Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 05:16, курсовая работа
Объектом исследования данной работы являются дорожно-транспортные происшествия.
Предмет исследования курсовой работы – методика расследования дорожно-транспортных происшествий.
Цель и задачи данной курсовой работы заключаются в криминалистической характеристике вышеуказанных преступлений, а также в методике их расследования.
В процессе написания представленной работы используются следующие общенаучные методы: исторический, логический, системный; частнонаучные методы: метод конкретно-социологических исследований, статистический метод; юридические методы: сравнительно-правовой и формально-юридический.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений
2. Обстоятельства, подлежащие установлению
Глава II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
1. Осмотр места происшествия и следов торможения
2. Осмотр трупа на месте его обнаружения
3. Осмотр транспортных средств и освидетельствование водителя
Глава III. ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
г) отдельные предметы, принадлежащие водителю или пассажирам автомашины, участвующей в автотранспортном происшествии и скрывшейся с места происшествия. Эти предметы иногда выпадают из машины в момент столкновения или наезда и могут служить целям розыска виновного;
д) грунт (почва) и его части (частицы), осыпавшиеся с колес (крыльев, подкрылков и т.д.), могут быть идентифицированы с грунтом, изъятым с места происшествия, что может однозначно указывать, каким автомобилем совершено ДТП, создана аварийная ситуация и т.д.[22.189-193]
О производстве осмотра в соответствии со ст. ст. 176 - 177 УПК составляется протокол.
2. Осмотр трупа на месте его обнаружения
Следователь производит осмотр трупа на месте его обнаружения с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.
Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кремирование неопознанных трупов не допускается (ч. 1 и 2 ст. 178 УПК).
Указанный осмотр необходимо производить только с участием судебно-медицинского эксперта, при этом сначала труп фотографируют.
Осуществляя наружный осмотр трупа, следователь обязан точно установить его местонахождение на дороге, сориентировав его (очертив на схеме) по отношению к окружающим неподвижным предметам (столб, обочина дороги, дом, остановки и т.д.). Тщательный анализ расположения трупа и его позы, места нахождения крови, волос, мозгового вещества, одежды, точек наезда и других объектов позволяет воспроизвести механизм случившегося. Наличие и расположение повреждений на теле погибшего позволяют восстановить положение пострадавшего в момент аварии (например, шел ли пешеход по проезжей части или машина наехала на лежащего человека).
Труп должен быть измерен. Также должно быть измерено расположение удара или переезда колес по отношению к верхней и нижней точкам трупа для того, чтобы иметь возможность восстановить, в каком положении находился потерпевший по отношению к нанесшей ему удар машине в момент наезда. Это особенно важно при расследовании автотранспортных происшествий, при которых не было очевидцев, когда восстановление картины происшествия возможно только на основании изучения следов, оставленных на трупе и на полотне дороги.
Следует различать повреждения, нанесенные ударом машины, от повреждений, явившихся результатом волочения трупа по земле (ссадин в виде множества параллельно расположенных полос). Нужно также отличать повреждения образовавшиеся на трупе вследствие удара о камни, об асфальт при падении отброшенного машиной тела потерпевшего.
Характерными для автотранспортных травм являются отпечатки ткани одежды на теле потерпевшего. Вследствие давления, оказанного колесом машины на одежду потерпевшего, узор ткани (чулка, костюма, платья) нередко отпечатываются на коже трупа.
При наружном осмотре трупа следует обращать внимание на органы зрения и слуха потерпевшего и отмечать дефекты, которые могут свидетельствовать о его слепоте (например, катаракты на глазах) или глухоте (повреждены барабанные перепонки).
В некоторых случаях преступник, совершивший наезд, перемещает труп потерпевшего и придает ему такое положение, которое исключало бы ответственность водителя. Тщательный осмотр места происшествия, выявление следов крови на различных участках дороги, а также других следов перемещения трупа позволяют установить, откуда и куда был перемещен труп.
Судебно-медицинскому
эксперту, участвующему в наружном
осмотре трупа, должны быть поставлены
вопросы о происхождении
Осмотр одежды потерпевшего по нормам УПК РФ 2001 г. осуществляется по двум правилам: в момент осмотра места ДТП, когда потерпевший (потерпевшие) погиб (по правилам ст. ст. 176 - 177 УПК) либо когда потерпевший отправлен в больницу или иное лечебное учреждение, то тогда одежду «изымают» по правилам выемки (ст. 183 УПК).
Следователь своим постановлением производит выемку по нормам ст. 183 УПК РФ. Так, при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 УПК (по правилам обыска), с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится на основании судебного решения.
До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
На трупе и его одежде либо на одежде раненого могут оказаться предметы, имеющие значение вещественных доказательств. Например, на руке потерпевшего могут быть часы, разбитые и остановившиеся в момент наезда и точно зафиксировавшие время автотранспортного происшествия. В одежде могут остаться осколки стекла от разбитой фары или чешуйки краски, в которую была выкрашена машина. Одежда потерпевшего сама по себе может служить вещественным доказательством, поскольку на ней бывают повреждения, грязь, следы протекторов. Также по одежде может быть впоследствии опознан труп. Поэтому изъять одежду следует сразу же или вскоре после помещения потерпевшего в лечебное учреждение. До ее изъятия следователь должен поставить администрацию в известность о необходимости сохранения одежды в том виде, в каком она поступила в лечебное учреждение, и чтобы эта одежда ни при каких условиях не подвергалась чистке, стирке и т.п.
Во всех случаях следует добиться, чтобы труп потерпевшего был опознан. Для этого прежде всего необходимо проверить, нет ли при нем документов, удостоверяющих личность. С этой целью исследуются все карманы в одежде потерпевшего и подкладка его головного убора. В случае обнаружения документов, снабженных фотокарточками, необходимо сличить лицо потерпевшего с имеющимися на документах фотоснимками во избежание возможных ошибок (при потерпевшем в силу разных причин могут оказаться не принадлежащие ему документы).
Если документов при потерпевшем не окажется, следует организовать опознание его на месте происшествия или в морге. Если труп не опознан, необходимо тут же при осмотре дактилоскопировать его с целью последующего запроса органов милиции о личности неизвестного. В дальнейшем понадобится проверить заявления, поданные в органы милиции, об исчезнувших лицах. Для обеспечения возможности опознания убитого в будущем (после его захоронения) он должен быть сфотографирован по правилам сигналетической фотографии после соответствующего туалета трупа. В этих случаях должно быть дано специальное указание судебно-медицинскому эксперту о туалете трупа, то есть о приведении его в «прижизненный» вид. Это должно быть сделано в морге. Целесообразно в этих случаях срезать с головы трупа прядь волос и сохранить ее при деле для возможного опознания в будущем по цвету волос.
Иногда на месте происшествия образуется «картина», прямо противоположная логике событий, схеме и механизму ДТП. Так, несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружения, различия в образцах грунта, изъятых с обуви пострадавшего, могут служить основанием для выдвижения различных версий.
Тщательный полный осмотр трупа следует продолжить в морге. Учитывая возможность различных объяснений случившегося, участие следователя при производстве судебно-медицинской экспертизы в интересах расследования должно быть признано обязательным.[15.316-318]
3. Осмотр транспортных средств и освидетельствование водителя
Осмотр транспортных средств (ТС) осуществляется также по нормам ст. ст. 176 - 177 УПК РФ, как правило, в ходе осмотра места ДТП. Зачастую осмотр ТС может производиться повторно.
Данное следственное действие производится с целью:
а) выявить следы, образовавшиеся во время аварии;
б) восстановить механизм происшествия;
в) установить техническое состояние транспортного средства.
Выявление следов и повреждений на машине часто не представляет трудностей: они достаточно хорошо видны. Надлежит описать размеры, форму, расположение, их характер, например разбитой фары, подфарника, повреждения бампера, крыла, лобового стекла, выступающих частей автомашины. Но словесная характеристика повреждений не дает полного представления о них, поэтому они должны быть обязательно сфотографированы.
Обнаруженные на машине следы крови и пальцев рук (когда не известно, кто управлял автомашиной), частицы мозгового вещества, обрывки одежды - все подобные следы необходимо осмотреть, сфотографировать, закрепить, изъять и процессуально оформить в протоколе осмотра вещественных доказательств.
Анализ следов с целью восстановления механизма ДТП целесообразно проводить с участием специалиста, автотехника и криминалиста. После окончания осмотра иногда целесообразно здесь же, на месте происшествия, вынести постановление и вызвать экспертов для проведения криминалистической и автотехнической экспертиз, с тем чтобы выяснить механизм образования следов по взаимному расположению объектов на местности и повреждений на машине (машинах). Установление технического состояния транспортных средств требует специальных познаний. Ввиду этого осмотр производят, как правило, с участием специалиста-автотехника (автоэксперта).
Осмотром должно быть зафиксировано состояние:
а) тормозной системы;
б) рулевого управления;
в) шин;
г) осветительных средств.
Описание повреждений аварийного происхождения должно быть конкретным и доступным для понимания его всеми участниками процесса, с указанием механизмов и деталей, влияющих на безопасность движения, с приложением фотоснимков общего вида разрушений и серии узловых снимков, в том числе и снимков отдельных агрегатов.
В протоколе осмотра машины отмечается также вид и распределение груза в кузове машины.
Если водитель, совершив ДТП, скрылся с места аварии, то в процессе осмотра приходится решать дополнительные задачи:
1)
обнаружить и зафиксировать
2) получить сведения о круге лиц, среди которых следует искать водителя-преступника;
3) обнаружить и закрепить следы, изъять предметы, позволяющие провести идентификацию человека (следы рук, ног, части одежды и т.п.) и машины.
Для проверки состояния водителя используют индикаторы, находящиеся в распоряжении сотрудников ГИБДД. Результаты применения индикаторов не имеют доказательственной силы, так как их реакция не является специфичной. Она может наступить и по другим причинам (болезни зубов, желудка, принятие лекарств и т.п.). Факт опьянения устанавливается только путем проведения судебно-медицинской экспертизы, которая и должна быть назначена; особенно при положительной реакции индикатора.
Таким образом, оценка обстановки места происшествия осуществляется после установления фактических обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге или улице, где произошло происшествие, характер дороги, ее ширины, рядности (полос) движения, наличие уклонов, поворотов, вида покрытия. Тщательным образом исследуется видимость с места водителя. Она определяется не только освещенностью, состоянием погоды, профилем пути, наличием деревьев и т.п., но и в зависимости от расположения других машин на проезжей части. Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте аварии и облегчить дальнейшее расследование.
Информация о работе Методика расследования дорожно-транспортных происшествий