Разграничение законодательной компетенции между Союзом и штатами в США и Бразилии: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:29, контрольная работа

Описание работы

Федеративное государство – сложное, союзное государство, состоящее из составных частей, именуемых субъектами федерации и обладающих политической самостоятельностью. Термин «федерация» происходит от позднелатинского foederatio, что означает союз, объединение. В разных странах субъекты федерации могут называться по-разному: штаты (США, Бразилия, Индия), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада), эмираты (ОАЭ) и т.д. 1 Но все федерации имеют сходные особенности, присущие только такому типу государственно-территориального устройства.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа КПЗС.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

 

     Разграничение законодательной  компетенции между  Союзом и штатами  в США и Бразилии: сравнительный анализ

    1. Федерализм и его признаки

    Федеративное  государство – сложное, союзное  государство, состоящее из составных  частей, именуемых субъектами федерации  и обладающих политической самостоятельностью. Термин «федерация» происходит от позднелатинского foederatio, что означает союз, объединение. В разных странах субъекты федерации могут называться по-разному: штаты (США, Бразилия, Индия), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада), эмираты (ОАЭ) и т.д. 1 Но все федерации имеют сходные особенности, присущие только такому типу государственно-территориального устройства. Целостность федеративного государства обеспечивается общей конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим гражданством. Практически ни одна из ныне действующих конституций федераций не признает за субъектами права на выход из состава федерации – сецессии.2 По своей природе федерация – более демократична, поскольку она обычно имеет республиканскую форму правления, образуется в результате договора.

    У истоков возникновения теории федерализма стояли: И. Альтузиус, А. Гамильтон, Д. Джей, Д. Мэдисон, Р. Арон, М. Устер, Ж. Обер и др. Э. Блак выделил его концепции: централистскую – вся политика в отдельных частях федерации проводится в соответствии с решениями центрального правительства; административную, имеющую в своей основе сотрудничество исполнительных органов власти, несмотря на антагонистический характер суверенных прав, закрепленных за федерацией и ее членами; координационную, характеризующую сотрудничество и соперничество двух правительственных систем из-за наличия между ними налоговой и финансовой зависимости; договорную, рассматривающую федерацию в форме объединения государств, которые передали некоторые права новообразованному центральному правительству на основе договора; дуалистическую, требующую от федерации обеспечения благосостояния каждого культурно-этнического элемента.

    К признакам федерализма можно отнести:

    1) государство состоит из других  государств или государственных  образований которые имеют собственный административно-территориальный состав и собственной организацией власти. Субъекты образуются по национально-территориальному, естественно-географическому или историческому признаку.

    2) территория государства не представляет  собой единого целого. В нее  входят территории ее субъектов,  а также территории, которые не  являются субъектами федерации,  но входящими в государство  на иных основаниях.

    3) наличие минимум двух публичных  властей – на уровне федеративного  государства и на уровне каждого  субъекта федерации.

    4) Законодательная власть (парламент)  как правило имеет двухпалатную  структуру, где одна из палат  – представители субъектов федерации.

    5) Конституция федеративного государства  разграничивает полномочия федерации  и ее субъектов, а также выделяется  сфера совместной компетенции.

    6) Субъекты федерации обладают  своим правом, а федерация своим,  но сохраняется примат федерального  права над правом субъектов.

    7) Суверенитет субъектов федерации  ограничивается, хотя формально  может быть провозглашен. Субъекты  или полностью лишены права  на международные взаимоотношения  (Австрия) или сильно ограничены  во внешнеполитической деятельности (США, Швейцария).

    8) Наличие общефедеральной конституции  и конституций ее субъектов,  федеральных законов и законов  субъектов. Обеспечивается верховенство  федеральной конституции.

    9) Возможность существования кроме  общефедерального гражданства еще  и гражданства субъекта федерации. Это позволяет говорить о двухуровневом гражданстве. Для получения гражданства субъекта федерации необходимо обладать гражданством федерации. Наличие такого сложного гражданства не влияет на международный статус гражданина, а определяет его положение внутри страны. 34

    Об  отношениях между федерацией и ее субъектами можно судить по тому, как  решается вопрос о разграничении  предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Здесь важное значение имеет:

    - взаимоотношение между отдельными  видами федеральных органов;

    - между отдельными видами органов  субъектов федерации;

    - между федеральными органами  и органами субъектов федерации. 5

    Компетенция в государствах с федеративным устройством  подразделяется на следующие виды:

    1) Исключительную компетенцию союза – только органы федерации обладают властными полномочиями в отношении перечисленных в конституции предметов ведения.

    2) Исключительная компетенция субъектов  федерации – включает в себя  те вопросы государственного  управления, которые органы субъекта  вправе решать самостоятельно.

    3) Совместная компетенция федерации  и ее субъектов – властные  полномочия в отношении отнесенных  к этой компетенции предметов  ведения принадлежат и федеральным  органам и органам субъектов  федерации.

    4) Остаточная компетенция – это  компетенция по вопросам, не имеющим отношение ни к одному из ранее перечисленных видов компетенции, не находит отражения в конституции. 6

    2. Федерализм в США

    Американский  федерализм имеет договорную природу. В основе США лежит договор  между штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию, сохранив свой суверенитет. На сегодняшний день в США входят 50 субъектов федерации. Под управлением федерации также находятся зависимые территории: Виргинские острова, Восточное Самое, остров Гуам, Пуэрто-Рико; на особом положении находится округ Колумбия – округ, границы которого совпадают со столицей государства – Вашингтоном.7

    Разграничение компетенции федерации и штатов происходит в основном в законодательной  сфере. В Конституции США закреплен четкий перечень самых существенных предметов ведения, относящихся к исключительной компетенции Конгресса. Сюда относится: право вводить и взимать налоги, таможенные пошлины, подати и акцизы; занимать деньги от имени США; регулировать торговлю с иностранными государствами и между отдельными штатами; устанавливать единообразные правила натурализации и единообразные законы о банкротствах; чеканить монету; предусматривать меры ответственности за подделку ценных бумаг; учреждать почтовые службы и почтовые дороги; содействовать развитию науки и полезных ремесел; учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду; определять и карать акты пиратства; объявлять войну; набирать и содержать армии; создавать и обеспечивать флот; издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил; предусматривать порядок призыва милиции для обеспечения исполнения законов Союза; предусматривать порядок организации, вооружения и дисциплины милиции и руководства той ее частью, которая может быть использована на службе США; осуществлять исключительные права законодательства по всем вопросам, какими бы они были, в отношении того округа (по территории не превышающего десяти квадратных миль), который вследствие уступки отдельными штатами и его принятия Конгрессом станет местом пребывания правительства США, и осуществлять такую же власть на всех территориях, выкупленных с согласия легислатур тех штатов, где они расположены, для возведения фортов, постройки складов, арсеналов, верфей и других необходимых сооружений; издавать все законы, которые необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству США или какому-либо его департаменту или должностному лицу.8

    Поправка  X указывает на остаточный характер компетенции штатов: «Полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и пользование которыми не возбранено отдельным штатам, остаются за штатами или за народом».9

    Разграничение компетенции между Союзом и штатами  проводится Конституцией США, исходя из концепции «дуалистического федерализма», которая предполагает, что и федерация и штаты обладают собственными полномочиями, в рамках которых они полностью самостоятельны.10

    Разграничение полномочий между федерацией и штатами  не препятствует вмешательству центральных органов власти по многим вопросам в прерогативы штатов. Этому способствует заинтересованность штатов в финансовой помощи из бюджета федерации, потребность в общегосударственных стандартах обеспечения армии, полиции и других правоохранительных органов и в других сферах государственного управления. В США существуют две тенденции – «скрытые полномочия Конгресса» и «права штатов». Согласно первой, Конгресс обладает рядом подразумеваемых прав, которые прямо не записаны в Конституции, но содержатся в ней, позволяя вторгаться в законодательное поле штатов. «Права штатов» - теория, обосновывающая гарантированность полномочий штатов, которые не могут быть изменены и подвергнуться ограничению. 11

    Таким образом можно сказать, что в  США существует следующее разграничение законодательной компетенции:

    Права федерации в следующих областях: руководство и реализация внешней политики, торговли, международного сотрудничества; прием новых штатов в состав федерации; единство денежной системы; принятие бюджета федерации; принятие разнообразных законов в области культуры; объявление войны, формирование вооруженных сил; регулирование авторского и патентного права; вопросы гражданства; учреждение судов, за исключением Верховного Суда США; исключительные законодательные полномочия в федеральном округе Колумбия.

    К компетенции штатов относится: принятие Конституции штата; принятие бюджета  штата; имеют собственное гражданство; могут заключать с другими  государствами экономические соглашения по вопросам торговли, охраны окружающей среды и др.; с разрешения государственного департамента (министерства иностранных дел) США они учреждают свои представительства в других государствах (по экономическим и культурным вопросам).

    3. Федерализм в Бразилии

    В настоящее время по Конституции Бразилии в ее состав входят 26 штатов и один федеральный округ, а также административно-территориальные единицы штатов - муниципии. В ст. 1 Конституции Бразилии указывается на «нерушимое единство» штатов, федерального округа и муниципий, это единство образует демократическое правовое государство. Бразильская федерация построена по принципу кооперативного федерализма, в то же время это высокоцентрализованная федерация. Это отражается в трехэлементной структуре государственного устройства – Конституция устанавливает широкий круг вопросов совместной компетенции. С другой стороны – «жесткий» порядок взаимоотношений федеральных органов и органов штатов, в регистрации только общефедеральных партий. 12

    Компетенция разных уровней власти в Бразилии следующая:

    - исключительная компетенция союза;

    - совместная компетенция союза,  штатов, федерального округа и  муниципий;

    - совместная компетенция союза,  штатов и федерального округа.

    В компетенцию союза входят (ст. 22 Конституции Бразилии):

  • вопросы, относящиеся к гражданскому, уголовному, торговому, избирательному, процессуальному, аграрному, морскому, воздушному, космическому праву;
  • экспроприация собственности;
  • регулирование по использованию водных, энергетических ресурсов, информации, телекоммуникаций, радио- и телевещания;
  • почтовая служба;
  • денежное обращение;
  • внешняя и межрегиональная торговля;
  • национальная транспортная политика; вопросы природных ископаемых;
  • организация судебной власти, прокуратуры, национальной обороны и др. 13

    Совместная  компетенция (ст. 23 Конституции Бразилии) союза, штатов, муниципий и федерального округа: наблюдение за соблюдением конституционных норм, законов и существующих демократических институтов, охрана национальных ценностей, исторических и культурных памятников, природы, лесных богатств и др.

    В совместную компетенцию союза, штатов и федерального округа входят вопросы, связанные с трудовым, финансовым, исправительным, экономическим, градостроительным, частично бюджетным правом, образование, культуру и спорт, а также некоторые другие. 14

Информация о работе Разграничение законодательной компетенции между Союзом и штатами в США и Бразилии: сравнительный анализ