения пожара или взрыва, механизм образования следов и т. п.
Классификационные
задачи имеют целью установление
характеристик (свойств) неизвестного
или известного объекта для отнесения
его к общепринятому классу. Эти
задачи могут возникать в ходе
диагностических и
В идентификации решением классификационной задачи является тот этап исследования, когда проверяемый объект относят к определенному, заранее установленному классу объектов (например, устанавливают, что след ноги оставлен обувью, относящейся к классу спортивной обуви). В диагностическом исследовании решением классификационной задачи будет установление того или иного обстоятельства в случае, когда наукой заранее определены класс состояний каких-то объектов и состояние исследуемого объекта ему соответствует (например, по походке человека не просто устанавливают что он болен, а определяют, что это его заболевание относится к установленному наукой классу заболеваний, допустим вывих тазобедренного сустава и т. п.).
В
качестве незавершенного этапа идентификации
можно рассматривать
Группа задач, связанная с экспертной профилактикой, имеет своей целью выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений (правонарушений) и разработке мер по их устранению. Например, выработка на основании анализа экспертной практики рекомендаций по защите от подделки ценных бумаг или денежных билетов.
Говоря о задачах, нельзя не остановится на некоторых положениях теории решения задач.
Основы теории решения экспертных задач начали складываться в 80-х годах. Естественно, эксперты и раньше решали задачи. Но только после того, как стало ясным, что процесс решения этих задач имеет свои собственные закономерности, не зависящие от свойств исследуемого объекта, началось формирование теории решения экспертных задач. Эта теория призвана изучать только закономерности решения задач и то, что влияет на их ход решения. Важное значение здесь имеют свойства исследуемых объектов.
По определению задачи, которое дает С.И. Ожегов, в общем смысле, “задача – то, что требует исполнения, разрешения”. Разрешение (решение) – это процесс и результат выбора цели и способа действий.
Экспертная задача – это такая экспертная деятельность, которая направлена на преобразование потенциальной доказательственной информации, содержащейся в представленных на экспертизу в качестве исходных данных материалов дела, в актуальную доказательственную информацию, которая может быть использована для правильного решения уголовного или гражданского дела. [Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза. Учебник М., 2002, с.21.]
Из
этого определения экспертной задачи
следует, что она имеет информационную
природу и процессуальную роль. В
других случаях задача может быть
истолкована как вопрос, требующий разрешения
на основании специальных познаний эксперта
по собранным следователем (судом) данным
с соблюдением условий процессуальной
деятельности. Эти два понятия: задача
экспертизы и вопрос, который поставлен
эксперту, весьма сходны. Первое, представляет
собой научное определение, которое может
быть выражено множеством разнообразных
формулировок вопросов и по конкретной
экспертизе оно реализуется посредством
ряда вопросов. В известном смысле задача
есть научно обобщенное объяснение смысла
наиболее типичных вопросов. Так, применительно
к дактилоскопической экспертизе отождествление
лица, оставившего след, – это задача;
установление же конкретного факта, о
том, что данный след оставлен Петровым
А.А., – это вопрос конкретной экспертизы.
Классификация экспертных задач.
Основаниями
для классификации задач
По
первому основанию задача определяется
предметом доказывания и
Значение общей цели (вопрос следователя (суда)) определяет направленность действий в процессе решения задачи. Значение цели экспертной задачи в значительной мере обуславливает выбор способа ее решения. Она является всегда важнейшим элементом задачи. Однако, если цель нередко одинакова для ряда задач, то условия в каждом случае различны, и именно они определяют возможность ее достижения. Поэтому результат иногда трактуют как совокупность средств и условий при которых реализуется цель.
По второму основанию достаточностью правил, разработанных наукой. Например, стандартная задача, которая всегда содержит исходные данные, достаточные для ее решения. Эти данные представлены в явном виде, их требуется преобразовать и заполнить пробелы. Такие исходные данные определяют возможность решения в соответствии с разработанным алгоритмом.
Если же условие необычное и нельзя использовать упомянутые правила, то задача относится к нестандартной (эвристической), требующей от эксперта самостоятельного, творческого поиска решения.
В
ряде случаев, цель может быть изменена
на последующих стадиях
Следователь (суд) формулируя вопрос, который является экспертной задачей, не указывает на способ ее решения. Эта начальная, так называемая фрагментарная формулировка, которая обычно воспроизводится в заключении, подвергается экспертом ряду преобразований. В результате чего она превращается в содержательную формулировку. В этой новой формулировке содержится указание на конкретные объекты и подцели и даже способы их достижения.
Важно также выделить условные задачи, которые определяют информационное поле свойств изучаемого объекта и исследуется экспертом. Свойства – это все то объективное и материальное, что отличает одну вещь или явление от другой вещи или явления, поэтому именно с их помощью удается решать идентификационные экспертные задачи. Если свойства описывают состояние вещей, механизмов, времени явлений, способ изготовления, то это позволяет решать диагностические задачи.
Наряду
с указанными, в процессе расследования
возникает необходимость в
При этом объем определяемой группы не должен влиять на существо задачи экспертизы. Непосредственный объект классификационного исследования – система свойств, присущая определенным, выделенным в соответствии с общими и специальными классификациям группам объектов.
Такая задача не является идентификационной, т. к. в процессе ее решения отсутствует конкретный проверяемый объект, перед экспертом не ставится, а в итоге исследования не достигается цель отождествляемого объекта. Ее нельзя отнести и к диагностической, ибо объект исследования в классификационном процессе статичен, а отнесение объекта к группе неравноценно установлению элементарного частного события.
Выделение группы классификационных задач, по мнению большинства ведущих ученых криминалистов (Орловой В.Ф., Шляхова А.Р., Майлис Н.П. и др.) является условным, т. к. они занимают большое место в процедурах решения других классов задач – идентификационных и диагностических.