Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:03, контрольная работа
На современном этапе развития цивилизации борьба с терроризмом приобретает все большее значение. Для российского законодательства это относительно новый состав, однако можно уже констатировать, что в конце двадцатого века Россия, как и все мировое сообщество оказалась перед лицом террористической угрозы.
Особая опасность терроризма обусловлена тем, что совершение даже единичных актов наносит серьезный вред жизненно важным интересам отдельной личности, общества и государства.
Введение
Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании терроризма.
Взаимодействие следователя с экспертом, специалистом при расследовании терроризма.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
На
современном этапе развития цивилизации
борьба с терроризмом приобретает все
большее значение. Для российского законодательства
это относительно новый состав, однако
можно уже констатировать, что в конце
двадцатого века Россия, как и все мировое
сообщество оказалась перед лицом террористической
угрозы.
Особая
опасность терроризма обусловлена
тем, что совершение даже единичных
актов наносит серьезный вред
жизненно важным интересам отдельной
личности, общества и государства.
Посягая
на высшую ценность любого цивилизованного
общества -человеческие жизни, террористы
получают реальную возможность оказания
преступного воздействия на такое
общество, на население региона или
страны, органы государственной власти
и управления с целью принятия
ими незаконных решений.
Способов
совершения террористических актов
множество, но на мой взгляд, самыми
опасными являются акты терроризма с
использованием взрывных устройств ( ВУ
), поскольку в результате таких
действий существенно увеличивается
количество жертв преступления, значительно
возрастает размер имущественного вреда,
превращаются в развалины здания,
сооружения, иные объекты жизнеобеспечения.
Особая общественная опасность обусловлена
также частотой использования взрывных
устройств преступниками для
достижения террористических целей.
Исследование
феномена терроризма ведется давно,
но в основном изучаются криминологические
вопросы: его причины, условия и
виды. Большое внимание ученых привлекает
и уголовно-правовой аспект проблемы.
Вместе с тем повысить эффективность
борьбы с терроризмом, успешно осуществлять
уголовное преследование в каждом конкретном
случае невозможно без использования
новейших достижений в области криминалистики,
без разработки теоретически обоснованных
и практически значимых методических
рекомендаций по организации расследования
в случае совершения преступлений рассматриваемого
вида. Анализ проведенных исследований
показал, что в настоящее время степень
разработанности криминалистического
аспекта проблемы еще явно недостаточна
и не позволяет правоохранительным органам
в должной мере использовать новейшие
научные методы и средства в борьбе с терроризмом.
Также, наряду со всем вышесказанным, особое
место занимает взаимодействие органов
предварительного следствия с другими
службами и подразделениями при расследовании
терроризма, о чем и будет идти речь в моей
работе.
1.Взаимодействие
следователя с органами
дознания при расследовании
терроризма.
Опыт
борьбы с преступностью
Как свидетельствует
практика, по делам рассматриваемой
категории наиболее эффективной
является такая организационная
форма взаимодействия следователей
с оперативными подразделениями, как
следственно-оперативная группа (СОГ),
деятельность которой регламентируется
Инструкцией по организации взаимодействия
подразделений и служб органов
внутренних дел в расследовании
и раскрытии преступлений, утвержденной
приказом МВД России от 20 июня 1996 г.
№334.
Из существующих
4 видов СОГ — дежурной (формируется
при дежурной части и обеспечивает
немедленное реагирование на сообщение
о преступлениях, производство неотложных
следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий по «горячим следам»), целевой
(создается для раскрытия и
расследования конкретного
В состав
данных СОГ включаются следователи,
оперативные работники
В рамках
взаимодействия важное значение имеет
использование следователем оперативной
информации, добытой органом дознания,
а именно оперативным сотрудником при
проведении оперативно-розыскных мероприятий,
направленных на установление причастных
к терроризму лиц. Важно, чтобы сотрудник,
получивший эту информацию, относящуюся
к расследуемому преступлению или иным
фактам преступной деятельности обвиняемых
(подозреваемых), проходящих по делу, своевременно
знакомил с нею следователя.
Безусловно,
следователь не должен ждать, пока ему
предоставят такую информацию. Для
обеспечения результативности работы
при реализации материалов оперативно-розыскной
деятельности ему следует проявлять
инициативу в их изучении с соблюдением
требований нормативных правовых актов.
Для того
чтобы тактически грамотно реализовать
эти материалы о готовящихся
или совершенных
1) до возбуждения
уголовного дела:
- тщательно
ее проанализировать, оценить и решить
вопрос о формах и способах ее проверки;
- по результатам
анализа определить перечень конкретных
оперативно-розыскных мероприятий,
- проведение
которых необходимо для решения вопроса
о возбуждении уголовного дела;
- обсудить
перечень вопросов, подлежащих выяснению
с использованием оперативно-розыскных
методов и средств;
2) после
возбуждения уголовного дела:
- составить
согласованный план первоначальных
следственных действий и
оперативно-розыскных мероприятий;
- обсудить
результаты выполнения неотложных следственных
действий и оперативно-розыскных мероприятий,
разработать дополнительный план названных
действий и мероприятий;
- осуществлять
обмен текущей информацией о результатах
проведения следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий.
Расследование
рассматриваемых преступлений, тесно
связано с оперативно-розыскной деятельностью.
Формы взаимодействия следователя и оперативных
служб могут быть как процессуальными,
так и организационными, причем они так
тесно связаны между собой, что иногда
выступают в обеих ипостасях. Кратко и
достаточно условно их можно распределить
следующим образом:
- процессуальные формы, под которыми подразумеваются поручения и указания следователя органам дознания о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; оказание следователям содействия в расследовании преступлений; уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер;
- организационные
формы — это создание и деятельность следственно-оперативных
групп; согласованное планирование; взаимная
информация.
Следует
отметить, что с учетом складывающейся
оперативной обстановки с терроризмом,
в главных следственных управлениях, следственных
управлениях (отделах) при МВД России,
ГУВД, УВД субъектов РФ, а также в следственных
аппаратах крупных городов могут создаваться
специализированные следственные подразделения
по расследованию преступлений данной
категорий, а также введена соответствующая
специализация следователей и оперативных
сотрудников.
Следует
отметить, что многие сотрудники органов
внутренних дел, привлекаемые к работе
«по горячим следам» для
В этой
связи найболее целесообразно организовать
более тесное сотрудничество между сотрудниками
органов внутренних дел, ФСБ и прокуратуры,
ввести в практику такую прогрессивную
форму организации работы, как проведение
в регионах совместных занятий со следователями,
оперативными работниками названных правоохранительных
органов по тактике и методике проведения
неотложных следственно-оперативных мероприятий
по раскрытию и расследованию террористических
актов, связанных с применением взрывных
устройств, и профилактике данных преступлений.
По нашему
мнению, такие мероприятия будут
способствовать повышению профессионализма
сотрудников, осуществляющих деятельность
по предупреждению, раскрытию и расследованию
рассматриваемого вида преступлений.
Во-первых, установится более тесный и
деловой контакт между сотрудниками названных
ведомств; во-вторых, после соответствующей
подготовки в необходимых случаях их можно
будет включать в состав совместных бригад
и СОГ; в-третьих, накопленный опыт они
могут использовать в своей повседневной
работе по иным делам, в том числе связанным
с незаконным оборотом оружия и взрывных
устройств.
2.Взаимодействие следователя с экспертом, специалистом при расследовании терроризма.
По делам
о терроризме особое значение имеет
осмотр места происшествия. При этом
следует помнить, что руководитель
осмотра обязан заблаговременно
обеспечить безопасность работы следственно-оперативной
группы, при необходимости организовать
оцепление и вооруженную охрану
места происшествия, т.к. зачастую место
происшествия минируется. Так, 30 октября
2000 г. непосредственно перед проведением
осмотра места происшествия в районном
центре Урус-Мартан Чеченской Республики
сотрудники милиции провели специальную
операцию, в процессе которой в предполагаемой
зоне осмотра обнаружены два самодельных
взрывных устройства. Это обеспечило дальнейшую
безопасную работу следственно-оперативной
группы (СОГ). А таких случаев сотни. В этом
особая роль отводится приданным силам
ОМОНа и ОМСНа, а также группам разминирования.
Данное
следственное действие должно быть проведено
с участием специалистов-взрывотехников,
экспертов-криминалистов, судебных медиков
и иных специалистов.
При организации
осмотра места взрыва следует
иметь в виду, что специфика
производства данного следственного
действия выражается: в длительности
и трудоемкости процесса осмотра; большом
количестве фрагментов вещной обстановки,
что, естественно, затрудняет обнаружение
остатков взрывного устройства (ВУ);
незначительных размерах фрагментов,
оставшихся после взрыва ВУ; значительном
расстоянии, на которое при взрыве
на открытой местности разлетаются
фрагменты; возможном наличии на
месте взрыва других ВУ и взрывоопасных
предметов; необходимости срочного
проведения неотложных аварийно-восстановительных
работ.
При получении
сообщения о совершении преступления
с признаками взрыва следователь
уточняет сведения о событии, масштабах
разрушения, наличии жертв и совместно
с иными членами СОГ выезжает
на место происшествия. В распоряжении
членов СОГ должны быть соответствующие
технические средства и материалы.
В частности: средства для ограждения
территории или помещений, подлежащих
осмотру; осветительные средства при
работе на месте происшествия в вечернее
и ночное время, а также в обесточенных
или плохо освещенных местах; инструменты
для разборки завалов, мусора, для
взятия проб и различных образцов;
металлоискатели, магнитные подъемники
и др.
Специалисты-взрывотехники обычно используют химические и технические чемоданы, содер
жащие
средства и реактивы для изъятия
микрочастиц взрывчатого
Прибыв
на место происшествия, следователь,
как руководитель СОГ, с участием
специалиста-взрывотехника
С учетом
полученных предварительных данных
он совместно со специалистом-взрывотехником
определяет границы осмотра, техническую
классификацию ВВ, формы взрывчатого
превращения ВВ (горение или детонация
и т.п.), последовательность и объем действий,
связанных с обнаружением поиска следов
взрыва, а также линию оцепления с целью
охраны места происшествия; определяет
маршруты выхода к месту взрыва членов
СОГ и местонахождение спецтранспорта
(обозначить с специальными лентами),
чтобы не уничтожить имеющиеся следы,
микрообъекты и не задеть взрывоопасные
остатки, возможно, частично сработавшего
ВУ; инструктирует членов СОГ, лиц, привлеченных
для оказания им помощи, о том, как производить
осмотр, на что обращать внимание, о внешнем
виде) типовых остатков элементов ВУ, правилах
изъятия и упаковки объектов, о технике
безопасности при проведении работ.