Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Любое общество предпринимает усилия к самосохранению, то есть стремится не допустить покушения на свою целостность и суверенность как извне, так и изнутри. Это первичные, изначальные функции любой власти, оформленной в государственную или еще нет. А для успешного выполнения функций власть должна озаботиться получением информации о попытках покушений на нее, как в целом, так и на отдельные ее прерогативы, с какой бы стороны такие попытки ни последовали. Пренебрежение этим правилом неизбежно влекло за собой самые серьезные последствия, вплоть до захвата власти извне или узурпации изнутри, развала механизма власти и ее краха. Подобными примерами богата история, в том числе и отечественная.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Базисные положения правового регулирования оперативно – розыскной деятельности…………………………………………………………………...….…6
1.1 Общая характеристика правовых источников регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности……………………….………6
1.2. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни……………………………………………………………………9
Глава 2. Правовая основа и формирование в России оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………………………..15
2.1. Правовые основы оперативно розыскной деятельности……………………15
2.2.Формирование в России оперативно-розыскного законодательства……….18
Глава 3 Оперативно-розыскной закон…………………………………………….20
3.1. Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона………………………20
3.2. Действие оперативно-розыскного закона во времени и в пространстве, а так же по кругу лиц……………………………………………………………………..24
3.2.1. Действие оперативно-розыскного закона во времени…………………….24
3.2.2. Действие оперативно-розыскного закона в пространстве……...…………25
3.2.3. Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц……………….….28
3.3. Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды………….…..31
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………………………………….…..38

Работа содержит 1 файл

kursovaya Криминалистика.docx

— 61.50 Кб (Скачать)

Второе исключение допустимо  исходя из предписаний Закона о международных  договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами РФ. Например, Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ 18 декабря 1998 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (имеется в виду сопровождение оперативной разведки, оперативно-поисковых мероприятий, наружного наблюдения). В Соглашении отмечено, что в соответствии с государственным суверенитетом осуществление специального сопровождения оперативной разведкой на территории другого государства не допускается. Сотрудничество осуществляется путем выполнения ОРО страны, на территории которой находится или направляется объект наблюдения, письменных запросов страны-инициатора об осуществлении специального сопровождения ОРД. В случае срочной необходимости при следовании объекта наблюдения на территорию другого государства руководители подразделений оперативной разведки могут устанавливать непосредственные контакты с целью подготовки к решению поставленной задачи до поступления запроса.

Третье исключение. С учетом того, что в исключительных случаях  уголовная юрисдикция РФ осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море (см. ст. 17 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»), ОРД возможна для обеспечения производства расследования преступления на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию РФ; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ, и др.

Четвертое исключение. ФЗ об ОРД применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа РФ.

Исключительная экономическая  зона РФ — это морской район, находящийся  за пределами территориального моря России и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами России и нормами международного права. Внешняя граница данной зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Возведенные и строящиеся для поиска и разведки естественных богатств (полезных ископаемых) континентального шельфа РФ промышленные и иные установки и сооружения находятся под юрисдикцией РФ. В соответствии с ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива

России, включающего поверхность  и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам России. Возникающие в связи с исследованиями, разведкой, разработкой и охраной естественных богатств на континентальном шельфе РФ правоотношения регулируются согласно п. «н» ст. 71 Конституции федеральным законодательством.

Пятое исключение. Непосредственно  в ФЗ об ОРД установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве.

Согласно ч. 5 ст. 13 в СИЗО «чужие» оперативники вправе проводить  ОРМ совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России. Это предписание означает, что ОРД в СИЗО возможна исключительно во взаимодействии заинтересованного в получении информации ОРО с соответствующими сотрудниками УИУ. Самостоятельно проводить какое-либо ОРМ оперативные подразделения ОВД, органов ФСБ, органов Госнаркоконтроля и других ОРО на территории СИЗО не вправе. Таким образом, этим предписанием ФЗ об ОРД установлено ограничение на действие территориального принципа осуществления ОРД.

 

 

3.2.3. Действие оперативно-розыскного  закона по кругу лиц.

 

Общие положения действия оперативно-розыскного закона по кругу  лиц. Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ, если иное не предусмотрено ФЗ. В этом предписании ФЗ об ОРД конкретизирован закрепленный в ст. 19 Конституции принцип равенства всех перед законом и судом. Тем самым в отношении каждого может проводиться ОРД с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств.

Исключение из действия оперативно-розыскного закона по кругу лиц. Единственным исключением из правила равенства каждого перед законом служат специальные упоминания в соответствующих ФЗ. По сути, они являются правилами особого порядка осуществления ОРМ в отношении отдельных категорий должностных лиц. Так, в соответствии с Конституцией неприкосновенны

Президент РФ, депутаты палат  Федерального Собрания РФ и судьи, согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» — Уполномоченный, а ФЗ о прокуратуре — прокуроры и следователи органов прокуратуры.

По смыслу ст. 22—25 и 98 Конституции  и в соответствии с ФЗ «О статусе  члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ парламентарии обладают неприкосновенностью, или депутатским иммунитетом. Его сущность заключается в освобождении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы от уголовного преследования или привлечения к административной ответственности в течение всего срока их полномочий. Однако законодатель не акцентирует внимания на том, что данный иммунитет распространяется на ОРД, не предназначенную как для непосредственной реализации функций уголовного преследования, так и для привлечения к административной ответственности.

Из разъяснений Конституционного Суда РФ следует, что в отношении  действий депутата, не связанных с  его деятельностью в качестве представителя законодательной  власти, допустимо возбуждение дела, связанного с уголовной ответственностью1 (тем самым допустимо ограничение  депутатской неприкосновенности). Таким  образом, реализация задач ОРД относительно реально или возможно совершенного депутатом преступления, не связанного с его депутатскими полномочиями, законом не запрещена и, следовательно, допустима. Кроме этих общих положений  отметим следующее.

Неприкосновенность члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку (см. ст. 19 Закона о статусе депутата). Применительно к ОРД это означает, что законодатель предусмотрел дополнительный перечень материальных объектов, используемых представителем законодательной власти, относительно которых производство ОРМ существенно ограничено. Их проведение допустимо только в рамках производства по уголовному делу (предварительное следствие по которому обязательно), возбужденному по общественно опасному деянию конкретного представителя законодательной власти. Однако производство ОРМ в отношении иных объектов, не указанных в законе, допустимо на общих основаниях.

Конституционное предписание  о неприкосновенности судей (ст. 122) распространяется в одинаковой степени на всех судей, независимо от занимаемой должности и работы в каком-либо суде (Конституционном Суде, суде общей юрисдикции, арбитражном и военном суде, мировым судьей).

Кроме того, ФЗ «О народных заседателях  федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 2 января 2000 г. установлено, что на народного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и соответствующими статьями (включая п. 1,2, 5-7 ст. 16) Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.

В соответствии с Законом  о статусе судей личность судьи  неприкосновенна. Неприкосновенность распространяется на его (и народного заседателя) жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Поэтому оперативно-розыскное проникновение в жилище (служебное помещение) судьи (народного заседателя), в личный или используемый им транспорт, а также прослушивание его средств связи и перлюстрация корреспонденции, осмотр имущества и документов судьи допустимы исключительно в рамках производства по уголовному делу (предварительное следствие по которому обязательно), возбужденному по деянию конкретного судьи. Вместе с тем производство в отношении какого-либо судьи (народного заседателя) иных ОРМ допустимо на общих основаниях.

Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о прокуратуре любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Поэтому в ходе ОРД нельзя осуществлять соответствующую проверку полученных сообщений (например, по ДОУ).

Законодательные ограничения  по кругу лиц, в отношении которых  запрещено проводить ОРМ, не распространяются на других лиц, совершивших преступления в соучастии с вышеперечисленными категориями лиц.

 

 

3.3. Толкование  норм оперативно-розыскного закона  и его виды.

 

Понятие толкования норм оперативно-розыскного закона. Правильное применение ФЗ об ОРД  подразумевает точное, недвусмысленное восприятие правоприменителем содержания его норм. В свою очередь, этого нельзя достигнуть без толкования закона. Толкование норм оперативно-розыскного закона преследует цель правильно применять содержащиеся в правовых нормах предписания к конкретным ситуациям, возникающим в ОРД и в связи с ней. Цель толкования — не просто уяснить смысл нормы, а перевести ее смысл на язык более конкретных высказываний, раскрыть содержание нормы права в более детальных положениях, настолько приближенных к конкретным ситуациям, что они не вызывали бы сомнения в относимости этих ситуаций к толкуемой норме права и облегчали ее применение.

Поэтому под толкованием  оперативно-розыскного закона понимается деятельность государственных органов, а также непосредственного правоприменителя (оперативника, следователя, прокурора, судьи и др.), направленная на разъяснение и (или) уяснение смысла и содержания волеизъявления законодателя, выраженного в конкретной норме (предписании) ФЗ об ОРД, ее направленности, точного определения содержания нормы и ее соотношения с другими правовыми нормами законодательства в области ОРД.

Использование в оперативно-розыскном  законе терминов, заимствованных из ряда отраслей знаний о различных видах юридической деятельности, в обязательном порядке должно соответствовать смыслу и содержанию таких терминов.

Виды толкования оперативно-розыскного закона. Они классифицируются по различным  основаниям. Выделим среди них  следующие:

  • по степени обязательности (юридической силе);
  • по объему толкования;
  • в зависимости от приемов (способов) толкования.

Виды толкования норм оперативно-розыскного закона по степени обязательности (юридической  силе). Обычно выделяют такие виды толкования, как неофициальное и официальное (разновидностями официального толкования являются: аутентичное, нормативное и казуальное). Неофициальное толкование составляют следующие виды: доктринальное (научное) и текущее. Некоторые ученые выделяют еще и судебное толкование. Однако из всех названных теоретически допустимых разновидностей толкования норм оперативно-розыскного закона реальны в настоящее время только отдельные.

В соответствии с имеющимися полномочиями Верховный Суд РФ на основе синтезирования судебной практики по различным категориям уголовных дел, устанавливая типичные ошибки, вправе давать разъяснения, обязательные только для исполнения судами.

Однако он не является нормотворческим  органом, не создает норм права.

Конституционный Суд РФ 14 июля 1998 г. вынес определение № 86-0 «По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ об ОРД по жалобе гражданки И.Г. Черновой», в котором, в частности, особо отметил, что преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о котором не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение ОРМ, направленных на сбор информации о вероятном совершении преступления, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ч. 1 ст. 24 Конституции.

Научное (доктринальное) толкование — это разъяснение содержания оперативно-розыскного закона учеными и специалистами, которое содержится в комментариях законодательных актов, учебниках и учебно-практических пособиях, монографиях и научных статьях, лекциях и т.п. Такое толкование имеет важное значение в деле подготовки квалифицированных оперативников, играет заметную роль в повышении уровня правовой культуры как отдельных правоприменителей, так и общества в целом. Тем не менее научное толкование не носит обязательного характера, а лишь отражает взгляды конкретных ученых, их понимание того или иного нормативного предписания.

Виды толкования по объему толкования. Среди них различают: буквальное, ограничительное и распространительное толкование. Под буквальным (или адекватным) толкованием норм оперативно-розыскного закона понимается такое, когда смысл и словесное содержание правовой нормы (части нормы) совпадают.

Предписание ч. 2 ст. 16 «Социальная  и правовая защита должностных лиц  органов, осуществляющих ОРД» совпадает с положением о том, что «никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом». По буквальному содержанию этого нормативного предписания под лицами, полномочными вмешиваться в работу оперативников и ОРО, понимаются только те, о которых законодатель упомянул в ФЗ. В частности, в ФЗ об ОРД речь идет о двух группах лиц: физические лица - Президент РФ (см. ст. 20); Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (см. ст. 21); судьи; руководители органов, осуществляющих ОРД (см. ст. 22); юридические лица - Федеральное Собрание РФ (см. ст. 20) и Правительство РФ (см. ст. 20). 

Информация о работе Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности