Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:07, реферат
Целью исследования является изучение темы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» с точки зрения отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу следов транспорта и их использования в криминалистике;
Сказать об актуальности проблемы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» в современных условиях;
Изложить проблемы проведения трасологической экспертизы транспортных следов;
Введение 2
1. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их классификация 4
2. Понятие следов 9
3. Следы транспортных средств 12
4. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
«RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY»
Ростовский филиал
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Криминалистика»
на тему «Следы транспорта и их использование в криминалистике»
Выполнил: Е.Е.Камышникова, студент 4-го курса очной формы обучения юридического факультета, группа 4.1
Подпись _____________________________
Научный руководитель: В. И. Игнашин
Подпись _____________________________
Ростов-на-Дону
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
1. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их классификация 4
2. Понятие следов 9
3. Следы транспортных средств 12
4. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Представленная работа посвящена теме «Следы транспорта и их использование в криминалистике».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема «Следы транспорта и
их использование в
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Следы транспорта и их использование в криминалистике».
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Следы транспорта и их использование в криминалистике» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является
изучение темы «Следы транспорта и
их использование в
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты
и выявить природу следов транспорта
и их использования в
Сказать об актуальности проблемы
«Следы транспорта и их использование
в криминалистике» в
Изложить проблемы проведения трасологической экспертизы транспортных следов;
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения / улучшения состояния вопроса.
Делающее первые шаги на
пути своего становления криминалистическое
учение о транспортном средстве относится
к числу частных
Криминалистическое учение
о транспортном средстве является в
то же время интегративным продуктом,
результатом творческого
Такое положение объясняется в криминалистической литературе двумя основными причинами:
· воздушный, водный и рельсовый транспорт при движении практически не оставляют следов-отпечатков;
· государственная статистика о количестве таких преступлений в советское время была закрытой, что лишало актуальности исследования вопросов их расследования.
Транспортное средство прямо
указано в уголовном
Как и другие частные криминалистические теории, данное учение складывается из двух частей (подсистем): общей и особенной. Общая часть представляет общую модель данной области научного знания. Она должна включать в себя базовые положения, в частности, определения основных понятий, классификацию транспортных средств, вовлеченных в уголовный процесс, задачи их изучения и характеристики связанных с ними криминалистически значимых следов, общие для всех видов преступлений, а также иные положения и тенденции развития, знание которых необходимо для различных видов научного, практического и дидактического познания.
Особенную часть можно определить как систему теорий, каждая из которых, будучи также обобщенной моделью, но более низкого уровня.
В юридической литературе
определения видов
В ст. 264 УК РФ введено понятие «механическое транспортное средство», которое частично раскрывается в примечании к данной статье. По мнению большинства ученых-юристов, под механическим транспортным средством следует понимать любое транспортное средство (автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, тракторы и самоходные машины), кроме мопеда, приводимое в движение двигателем99 Комментарий у Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. - Ростов-н/Дону, 2002. С. 644; Уголовное право. Особенная часть. - М.: Новый юрист, 1998. С. 521; Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. - Ростов н/Д., 2002. С. 652; Тяжкова И.М. Указ, соч., 2002. С. 122 и др. Аналогичное определение этого термина изложено в п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ). Здесь же в ПДД дается термин «транспортное средство», под которым понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
По мнению А.В. Лесных, транспортное средство - это механическое устройство, которое предназначено для движения по дорогам общего пользования и перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, максимальная конструктивная скорость которого превышает 50 км/час, а тяговая сила создается за счет двигателя объемом свыше 50 см3 или мощностью свыше 50 л.с.110 Лесных А.В. Расследование подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства. Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - Краснодар, 2001. С. 15.0 При этом превышение транспортным средством хотя бы одного из параметров будет означать отнесение его к категории автомототранспортных средств.
Последнее определение с некоторыми дополнениями можно сформулировать в следующей редакции: автомототранспортное средство - это вид транспортного средства, осуществляющий перевозку людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по дорогам с использованием колесного или гусеничного движителя с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, тяговая сила которого создается за счет двигателя с рабочим объемом более 50 см3 или мощностью свыше 50 л.с.
Известно, что автомобили в настоящее время - это наиболее массовый вид автомототранспортных средств, предназначенный для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния, а также перевозки грузов на небольшие, средние и значительные расстояния. Автомобилизация, наряду с безусловно положительными моментами, влечет и отрицательные последствия. В первую очередь это большое число дорожно-транспортных происшествий. Так, если в отдельные годы на железной дороге погибало от 2 до 20 человек в год, на морском транспорте - 1-2 человека, на речном - 1-23, а на воздушном - 37-310 человек, то автомобильный транспорт по числу погибших на несколько порядков опережает их111 Троицкая Н. А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: Учеб. - М.: Академия, 2004. С. 227.1. Например, по данным ГИБДД в Российской Федерации в 2000 году было зафиксировано 157,6 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 25 594 и было ранено 179 401 человек.
По назначению автомобильные средства можно разделить на:
· грузовые (тягач, грузовой автомобиль);
· пассажирские:
· автобус (вагонного типа, сочлененный, двухэтажный, микро);
· легковой автомобиль (личного и ведомственного пользования, такси, прокат);
· специальные (пожарные, санитарные, спортивные и т.д.).
Кроме того, автомобили можно классифицировать по:проходимости: дорожные, внедорожные повышенной и высокой проходимости (колесные полноприводные, колесно-гусеничные, полугусеничные и другие движители);
типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные, электрические и на воздушной подушке.
Рабочий объем цилиндра двигателя (л) легковых автомобилей делят на:
особо малый (менее 1,2);
малый (1,21-1,8);
средний (1,8-3,5);
большой (более 3,5);
высший (не регламентирован).
В системе криминалистки
изучение следов (трасологии) является
отраслью криминалистической техники.
Криминалистическая техника - система
научных положений и
Любое, в том числе криминальное, событие - это взаимодействие между собой как минимум двух, чаще значительно большего числа объектов. Такие взаимодействия проявляются в виде следов-отображений и следов остаточных явлений одного объекта на другом, с ним взаимодействующим - следообразующего объекта на объекте следовоспринимающем.
Таким образом, следы - единственный
материал, с которым работает любой
субъект уголовно-
Криминалистическая трасология
- это область
Следы трасологической группы подразделяются по различным основаниям, в том числе источнику их происхождения и механизму образования.
По источнику происхождения следы подразделяются на следы человека, животных, транспортных средств, орудий, инструментов, механизмов и проч.
По механизму образования и в зависимости от силы воздействия и твердости объектов выделяются следы объемные и поверхностные.
Объемные следы образуются в результате остаточной деформации материала следовоспринимающего объекта в случаях, когда сила воздействия и твердость следообразующего объекта способны создать такую деформацию.
Поверхностные следы образуются в тех случаях, когда сила воздействий не способна вызвать остаточную деформацию материала следовоспринимающего объекта, а изменения его происходят только на поверхности.
Кроме того, поверхностные следы по степени их различимости невооруженным глазом в видимых лучах спектра подразделяются на видимые, слабо видимые и невидимые.
В зависимости от особенности
механического воздействия
Информация о работе Следы транспорта и их использование в криминалистике