Особенности расследования преступлений совершенных несовершенолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются закономерности совершения преступлений несовершеннолетних и особенности использования следователем криминалистической характеристики данных преступлений в типовых следственных ситуациях в целях быстрого и полного расследования и раскрытия преступлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ
1.1 Состояние преступности несовершеннолетних в РФ: причины, условия, понятия преступности несовершеннолетних………………………………..5
1.2 Криминологические особенности преступности несовершеннолетних…..9
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1 Обстоятельства, подлежащие установлению……………………………..13
2.2 Особенности планирования расследования. Выдвижение и проверка версий…………………………………………………….. ……………………..18
3.ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
3.1 Осмотр места происшествия………………………………………………..22
3.2 Задержание несовершеннолетнего. Обыск………………………………...24
3.3 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого……………28
3.4 Очная ставка………………………………………………………………….38
3.5 Судебные экспертизы по делам о преступлениях совершенных несовершеннолетним…………………………………………………………....39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

Работа содержит 1 файл

Особенности расследования преступлений совершенных несовершенолетними.docx

— 76.10 Кб (Скачать)

Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолетних преступников. Преступная деятельность становится для некоторых групп  несовершеннолетних основным способом проведения досуга.

Значительное количество преступлений совершается несовершеннолетними мигрантами, не нашедшими себе жилья и работы. В современных условиях миграционные процессы и связанные с ними негативные последствия в виде преступности приобретают все большую актуальность.

Проявляются взаимосвязанные тенденции интеграции и дифференциации преступности несовершеннолетних. С одной стороны, все большее количество преступлений совершается несовершеннолетними с участием взрослых, ранее судимых, происходит активное внедрение “авторитетов” преступного мира в подростковую среду. C другой стороны, все в большей степени проявляется тенденция создания преступных групп, состоящих только из несовершеннолетних.

Особую тревогу вызывает качественное изменение насильственной преступности: возрастание жестокости и цинизма, увеличение количества преступлений с элементами садизма, рост числа так называемых "безмотивных" преступлений, характеризующихся неадекватностью повода, отсутствием рациональности. Все это делает необходимым изучение того комплекса особенностей личности, которые лежат в основе насильственной составляющей преступного поведения .

Как правило, несовершеннолетние совершают  преступления также как и взрослые, однако криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, отличается от криминалистической характеристики преступлений, совершаемых лицами, достигшими восемнадцатилетнего возраста.

Способ совершения преступлений несовершеннолетними в основном характеризуются спонтанностью  и не имеет постоянства, так как  сводится к подражанию действиям  взрослых преступников, а также к  известным сюжетам из кинофильмов, телевизионных передач и литературы, за исключением групп несовершеннолетних, которыми руководит или дает советы «опытный наставник».

У преступлений несовершеннолетних обычно отсутствует тщательная подготовка к его совершению, а также попытки  скрыть следы своего пребывания на месте преступления.

Имеют свои специфические  особенности и обстоятельства совершения преступлений несовершеннолетними. В  равной степени это относится  ко времени совершения преступления и его месту. В основном свои преступления преступники-подростки совершают  недалеко от мест своего проживания, так  как местность им знакома и  на ней они себя чувствуют хозяевами.

Большинство совершаемых  подростками преступлений – убийства, вред здоровью различной тяжести, изнасилования  и иные половые преступления. Половые преступления несовершеннолетние совершают, как правило, в дневное время суток. К причинению вреда здоровью, иным преступлениям против личности подростки прибегают преимущественно в вечернее время. В общественных местах несовершеннолетние, особенно болельщики различных футбольных команд, нередко учиняют массовые беспорядки.

Материальные последствия  преступлений, связанные с изменениями  в обстановке места происшествия, также могут свидетельствовать  об участии в преступлении несовершеннолетних (следы рук, ног, зубов, так называемые безмотивные повреждения предметов, надписи на предметах, стенах, дверях и т.д.). Эта информация нередко  дополняется идеальными следами, устанавливаемыми из показаний свидетелей, потерпевших и иных осведомленных лиц, наблюдавших противоправные действия подростков.

Основную массу преступлений несовершеннолетние совершают в  составе группы. Подростковому возрасту присущи повышенная эмоциональная возбудимость, некоторая неуравновешенность характера, быстрые смены настроения и форм поведения. Эти особенности  связаны с повышенной импульсивностью (импульсивные действия характеризуются сравнительно малой степенью сознательного контроля). Но решение совершить преступление – это, как правило, следствие нравственной деформации личности, искажений в социальном развитии подростка, а не его возрастных особенностей.

Некоторым подросткам свойственны  грубость, дерзость, раздражительность, которые обусловлены условиями  жизни и воспитания. Подобные качества надо учитывать при расследовании  противоправных действий, связанных  с нарушением общественного порядка, которые могут последовать из-за неправомерных действий потерпевших в связи с непониманием некоторых моральных качеств, в результате переутомления, связанного с длительной и напряженной работой и т.д. Одним из распространенных в этом возрасте недостатков поведения является упрямство, которое, также как и грубость и дерзость, обусловлено особенностями микросреды, в которой живет и воспитывается подросток.

В качестве потерпевшей стороны  по данной категории дел выступают  как взрослые, так и несовершеннолетние. При совершении несовершеннолетними  убийств потерпевшими в основном бывают взрослые. По отношению к сверстникам со стороны преступников-подростков преобладают причинения вреда здоровью и половые преступления. Большая часть этих преступлений, как уже отмечалось, совершается группой.

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ,  ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 
2.1 Обстоятельства, подлежащие установлению.

Из совокупности обстоятельств, подлежащих установлению по уголовным  делам в отношении несовершеннолетних, на первое место законодатель ставит возраст несовершеннолетнего, число месяц и год его рождения (п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). Действительно, с установлением возраста несовершеннолетнего связывается наступление определенных уголовно-правовых и уголовно-процессуальных последствий, а именно:

    1. Установление возраста несовершеннолетнего позволяет определить, достиг ли он возраста наступления уголовной ответственности за данный вид преступления.
    2. В случае недостижения лицом к моменту совершения преступления возраста 18 лет судебное разбирательство осуществляется по правилам о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, причем отдельные нормы применяются при недостижении несовершеннолетним определенной возрастной границы (например, правила об участии в судебном заседании педагога или психолога).
    3. Если лицо является несовершеннолетним, к нему применяются уголовно-правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних, о сроках, видах, пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, отбывании наказания, а также уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы об освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия или об освобождении от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия либо направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.3

Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает судам на необходимость иметь в виду, что  установление возраста несовершеннолетнего  входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних, при этом нужно учитывать, что  лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная  ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые  приходится этот день, т. е. с ноля часов  следующих суток; при установлении судебно-медицинской экспертизой  возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при  определении возраста минимальным  и максимальным числом лет суду следует  исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста та кого лица; следует  также учитывать, что согласно ч.3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим  расстройством отставание в психическом  развитии, ограничивающее его способность  осознавать фактический характер и  общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности; при наличии данных, свидетельствующих  об умственной отсталости несовершеннолетнего  подсудимого, в силу ст.ст. 195 и 196, ч. 2 ст. 421 УПК РФ назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая  экспертиза для решения вопроса  о наличии или отсутствии у  несовершеннолетнего отставания в  психическом развитии; указанные  вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при  этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени  умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту4.

В число обстоятельств, подлежащих установлению по уголовным делам  в отношении несовершеннолетних, включены условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). Детализация особенностей личности, подлежащих изучению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, связана с тем, что личностные свойства несовершеннолетнего, в отличие от взрослого, находятся в стадии формирования и неустойчивы, поэтому перед правосудием стоит задача: разрешить вопрос о том, достиг ли несовершеннолетний уровня психического развития, при котором может в полной мере осознанную опасность своих действий либо руководить ими, а также воспитать и перевоспитать, а не исправить, так как исправление лица подразумевает изменение уже сформировавшихся, устойчивых антисоциальных установок и ценностей. Для формирования будущей взрослой личности необходимо знать о тех свойствах, которые развиты у нее, чтобы определить степень и характер уголовно-правового и иного воздействия.

Большая роль в первоначальном распознавании особенностей психического состояния и личности несовершеннолетнего  принадлежит педагогу, психологу. Кроме  того, имеет значение и личное впечатление  участников судебного разбирательства  о личности несовершеннолетнего, а  также об уровне его психического развития, так как именно в устных показаниях часто проявляются те особенности психики (слабое развитие речи, поверхностность суждений, неумение устанавливать причинно-следственные связи), которые и порождают сомнение в способности сознавать значение совершенных действий и руководить ими.

Для выяснения обстановки формирования личности несовершеннолетнего, причин и условий совершения им преступления, определения мер воздействия, которые  бы способствовали исправлению и  предупреждению совершения им новых  преступлений, необходимо устанавливать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Уголовно-процессуальный закон не раскрывает, какие именно условия жизни и воспитания несовершеннолетнего подлежат установлению. На практике это приводит к тому, что наиболее существенные из них не устанавливаются либо устанавливаются не в полной мере.

Обычно выделяются различные  условия жизни и воспитания, являющиеся существенными для их установления: объективные условия жизни и  семьи, характеристика родителей и  их отношение к воспитанию детей, бытовое окружение подростка, содержание воспитательной работы с несовершеннолетним по месту учебы либо работы и жительства, характер мер, ранее принимавшихся  компетентными органами по фактам неправильного  поведения и правонарушений подростка, и некоторые иные. Наиболее существенными  из сведений, подлежащих выявлению  для установления условий жизни  и воспитания несовершеннолетнего, представляются следующие: обстановка в семье, общественно полезная занятость (учеба или работа), круг общения, интересов и увлечений, взаимоотношения  с окружающими, прошлое противоправное поведение.

Выяснение в совокупности условий жизни и воспитания несовершеннолетнего  позволяет выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Требование закона о выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, предполагает необходимость по каждому уголовному делу обращать особое внимание на:

    • причины возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек;
    • обстоятельства, приведшие к формированию преступного умысла и непосредственно толкнувшие на совершение преступления;
    • в) обстоятельства, создавшие благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления.

Помимо выявления фактов, указывающих на недостатки воспитания, необходимо устанавливать, кто конкретно  за них ответственен и в силу каких  причин эти недостатки имели место.

Уголовно-процессуальный закон  не раскрывает, какие иные особенности личности несовершеннолетнего подлежат установлению при производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего. Вполне обоснованным представляется выделение среди них: особенностей, определяющих социализацию несовершеннолетнего (мировоззрение, правосознание, нравственность, воспитанность, целеустремленность, влияние социальной среды, материальное положение, общегражданские, трудовые, семейные отношения, участие в жизни школы и трудового коллектива, связь с преступными и другими антиобщественными элементами); индивидуально-психологических свойств личности (особенности темперамента и характера несовершеннолетнего, личностные качества и чувства, эмоциональные качества);психологических процессов и состояния (уровень психического развития, вменяемость личности, отставание в психическом развитии, особенности психических процессов).5

Пункт 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ предусматривает  установление такого обстоятельства по уголовным делам в отношении  несовершеннолетних, как влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц. Верховный Суд Российской Федерации требует от судов при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, тщательного выяснения характера взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий6.

 

2.2. Особенности планирования расследования. Выдвижение и проверка версий. 

Информация о работе Особенности расследования преступлений совершенных несовершенолетними