Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:29, контрольная работа
Федеративное государство – сложное, союзное государство, состоящее из составных частей, именуемых субъектами федерации и обладающих политической самостоятельностью. Термин «федерация» происходит от позднелатинского foederatio, что означает союз, объединение. В разных странах субъекты федерации могут называться по-разному: штаты (США, Бразилия, Индия), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада), эмираты (ОАЭ) и т.д. 1 Но все федерации имеют сходные особенности, присущие только такому типу государственно-территориального устройства.
Разграничение законодательной компетенции между Союзом и штатами в США и Бразилии: сравнительный анализ
1. Федерализм и его признаки
Федеративное
государство – сложное, союзное
государство, состоящее из составных
частей, именуемых субъектами федерации
и обладающих политической самостоятельностью.
Термин «федерация» происходит от позднелатинского
foederatio, что означает союз, объединение.
В разных странах субъекты федерации могут
называться по-разному: штаты (США, Бразилия,
Индия), земли (Австрия, Германия), провинции
(Канада), эмираты (ОАЭ) и т.д.
1 Но все федерации имеют сходные особенности,
присущие только такому типу государственно-
У истоков возникновения теории федерализма стояли: И. Альтузиус, А. Гамильтон, Д. Джей, Д. Мэдисон, Р. Арон, М. Устер, Ж. Обер и др. Э. Блак выделил его концепции: централистскую – вся политика в отдельных частях федерации проводится в соответствии с решениями центрального правительства; административную, имеющую в своей основе сотрудничество исполнительных органов власти, несмотря на антагонистический характер суверенных прав, закрепленных за федерацией и ее членами; координационную, характеризующую сотрудничество и соперничество двух правительственных систем из-за наличия между ними налоговой и финансовой зависимости; договорную, рассматривающую федерацию в форме объединения государств, которые передали некоторые права новообразованному центральному правительству на основе договора; дуалистическую, требующую от федерации обеспечения благосостояния каждого культурно-этнического элемента.
К признакам федерализма можно отнести:
1)
государство состоит из других
государств или
2)
территория государства не
3)
наличие минимум двух
4)
Законодательная власть (парламент)
как правило имеет
5)
Конституция федеративного
6)
Субъекты федерации обладают
своим правом, а федерация своим,
но сохраняется примат
7)
Суверенитет субъектов
8)
Наличие общефедеральной
9)
Возможность существования
Об
отношениях между федерацией и ее
субъектами можно судить по тому, как
решается вопрос о разграничении
предметов ведения между
-
взаимоотношение между
-
между отдельными видами
-
между федеральными органами
и органами субъектов
Компетенция в государствах с федеративным устройством подразделяется на следующие виды:
1)
Исключительную компетенцию
2)
Исключительная компетенция
3)
Совместная компетенция
4) Остаточная компетенция – это компетенция по вопросам, не имеющим отношение ни к одному из ранее перечисленных видов компетенции, не находит отражения в конституции. 6
2. Федерализм в США
Американский федерализм имеет договорную природу. В основе США лежит договор между штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию, сохранив свой суверенитет. На сегодняшний день в США входят 50 субъектов федерации. Под управлением федерации также находятся зависимые территории: Виргинские острова, Восточное Самое, остров Гуам, Пуэрто-Рико; на особом положении находится округ Колумбия – округ, границы которого совпадают со столицей государства – Вашингтоном.7
Разграничение компетенции федерации и штатов происходит в основном в законодательной сфере. В Конституции США закреплен четкий перечень самых существенных предметов ведения, относящихся к исключительной компетенции Конгресса. Сюда относится: право вводить и взимать налоги, таможенные пошлины, подати и акцизы; занимать деньги от имени США; регулировать торговлю с иностранными государствами и между отдельными штатами; устанавливать единообразные правила натурализации и единообразные законы о банкротствах; чеканить монету; предусматривать меры ответственности за подделку ценных бумаг; учреждать почтовые службы и почтовые дороги; содействовать развитию науки и полезных ремесел; учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду; определять и карать акты пиратства; объявлять войну; набирать и содержать армии; создавать и обеспечивать флот; издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил; предусматривать порядок призыва милиции для обеспечения исполнения законов Союза; предусматривать порядок организации, вооружения и дисциплины милиции и руководства той ее частью, которая может быть использована на службе США; осуществлять исключительные права законодательства по всем вопросам, какими бы они были, в отношении того округа (по территории не превышающего десяти квадратных миль), который вследствие уступки отдельными штатами и его принятия Конгрессом станет местом пребывания правительства США, и осуществлять такую же власть на всех территориях, выкупленных с согласия легислатур тех штатов, где они расположены, для возведения фортов, постройки складов, арсеналов, верфей и других необходимых сооружений; издавать все законы, которые необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству США или какому-либо его департаменту или должностному лицу.8
Поправка X указывает на остаточный характер компетенции штатов: «Полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и пользование которыми не возбранено отдельным штатам, остаются за штатами или за народом».9
Разграничение компетенции между Союзом и штатами проводится Конституцией США, исходя из концепции «дуалистического федерализма», которая предполагает, что и федерация и штаты обладают собственными полномочиями, в рамках которых они полностью самостоятельны.10
Разграничение полномочий между федерацией и штатами не препятствует вмешательству центральных органов власти по многим вопросам в прерогативы штатов. Этому способствует заинтересованность штатов в финансовой помощи из бюджета федерации, потребность в общегосударственных стандартах обеспечения армии, полиции и других правоохранительных органов и в других сферах государственного управления. В США существуют две тенденции – «скрытые полномочия Конгресса» и «права штатов». Согласно первой, Конгресс обладает рядом подразумеваемых прав, которые прямо не записаны в Конституции, но содержатся в ней, позволяя вторгаться в законодательное поле штатов. «Права штатов» - теория, обосновывающая гарантированность полномочий штатов, которые не могут быть изменены и подвергнуться ограничению. 11
Таким образом можно сказать, что в США существует следующее разграничение законодательной компетенции:
Права федерации в следующих областях: руководство и реализация внешней политики, торговли, международного сотрудничества; прием новых штатов в состав федерации; единство денежной системы; принятие бюджета федерации; принятие разнообразных законов в области культуры; объявление войны, формирование вооруженных сил; регулирование авторского и патентного права; вопросы гражданства; учреждение судов, за исключением Верховного Суда США; исключительные законодательные полномочия в федеральном округе Колумбия.
К
компетенции штатов относится: принятие
Конституции штата; принятие бюджета
штата; имеют собственное гражданство;
могут заключать с другими
государствами экономические
3. Федерализм в Бразилии
В
настоящее время по Конституции Бразилии
в ее состав входят 26 штатов и один федеральный
округ, а также административно-
Компетенция разных уровней власти в Бразилии следующая:
-
исключительная компетенция
- совместная компетенция союза, штатов, федерального округа и муниципий;
- совместная компетенция союза, штатов и федерального округа.
В компетенцию союза входят (ст. 22 Конституции Бразилии):
Совместная компетенция (ст. 23 Конституции Бразилии) союза, штатов, муниципий и федерального округа: наблюдение за соблюдением конституционных норм, законов и существующих демократических институтов, охрана национальных ценностей, исторических и культурных памятников, природы, лесных богатств и др.
В совместную компетенцию союза, штатов и федерального округа входят вопросы, связанные с трудовым, финансовым, исправительным, экономическим, градостроительным, частично бюджетным правом, образование, культуру и спорт, а также некоторые другие. 14