Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:22, реферат
Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.
Введение.
Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.
Прокурорский надзор понимается как:
1) специфический вид государственной деятельности;
2) самостоятельная отрасль права;
3) учебная дисциплина.
Объектом прокурорского надзора являются предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.
Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности.
Под предметом прокурорского надзора понимают сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Цель прокурорского надзора – это результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор. Как правило, целями прокуратуры являются:
1) обеспечение верховенства закона;
2) обеспечение единства и укрепления законности;
3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
На
достижения этих целей направлена вся
деятельность прокуратуры:
прокурорский надзор (пять основных направлений
или отраслей); уголовное преследование;
координация деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью. Основным
средством достижения целей, определенных
Законом «О прокуратуре», является прокурорский
надзор, так как именно в прокурорском
надзоре состоит основная функция прокуратуры.
Термин
"прокуратура" происходит от латинского
"procuro", что означает: забочусь,
обеспечиваю, предотвращаю. В силу своего
предназначения прокуратура призвана
охранять и защищать права и свободы
граждан, интересы общества и государства,
укреплять законность и правопорядок,
а чтобы реализовать
Исходя
из этого определения можно
Во-первых,
прокурорский надзор осуществляется специализированной
системой органов, которая носит
централизованный характер. В силу
этого прокурорский надзор не может
осуществляться никакими другими государственными,
общественными организациями, учреждениями,
должностными или физическими лицами,
за исключением органов
Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, как это установлено ст. 1 Закона о прокуратуре, осуществляется от имени Российской Федерации. Суть данного положения заключается в том, что прокуратура призвана выполнять задачи, поставленные перед ней государством, представлять и защищать интересы граждан, общества и государства. Тот факт, что прокурорский надзор осуществляется от имени государства, также подтверждает, что он является видом государственной деятельности.
В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.
Однако вопрос о месте прокуратуры в системе российских органов государственной власти, и в частности в системе правоохранительных органов, до сих пор остается спорным. Данное обстоятельство влияет на отношения прокуратуры с иными государственными органами, на содержание и организацию ее деятельности.
Решение
главного вопроса - о сущности прокурорской
власти, ее значении и месте в
системе государственных
Анализ
действующего законодательства показывает
тесную взаимосвязь органов
По поводу принадлежности органов прокуратуры к законодательной ветви власти в литературе было высказано множество различных мнений. Так, одни авторы считают, что содержание указанной статьи Конституции РФ и место этой статьи в тексте Основного Закона во многом являются результатом политической борьбы и в какой-то мере политического компромисса по вопросу о месте и роли прокуратуры и отражают скорее политическую ситуацию в стране в октябре-декабре 1993 г., чем реальную роль прокуратуры в государстве. Более того, в проекте Конституции России за прокуратурой предлагалось оставить лишь поддержание государственного обвинения в суде и надзор за следствием и дознанием.
Согласно
другой точке зрения "прокуратура
как орган надзора за исполнением
законов должна находиться при законодательной
власти России", поскольку прокуратура
заботится о претворении
Конституцией РФ 1993 г. была создана, по мнению К.А. Григорова, паритетная модель назначения Генерального прокурора РФ - представление вносит Президент РФ, а вопрос о назначении решает орган законодательной власти - Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Вместе с тем тот факт, что Генерального прокурора РФ назначает на должность и освобождает от должности Совет Федерации, не может быть основанием для постановки вопроса о том, что прокуратура может быть "вписана" в систему законодательной власти в качестве ее контрольного органа. Исходя из изложенного, вполне понятно, что прокуратура не может быть отнесена к органам законодательной власти.
Необоснованными
представляются и попытки отнести
прокуратуру к органам
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Таким образом, и в сфере гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства органы прокуратуры также играют определенную роль. Однако не следует относить прокурорский надзор и к органам судебной власти, даже несмотря на то, что ст. 129 Конституции РФ включена в главу, именуемую "Судебная власть". Содержание данной статьи не дает оснований считать прокуратуру частью судебной власти.
В
литературе имеется и точка зрения
о существовании особой, так называемой
"прокурорской" власти. Однако эта
точка зрения не встретила поддержки
в литературе, поскольку прокуратура
не обладает признаками самостоятельной
ветви власти. В противном случае
можно говорить о "таможенной",
"налоговой" власти с учетом специфики
полномочий соответствующих
Было также предложено отнести прокуратуру в состав президентской власти, т.е. органов, непосредственно подчиненных Президенту РФ, что не только бы соответствовало историческим традициям, когда прокуратура была учреждена Петром I как "око государево", но и соответствовало бы роли Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определяющего основные направления политики государства.
В
то же время следует помнить, что
ст. 5 Закона о прокуратуре устанавливает
запрет на вмешательство в осуществление
прокурорского надзора. Воздействие
в какой-либо форме федеральных
органов государственной
В
юридической литературе были высказаны
предложения о вынесении нормы
о прокуратуре из гл. 7 Конституции
РФ либо об изложении норм о прокуратуре
в специальной главе
По мнению многих ученых-правоведов, прокуратура входит в состав "правоохранительной власти", является правоохранительным органом. Исходя из положений ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, целями прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, т.е. основной целью прокуратуры является охрана права, следовательно, прокуратуру следует отнести к правоохранительным органам. Имеется мнение, согласно которому понятия "правоохранительная власть", "правоохранительные органы" являются собирательными понятиями, в которые включены наряду с прокуратурой также и суды. Это противоречит пониманию роли судебной власти, которая по действующему законодательству не относится к правоохранительным органам. Иные же, кроме прокуратуры, правоохранительные органы, в частности Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, действуют в структуре исполнительной власти. Их извлечение из этой структуры может повлечь за собой и выделение других ветвей власти по предмету ведения: экономической, оборонной и т.д. С этим мнением нельзя согласиться, поскольку органы, входящие в систему правоохранительных, объединены не по признаку принадлежности органов к системе органов законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. За критерий отнесения их к правоохранительным органам принята их характерная черта: все они предназначены для охраны права. Таким образом, все это, а также анализ стоящих перед прокуратурой задач, позволяет сделать вывод, что прокуратура является самостоятельным государственным органом, который обособлен от законодательной, исполнительной, судебной власти, несмотря на их тесное взаимодействие между собой, основной задачей которого является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина.
Законодательное
закрепление положений о
Отрасль
прокурорского надзора