Следы транспорта и их использование в криминалистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» с точки зрения отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу следов транспорта и их использования в криминалистике;
Сказать об актуальности проблемы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» в современных условиях;
Изложить проблемы проведения трасологической экспертизы транспортных следов;

Содержание

Введение 2
1. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их классификация 4
2. Понятие следов 9
3. Следы транспортных средств 12
4. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

Следы транспорта и их использование в криминалистике»..docx

— 51.98 Кб (Скачать)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

«RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY»

Ростовский  филиал

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Криминалистика»

на тему «Следы транспорта и их использование в криминалистике»

Выполнил: Е.Е.Камышникова, студент 4-го курса очной формы обучения юридического факультета, группа 4.1

Подпись _____________________________

Научный руководитель: В. И. Игнашин

Подпись _____________________________

 

 

 

                                               Ростов-на-Дону

2011

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 2

1. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их   классификация 4

2. Понятие следов 9

3. Следы транспортных средств 12

4. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам. Трасологическая экспертиза 20

Заключение 27

Список используемой литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Представленная работа посвящена  теме «Следы транспорта и их использование  в криминалистике».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных  условиях. Об этом свидетельствует  частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Следы транспорта и  их использование в криминалистике»  изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для  современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Следы транспорта и их использование в криминалистике».

Вопросам исследования посвящено  множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены  более узкие вопросы проблемы «Следы транспорта и их использование  в криминалистике».

Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Следы транспорта и их использование в  криминалистике» в современной  науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость.

Теоретическое значение изучения проблемы «Следы транспорта и их использование  в криминалистике» заключается  в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке  сразу нескольких научных дисциплин.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач  данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Следы транспорта и  их использование в криминалистике»  с точки зрения отечественных  исследований.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты  и выявить природу следов транспорта и их использования в криминалистике;

Сказать об актуальности проблемы «Следы транспорта и их использование  в криминалистике» в современных  условиях;

Изложить проблемы проведения трасологической экспертизы транспортных следов;

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих  отношение к рассматриваемой  теме, и сделаны выводы о необходимости  дальнейшего изучения / улучшения состояния вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их классификация

 

Делающее первые шаги на пути своего становления криминалистическое учение о транспортном средстве относится  к числу частных криминалистических теорий. В то же время оно является одной из составляющих криминалистического  учения о техногенных источниках повышенной опасности. Это оправданно, ибо транспортные средства в настоящее  время все интенсивнее используются не только на благо человека, но и  при совершении как неосторожных, так и умышленных преступлений. Эффективность активности субъектов поисково-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве будет неизмеримо выше, если они будут опираться на специальную теоретическую базу, в частности, криминалистическое учение о транспортном средстве.

Криминалистическое учение о транспортном средстве является в  то же время интегративным продуктом, результатом творческого осмысления достижений тех частных криминалистических теорий, которые входят в него как  составляющие (о железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспортных средствах). В криминалистике имеются в основном наработки в области тактико-методического содержания и механизма следообразования при расследовании нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Значительно меньше внимания уделяют ученые-криминалисты рассмотрению аспектов расследования преступлений, связанными с другими видами транспорта.

Такое положение объясняется  в криминалистической литературе двумя  основными причинами:

· воздушный, водный и рельсовый  транспорт при движении практически  не оставляют следов-отпечатков;

· государственная статистика о количестве таких преступлений в советское время была закрытой, что лишало актуальности исследования вопросов их расследования.

Транспортное средство прямо  указано в уголовном законодательстве как предмет следующих умышленных преступлений: угон (ст. ст. 166, 211 УК РФ) и пиратство (ст. 227 УК РФ). Кроме того, оно часто фигурирует в той или иной степени при расследовании убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, кражи, контрабанды, терроризма, захвата заложника и т.д. Отдельные аспекты расследования таких преступлений проанализированы в криминалистической литературе77 Кульмашев Ф.Х Криминалистическая характеристика способов угона и краж автотранспортных средств //"Черные дыры" в Российском Законодательстве, 2004. N3. С. 229-233;. Вместе с тем, многие проблемы данного направления в криминалистике остаются нерешенными и требуют дальнейшего исследования.

Как и другие частные криминалистические теории, данное учение складывается из двух частей (подсистем): общей и  особенной. Общая часть представляет общую модель данной области научного знания. Она должна включать в себя базовые положения, в частности, определения основных понятий, классификацию  транспортных средств, вовлеченных  в уголовный процесс, задачи их изучения и характеристики связанных с ними криминалистически значимых следов, общие для всех видов преступлений, а также иные положения и тенденции развития, знание которых необходимо для различных видов научного, практического и дидактического познания.

Особенную часть можно  определить как систему теорий, каждая из которых, будучи также обобщенной моделью, но более низкого уровня.

В юридической литературе определения видов транспортного  средства имеют неоднозначное толкование. Так, в уголовно-правовой литературе не дается определение автомототранспортного  средства. Согласно примечанию к ст. 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г. таким является транспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации.

В ст. 264 УК РФ введено понятие «механическое транспортное средство», которое частично раскрывается в примечании к данной статье. По мнению большинства ученых-юристов, под механическим транспортным средством следует понимать любое транспортное средство (автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, тракторы и самоходные машины), кроме мопеда, приводимое в движение двигателем99 Комментарий у Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. - Ростов-н/Дону, 2002. С. 644; Уголовное право. Особенная часть. - М.: Новый юрист, 1998. С. 521; Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. - Ростов н/Д., 2002. С. 652; Тяжкова И.М. Указ, соч., 2002. С. 122 и др. Аналогичное определение этого термина изложено в п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ). Здесь же в ПДД дается термин «транспортное средство», под которым понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

По мнению А.В. Лесных, транспортное средство - это механическое устройство, которое предназначено для движения по дорогам общего пользования и перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, максимальная конструктивная скорость которого превышает 50 км/час, а тяговая сила создается за счет двигателя объемом свыше 50 см3 или мощностью свыше 50 л.с.110 Лесных А.В. Расследование подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства. Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - Краснодар, 2001. С. 15.0 При этом превышение транспортным средством хотя бы одного из параметров будет означать отнесение его к категории автомототранспортных средств.

Последнее определение с  некоторыми дополнениями можно сформулировать в следующей редакции: автомототранспортное средство - это вид транспортного средства, осуществляющий перевозку людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по дорогам с использованием колесного или гусеничного движителя с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, тяговая сила которого создается за счет двигателя с рабочим объемом более 50 см3 или мощностью свыше 50 л.с.

Известно, что автомобили в настоящее время - это наиболее массовый вид автомототранспортных средств, предназначенный для перевозки  пассажиров на короткие и средние  расстояния, а также перевозки  грузов на небольшие, средние и значительные расстояния. Автомобилизация, наряду с безусловно положительными моментами, влечет и отрицательные последствия. В первую очередь это большое число дорожно-транспортных происшествий. Так, если в отдельные годы на железной дороге погибало от 2 до 20 человек в год, на морском транспорте - 1-2 человека, на речном - 1-23, а на воздушном - 37-310 человек, то автомобильный транспорт по числу погибших на несколько порядков опережает их111 Троицкая Н. А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: Учеб. - М.: Академия, 2004. С. 227.1. Например, по данным ГИБДД в Российской Федерации в 2000 году было зафиксировано 157,6 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 25 594 и было ранено 179 401 человек.

По назначению автомобильные  средства можно разделить на:

· грузовые (тягач, грузовой автомобиль);

· пассажирские:

· автобус (вагонного типа, сочлененный, двухэтажный, микро);

· легковой автомобиль (личного  и ведомственного пользования, такси, прокат);

· специальные (пожарные, санитарные, спортивные и т.д.).

Кроме того, автомобили можно  классифицировать по:проходимости: дорожные, внедорожные повышенной и высокой проходимости (колесные полноприводные, колесно-гусеничные, полугусеничные и другие движители);

типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные, электрические и на воздушной подушке.

Рабочий объем цилиндра двигателя (л) легковых автомобилей делят на:

особо малый (менее 1,2);

малый (1,21-1,8);

средний (1,8-3,5);

большой (более 3,5);

высший (не регламентирован).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие следов

 

В системе криминалистки  изучение следов (трасологии) является отраслью криминалистической техники. Криминалистическая техника - система  научных положений и разрабатываемых  на их основе технических средств, приемов  и методик, предназначенных для  собирания, исследования и использования  доказательств и иных мер раскрытия  и предупреждения преступлений.

Любое, в том числе криминальное, событие - это взаимодействие между  собой как минимум двух, чаще значительно  большего числа объектов. Такие взаимодействия проявляются в виде следов-отображений  и следов остаточных явлений одного объекта на другом, с ним взаимодействующим - следообразующего объекта на объекте следовоспринимающем.

Таким образом, следы - единственный материал, с которым работает любой  субъект уголовно-процессуального  исследования преступлений.

Криминалистическая трасология - это область криминалистического  знания о следах, отражающих признаки внешнего строения следообразующих объектов, о механизме следообразования, а также о средствах, методах и приемах их обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и исследования в целях установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного судопроизводства.

Следы трасологической группы подразделяются по различным основаниям, в том числе источнику их происхождения и механизму образования.

По источнику происхождения  следы подразделяются на следы человека, животных, транспортных средств, орудий, инструментов, механизмов и проч.

По механизму образования  и в зависимости от силы воздействия  и твердости объектов выделяются следы объемные и поверхностные.

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации материала следовоспринимающего объекта в случаях, когда сила воздействия и твердость следообразующего объекта способны создать такую деформацию.

Поверхностные следы образуются в тех случаях, когда сила воздействий  не способна вызвать остаточную деформацию материала следовоспринимающего объекта, а изменения его происходят только на поверхности.

Кроме того, поверхностные  следы по степени их различимости невооруженным глазом в видимых  лучах спектра подразделяются на видимые, слабо видимые и невидимые.

В зависимости от особенности  механического воздействия объектов следообразования одного на другой или друг на друга следы условно подразделяются на статические и динамические.

Информация о работе Следы транспорта и их использование в криминалистике