Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 23:34, курсовая работа
Любое общество предпринимает усилия к самосохранению, то есть стремится не допустить покушения на свою целостность и суверенность как извне, так и изнутри. Это первичные, изначальные функции любой власти, оформленной в государственную или еще нет. А для успешного выполнения функций власть должна озаботиться получением информации о попытках покушений на нее, как в целом, так и на отдельные ее прерогативы, с какой бы стороны такие попытки ни последовали. Пренебрежение этим правилом неизбежно влекло за собой самые серьезные последствия, вплоть до захвата власти извне или узурпации изнутри, развала механизма власти и ее краха. Подобными примерами богата история, в том числе и отечественная.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Базисные положения правового регулирования оперативно – розыскной деятельности…………………………………………………………………...….…6
1.1 Общая характеристика правовых источников регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности……………………….………6
1.2. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни……………………………………………………………………9
Глава 2. Правовая основа и формирование в России оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………………………..15
2.1. Правовые основы оперативно розыскной деятельности……………………15
2.2.Формирование в России оперативно-розыскного законодательства……….18
Глава 3 Оперативно-розыскной закон…………………………………………….20
3.1. Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона………………………20
3.2. Действие оперативно-розыскного закона во времени и в пространстве, а так же по кругу лиц……………………………………………………………………..24
3.2.1. Действие оперативно-розыскного закона во времени…………………….24
3.2.2. Действие оперативно-розыскного закона в пространстве……...…………25
3.2.3. Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц……………….….28
3.3. Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды………….…..31
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………………………………….…..38
Ограничительное толкование состоит в том, что при уяснении содержания нормы оперативно-розыскного закона ее словесному содержанию придается более узкое, чем подлинное, значение.
Распространительное толкование предполагает придание словесному содержанию нормы оперативно-розыскного закона более широкий, чем ее истинный, смысл. Следует исходить из того, что в оперативно-розыскной практике недопустимо ни расширительное, ни ограничительное толкование норм оперативно-розыскного закона, так как эти виды толкования неизменно влекут субъективизм в оценке нормативных предписаний и, следовательно, нарушение законности в ОРД.
Виды толкования норм оперативно-розыскного закона в зависимости от приемов (способов) толкования. В теории права различают толкование грамматические, логическое, систематическое и историческое.
Грамматическое (языковое) толкование норм предполагает проведение анализа структурной связи слов и выражений предписаний оперативно-розыскного закона для выяснения смысла и содержания конкретной нормы. Именно с языкового толкования следует начинать анализ норм закона. Данный способ толкования предполагает, что слова и выражения должны содержать смысл, который вкладывается в них в обычном или профессиональном употреблении слов. Например, слову «оперативный», имеющему в обыденном употреблении значение «способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел», в ОРД и соответственно в оперативно-розыскном законодательстве придается иное значение, а именно — совершаемый с помощью негласных средств.
Логическое толкование предусматривает разъяснение и уяснение смысла и содержания норм оперативно-розыскного закона на основе законов логического мышления.
Систематическое толкование — это сопоставление текста толкуемой нормы с другими нормами и предписаниями оперативно-розыскного закона (других законов в области ОРД), уяснение ее места в иерархии законодательных актов.
Особое место при толковании оперативно-розыскного закона занимает толкование его норм с бланкетной диспозицией. Оно предполагает обращение, во-первых, к иным, кроме ФЗ об ОРД, законам, нормы которых реализуются в ОРД, и, во-вторых, к предписаниям многочисленных подзаконных нормативных актов. Данное толкование также относится к систематическому.
Согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ об ОРД предусмотрено, что нарушения ФЗ об ОРД при осуществлении ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России. Одним из таких нарушений является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении оперативников. В свою очередь, в ст. 320 «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа» УК разглашение сведений о мерах безопасности в
отношении указанных лиц (при определенных обстоятельствах) признано преступлением. Однако этот уголовный закон вступил в силу с 1 января 1997 г., т.е. позже, чем стал применяться ФЗ об ОРД. Следовательно, реализация уголовно-правовой ответственности, о чем имеется ссылка в ФЗ об ОРД (действующего с 18 августа 1995 г.), реальна не ранее вступления в силу УК.
Исторический способ толкования используется тогда, когда необходимо раскрыть содержание толкуемой нормы оперативно-розыскного закона путем сопоставления ее с ранее применявшейся аналогичной нормой закона.
Заключение.
Пределы правового регулирования ОРД. Важное значение для правильного понимания предназначения и содержания ОРД имеет уяснение вопроса о пределах ее правового регулирования. От его решения во многом зависит действенность сыскной работы и, следовательно, реальность мер по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых отдельными лицами, а также гарантированность защиты прав и свобод гражданина, попавшего в поле зрения российских правоохранительных органов и спецслужб. Однако следует помнить, что изучение пределов правового регулирования ОРД затрудняет то обстоятельство, что в теории российского права еще не сложился единый подход к пониманию пределов общего правового регулирования.
Таким образом, правовое регулирование ОРД — это нормативно-властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания. Такое воздействие происходит путем установления правовых норм по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках оперативно-розыскных отношений.
Пределы правового регулирования общественных отношений в ОРД — это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения ОРМ и оперативно-тактических действий по правилам норм оперативно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.
При изучении пределов правового
регулирования ОРД следует
Так, осмысление пределов общего
правового регулирования
Ограничительное толкование состоит в том, что при уяснении содержания нормы оперативно-розыскного закона ее словесному содержанию придается более узкое, чем подлинное, значение.
Распространительное толкование предполагает придание словесному содержанию нормы оперативно-розыскного закона более широкий, чем ее истинный, смысл.
Следует исходить из того, что
в оперативно-розыскной
И в заключении подводим итоги и исследования мною были собраны и изучены историко-юридическим материалам, а также определены перспективы дальнейшей работы над темой.
Список использованных источников.
Нормативные правовые акты:
Конституционные положения
Предписания Конституции
Конституция Российской Федерации.
Принята всенародным
Иные конституционные предписания
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». ФКЗот 26февраля 1997г. № 1-ФКЗ.
Основополагающий
«Об оперативно-розыскной деятельности». ФЗот 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм.)
Федеральные законы, регулирующие группы общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм.).
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм.).
«О прокуратуре Российской Федерации». ФЗ в ред. от 17 ноября 1995 г. № 168- ФЗ (с изм.).
Законодательные акты, регулирующие отдельные общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности
«О милиции». Закон РФ от 18апреля 1991 г. № 1026-1 (с изм.).
Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти
Указы Президента Российской
Федерации Общенормативные
«Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств». Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891.
Литература:
1.Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2000.
2.Актуальные вопросы теории и практики ОРД. — М.: Академия управления МВД РФ, 2001.
3.Атмажитов В.М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. — М, 2003.
4.Бобров В. Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. — М.:
5.Академия управления МВД России, 2003.
6.Горяинов К.К., Вагин О.А., Исиченко А.П. Теория и практика применения органами внутренних дел Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научный доклад. - М.: ВНИИ МВД России, 2001.
7.Гущин А.Н., Громов Н.А., Царева Н.П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебно-практическое пособие. — М.: 2003.
8.Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. - М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002.
9.Ефремов A.M. Оперативно-розыскная деятельность и личность: Монография. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.
10.Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация — М.: ИНФРА-М, 2000. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник/ Под. ред. К.К. Горяииова, B.C. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М, 2001.
Информация о работе Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности