Следы транспорта и их использование в криминалистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» с точки зрения отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу следов транспорта и их использования в криминалистике;
Сказать об актуальности проблемы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» в современных условиях;
Изложить проблемы проведения трасологической экспертизы транспортных следов;

Содержание

Введение 2
1. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их классификация 4
2. Понятие следов 9
3. Следы транспортных средств 12
4. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

Следы транспорта и их использование в криминалистике»..docx

— 51.98 Кб (Скачать)

Статические (оттиски) возникают  в тех случаях, когда при соприкосновении  следовоспринимающего и следообразующего объектов отсутствует скользящее движение одного из них по поверхности другого.

Оттиск образуется в результате воздействия силы лишь в одном  направлении (например, при нажиме ноги на поверхность грунта).

Динамические следы образуются в процессе скользящего движения одного или обоих взаимодействующих  объектов.

В зависимости от места  расположения изменений на следовоспринимающем объекте следы подразделяются на локальные и периферические.

Локальные следы возникают  в результате изменений, происходящих в границах контактного соприкосновения  следообразующего и следовоспринимающего объектов.

Периферические следы  образуются за пределами зоны контактного  взаимодействия следообразующего и следовоспринимающего объектов (например, след какого-нибудь предмета, образованный за счет изменения окружающей, не прикрытой этим предметом поверхности под воздействием света).

Далее хотелось бы более  подробно рассмотреть следы транспортных средств и их роль в криминалистической трасологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Следы транспортных средств

 

Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов экспертизы.

Объектами трасологической экспертизы являются следы-отражения, то есть материально-фиксированные отражения единичных объектов - предметов, людей, животных.

Объектами экспертизы транспортных средств являются:

· слепки с объемных и  оттиски с поверхностных следов;

· фотоснимки следов, изготовленные  по правилам масштабной измерительной  фотографии;

· предметы со следами (одежда, обувь);

· части или детали транспортного  средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;

· человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в  виде ссадин и кровоподтеков (назначается  комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).

Следы автотранспортных средств становятся объектами криминалистического исследования, когда транспорт использовался как предмет посягательства, средство совершения преступления или передвижения в связи с совершенным преступлением.

Следы транспортных средств - это материально фиксированные  отображения отдельных частей транспорта (чаще всего колёс), по которым можно  выяснить ряд обстоятельств расследуемого  дела, относящегося как к самому транспорту, так и к особенностям его использования.

Следы, оставленные транспортными  средствами, с точки зрения криминалистики могут быть разделены на четыре группы:

· следы отображения ходовой  части колесного, гусеничного и  гужевого транспорта, саней, образовавшиеся при движении или стоянке;

· следы отображения, оставленные  не ходовыми частями, а прочими деталями транспортных средств (например, бампера, крыльев, радиатора и др.);

· следы отображения различных  объектов материальной обстановки места  происшествия, образовавшиеся на самом  транспортном средстве;

· отделившиеся от транспортного  средства отдельные части, детали, мелкие частицы, вещества или аналогичные  объекты, попавшие на транспортное средство извне в результате происшествия, а также инструменты и принадлежности, оставшиеся на месте происшествия.

Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ, что будет  представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование.

Следы транспортных средств  важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т.д.

Исследование вышеуказанных  групп следов позволяет решать как  идентификационные, так и диагностические  задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих  частей, по отделившимся деталям и  частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена  его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и  режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др.112 Криминалистика: Учеб. /Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Экзархопуло. - СПб.: Лань, 2001. С. 115; Григорович В.Л., Федоров Г.В.2

Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необходимо детально ознакомиться с категориями  следов, изучаемых в транспортной трасологии.

Следы ходовой части оставляет  безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду  наибольшей распространенности автомобилей  целесообразно ограничиться изучением  следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и  для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).

Следы качения возникают  в результате поступательно-вращательного  движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения - при полной блокировке колес в процессе торможения.

Механизмы следов качения  и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами.

В зависимости от свойств  воспринимающей поверхности следы  ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы  наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и  отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными - от окрашенных выступающих частей, и негативными - от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

Например, частицы грязи, осыпавшиеся с колеса автомобиля, горюче-смазочные вещества, краска, перенесенная на другой объект при  ударе. Вместе с тем следы-вещества могут оставаться и на транспортном средстве: кровь пострадавшего, краска с другого автомобиля и т.п.113 Там же.3

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или  отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

Следы шин (англ. traces marks) - в криминалистике следы, которые образуются при прокатывании шин с одновременным надавливанием (вес транспортного средства). Следы шин возникают в различных формах: как колея (при качении незаторможенных колес), следы торможения (катящихся, но уже заторможенных колес), следы блокированных колес (при колесах, которые не катятся), следы проскальзывания и следы заноса. 114 Криминалистический словарь. - М., 19934

Следы колес, образованные в  покое или при свободном вращении, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии (при движении юзом) - к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы. По следам колес можно определить вид транспортного средства, его марку и модель. Полнота отображения конструктивных признаков в следах колес зависит от характера движения транспортного средства. При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних колес, и поэтому здесь отображаются только признаки задних колес: ширина колеи, количество колес на оси, вид и марка шины. При движении на повороте остаются следы передней и задней осей, следы колес прицепа или полуприцепа. Перекрытыми здесь оказываются только следы первой задней оси трехосных автомобилей, поэтому изучение следов лучше проводить на месте, где транспортное средство делало маневр. Для определения типа и вида транспорта определяются количество пар колес, оставивших следы, количество осей и ширина колеи для каждой оси, а если колеса спаренные, то ширина колеи для внешней пары и внутренней. Ширина колеи - это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес. Ширина колеи определяется посредством измерения расстояния между серединой левого и правого колеса на каждой оси. При определении осей следует иметь в виду, что колеса передней оси двигаются по большему радиусу, чем задние, а колеса прицепа и полуприцепа - по наименьшему. Для колесного транспорта разных видов, марок и моделей предназначаются пневматические шины, различающиеся по посадочному диаметру, ширине профиля шины, рисунку протектора. Внешний диаметр шины вычисляется по длине ее окружности. Длина окружности шины определяется путем измерения расстояния между двумя последовательными отпечатками в следе одной и той же особенности беговой части шины. При вычислении внешнего диаметра необходимо учитывать возможные погрешности, зависящие от внутреннего давления, веса груза, скорости движения и состояния дорожного покрытия. Ширина профиля шины может быть определена по ширине объемного следа, однако и здесь необходимо учитывать возможности искажения истинной величины в зависимости от указанных причин. Рисунок протектора расположен на беговой поверхности шины и потому хорошо отображается как в поверхностных, так и объемных следах. Тип и модель шины определяются путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин. В процессе эксплуатации шины изнашиваются, повреждаются и ремонтируются, в результате чего происходит накопление общих и частных идентификационных признаков, отображающихся в следах. К общим признакам шин помимо, их конструктивных признаков, относятся: общая степень изношенности шины, которая характеризуется степенью выраженности рисунка протектора: наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов, рисунок восстановленного (наварного) протектора. К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности формы, величины и расположения проколов, разрывов и трещин, дефекты рельефных элементов восстановленного протектора. Следы пневматических шин мотоциклов, мотороллеров, колесных тракторов и гужевых повозок имеют природу, одинаковую со следами колес автомобиля. Следы пневматических шин колес гужевых повозок также отображают общие и частные признаки колеса. К общим признакам относятся внешний диаметр колеса, наличие, вид и способ крепления обода, шины, ширина колеса и шины. Частными признаками являются особенности крепления шины, швы, трещины и другие дефекты на рабочей поверхности колеса.

База автомобиля - это  расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают  общую базу автомобиля (расстояние между 1_й и 3_й осью) и базу тележки (расстояние между 2_й и 3_й осью).

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.

База автомобиля - это  расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают  общую базу автомобиля (расстояние между 1_й и 3_й осью) и базу тележки (расстояние между 2_й и 3_й осью).

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.

Определив вид транспортного  средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

Ширину беговой части  протектора измеряют на участке с  четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры  грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.

Сведения, полученные при  совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного  средства.

При обнаружении транспортного  средства возможна его идентификация  и по отображению признаков дефектов протектора.

Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части  решают и задачи диагностические: определение  направленности и режима движения (факта  торможения, остановки и др.). Для  этого можно использовать следующие  признаки, отображающиеся в следах:

1. рисунок протектора, имеющий  элементы типа «елочка», должен  быть обращен открытой частью  в сторону движения;

2. при движении транспортного  средства по сыпучему грунту  частицы грунта располагаются  по обеим сторонам следа колеса  в виде веера, расходящиеся  концы которого направлены в  сторону, противоположную движения;

3. на асфальтовой дороге  при переезде луж, участков  рассыпанного сухого грунта в  направлении движения остается  след влаги (пыли), сходящей на нет;

4. капли жидкости (масло,  тормозная жидкость, вода), падающие  во время движения, имеют грушевидную  форму, обращены узким концом  в сторону движения;

В подобных случаях отождествляется  протектор, а не транспортное средство.

5. при переезде автомобилем  прутьев, щепок, веток концы  последних обращены в сторону  движения;

6. при движении по траве  стебли ее будут примяты в  сторону движения (при отсутствии  буксировки);

7. камень, вдавленный в  грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе  со стороны, противоположной направлению  движения;

8. на участке поворота  увеличивается угол расхождения  колес;

9. ступенчатый рельеф  в следах пологой частью ступенек  обращен в сторону движения

О торможении судят по уменьшающейся  четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения), то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в  протоколе осмотра.

Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного  средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц), ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры  следов грунтозацепа звена (трака).

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза

Если следы оставлены  колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что и для следов автомобиля. Однако при оценке полученных результатов  учитывают, что измеренная ширина колеи  может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси.

Наряду с этим фиксируют  и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного.

Следы ходовой части транспортного  средства фиксируют так же, как  следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют  методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко  выраженным рисунком протектора. Все  снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка  протектора, где отобразились индивидуализирующие  признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40x40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

Информация о работе Следы транспорта и их использование в криминалистике