Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:48, курсовая работа
Предметом исследования являются закономерности совершения преступлений несовершеннолетних и особенности использования следователем криминалистической характеристики данных преступлений в типовых следственных ситуациях в целях быстрого и полного расследования и раскрытия преступлений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ
1.1 Состояние преступности несовершеннолетних в РФ: причины, условия, понятия преступности несовершеннолетних………………………………..5
1.2 Криминологические особенности преступности несовершеннолетних…..9
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1 Обстоятельства, подлежащие установлению……………………………..13
2.2 Особенности планирования расследования. Выдвижение и проверка версий…………………………………………………….. ……………………..18
3.ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
3.1 Осмотр места происшествия………………………………………………..22
3.2 Задержание несовершеннолетнего. Обыск………………………………...24
3.3 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого……………28
3.4 Очная ставка………………………………………………………………….38
3.5 Судебные экспертизы по делам о преступлениях совершенных несовершеннолетним…………………………………………………………....39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43
Далее подростку объясняют, почему
он задержан и будет содержаться
под стражей, разъясняют его права
и обязанности. Нелишне при этом
ознакомить его с соответствующими
статьями Уголовно-процессуального
кодекса. О задержании и месте
нахождения задержанного информируют
его родителей (законных представителей).
В протоколе задержания указывается
на необходимость содержать
О задержании уведомляется прокурор,
который проверяет
Кроме заключения под стражу и других мер пресечения, к несовершеннолетним может применяться и такая специфическая мера (ч.2 ст. 423 УПК РФ), как отдача его под присмотр законных представителей (опекунов, попечителей, родителей). Если несовершеннолетний воспитывается в закрытом детском учреждении, он может быть отдан под надзор администрации этого учреждения.
Только в исключительных случаях мера пресечения может быть применена к подозреваемому до того, как предъявлено обвинение. Данное ограничение связано с тем, что только к моменту предъявления обвинения собрано достаточно материалов, позволяющих всесторонне проанализировать обстоятельства совершенного преступления, личность подростка, его вину и целесообразность избрания меры пресечения.
Обыск по делам несовершеннолетних является средством решения трех важных задач: а) обнаружение похищенного, орудий и средств преступления, одежды и обуви, в которых подросток его совершал, следов преступной деятельности; б) переписки, записных книжек, дневников, позволяющих выявить ближайшее окружение подростка, круг его интересов; в) сбор информации об условиях жизни (учебы, работы) и воспитания подростка.
При обыске, как правило, должен присутствовать законный представитель обвиняемого (подозреваемого). Если его присутствие невозможно, то приглашается представитель жилищного управления или местного органа управления. При обыске в общежитии или по месту работы присутствует воспитатель или представитель администрации. Перед началом обыска подростку и проживающим (работающим) с ним лицам предлагается добровольно выдать искомые объекты. Учитывая, что довольно часто подростки совершают мелкие кражи (в том числе в своей среде), целесообразно, выяснить, нет ли у них вещей, им не принадлежащих. Выдача таких вещей позволяет вскрыть другие преступления.
Обычно подростки прячут похищенное на чердаках, в подвалах, сараях, заброшенных зданиях. Однако безразличное отношение со стороны родителей, отсутствие контроля делают возможным хранение похищенного дома. Поэтому при подготовке к обыску необходимо располагать сведениями о родителях и взаимоотношениях в семье. Разумеется, при подготовке к обыску осуществляются и действия общего характера: ознакомление с местом обыска, определение состава следственно-оперативной группы, привлечение специалистов, обеспечение присутствия понятых и т. д.
При совершении грабежей, разбойных
нападений подростки нередко
завладевают мелкими
Если предметом обыска является одежда и обувь подростка или похищенная им, необходимо допросить родителей в соседнем помещении, какая одежда и обувь принадлежат ему, какая его братьям (сестрам), взрослым лицам.
При обнаружении объектов подозрительного происхождения нецелесообразно здесь же выяснять, как они оказались в доме. Это следует сделать позже, после обыска, допросив по отдельности подростка и его родителей. В случае противоречия в показаниях допустима очная ставка.
В процессе обыска могут, быть обнаружены предметы, свидетельствующие об участии в преступной акции наряду с подростком и взрослых лиц: профессионально изготовленные отмычки, орудия преступления, вещи, которые подростки обычно не похищают.
Как отмечалось ранее, одна из задач обыска — получить информацию о личности подростка, его интересах, условиях жизни, воспитания. В ходе обыска могут быть выявлены обстоятельства, свидетельствующие об употреблении подростком спиртных напитков, наркотиков, предметы порнографии (книги, видеозаписи и т. п.), записи и произведения нецензурного характера. Все эти факты необходимо отразить в протоколе обыска для последующей проверки версии о вовлечении подростка в пьянство, потребление наркотиков, в иные формы антиобщественной деятельности.
В общежитии обыскивается кровать подростка, его тумбочка (полка), личные вещи, в том числе находящиеся в камере хранения. При необходимости обыскиваются места общего пользования. Если требуется расширить зону обыска, то это следует отразить в постановлении и обеспечить присутствие лиц, чьи вещи будут обыскиваться.
Обыск на рабочем месте проводят при наличии данных о том, что подросток хранит там похищенное или орудия преступления либо заготовки холодного или огнестрельного оружия, взрывных устройств и т. п.
Не исключены ситуации, когда подобные предметы хранятся в шкафах и тумбочках других лиц. Данное обстоятельство, если о нем известно, отмечается в постановлении. Если оно будет установлено в процессе обыска, то это особо отмечается в протоколе обыска.
В ходе обыска важно наблюдать за подростком. В силу таких возрастных черт, как повышенная возбудимость, недостаточное умение владеть собой, он более явно, чем опытный взрослый, реагирует на действия и слова следователя. Так, положительный эффект может дать "словесная разведка", когда следователь объявляет о своих намерениях, проверяя реакцию подростка. Естественно, наблюдать надо и за остальными членами семьи, присутствующими при обыске.
Если в результате преступления
нанесен материальный ущерб, то одновременно
с производством обыска налагается
арест на имущество как подростка,
так и его родителей или
лиц, их заменяющих.7
3.3 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.
Допрос подозреваемого несовершеннолетнего. В соответствии со ст. 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого является неотложным следственным действием. Он производится после задержания подростка или избрании меры пресечения (ст. 423 УПК). При любом варианте ему должно быть разъяснено его положение подозреваемого и процессуальные права.
Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого указаны в ст. 425 УПК РФ. Так, допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2-х часов, в общей сложности более 4-х часов
Специфика подготовки к допросу
несовершеннолетнего
При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это — эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.
Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.
При допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончанию допроса знакомиться с протоколом, и делать замечания о правильности сделанных в нем записей. (ч.2 ст. 425 УПК РФ)
Очень важно правильно формулировать
вопросы. Они должны быть конкретны,
не сложны и не содержать фактических
данных, способных что-то подсказать
подростку. Не следует забывать о
такой его черте, как внушаемость.
Подозреваемый
Если подозреваемый признается
в совершенном преступлении и
готов подробно рассказать об этом,
необходимо, постоянно анализируя его
показания, допросить по каждому
из обстоятельств. При этом желательно
максимально детализировать излагаемые
им факты и по возможности дословно
занести их в протокол. Полученные
подобным образом сведения позволят
в дальнейшем установить, насколько
они правдоподобны, действительно
ли подросток совершил преступление
или почерпнул информацию из других
источников. В случае достоверности
показаний они помогут
Немаловажным при допросе
При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.
В силу указаний уголовно-процессуального
закона при допросе
Педагог приглашается для участия в следственном действии прежде всего как специалист в области детской и подростковой психологии, и его основные задачи состоят в оказании помощи следователю в установлении психологического контакта с несовершеннолетним, снятии с несовершеннолетнего излишнего напряжения и создании благоприятной нравственно-психологической атмосферы следственного действия, формулировке вопросов следователя в понятной, доступной для несовершеннолетнего форме.
При вызове педагога следователь
не должен ограничиваться лишь формальным
требованием к соответствующему
должностному лицу или учреждению о
выделении педагога для участия
в следственных действиях. В частности,
надлежит выяснить, какие отношения
существуют между несовершеннолетним
и приглашенным педагогом. В ряде
случаев присутствие при
При подготовке к производству
вербальных следственных действий с
участием несовершеннолетних следователь
должен решить вопрос о необходимости
и целесообразности использования
технических средств фиксации. Так,
в ряде случаев при проведении
допросов и очных ставок с участием
несовершеннолетних полученные от них
показания целесообразно
Необходимость производства
судебных экспертиз определяется следователем
исходя из обстоятельств конкретного
дела, обнаруженных следов и вещественных
доказательств. Вместе с тем по делам
о преступлениях, совершенных
Так, при совершении преступления
лицом, у которого отсутствуют документы
о времени рождения, для определения
его возраста назначается судебно-
Информация о работе Особенности расследования преступлений совершенных несовершенолетними