Методика расследования дорожно-транспортных происшествий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы являются дорожно-транспортные происшествия.

Предмет исследования курсовой работы – методика расследования дорожно-транспортных происшествий.

Цель и задачи данной курсовой работы заключаются в криминалистической характеристике вышеуказанных преступлений, а также в методике их расследования.

В процессе написания представленной работы используются следующие общенаучные методы: исторический, логический, системный; частнонаучные методы: метод конкретно-социологических исследований, статистический метод; юридические методы: сравнительно-правовой и формально-юридический.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений
2. Обстоятельства, подлежащие установлению
Глава II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
1. Осмотр места происшествия и следов торможения
2. Осмотр трупа на месте его обнаружения
3. Осмотр транспортных средств и освидетельствование водителя
Глава III. ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

      ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельств происшествия.[10.11-14]

      2. Обстоятельства, подлежащие установлению

      Поводами  для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются: непосредственное обнаружение сотрудником ГИБДД признаков преступления; заявления потерпевших и их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, причастных к происшествию; сообщения сотрудников медицинских учреждений и транспортных организаций.

      В большинстве случаев уголовные  дела о ДТП возбуждают следователи  органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства:

      1. Каков характер ДТП - было это  преступление, несчастный случай  или действие непреодолимой силы?

      2. Где и когда произошло ДТП,  какова его обстановка: тип и  состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.?

      3. Кто виноват в случившемся?

      4. Есть ли причинно-следственная  связь между нарушениями правил  безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями?

      5. Каков механизм ДТП?

      6. Какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного материального ущерба)?

      7. Какие правила дорожного движения  нарушены действиями виновного?

      8. Кто конкретно виноват в совершении  преступных нарушений правил  безопасности движения и эксплуатации транспорта?

      Следователь должен установить и такие специфические  обстоятельства, как квалификация и  стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

      Содержание  исходных следственных ситуаций зависит  от очевидности или неочевидности  ДТП, наступивших вредных последствий, своевременности его обнаружения, характера следов преступления и предпринятых попыток их сокрытия, особенностей личности виновного и др.

      Анализ  следственной практики позволяет назвать  такие исходные следственные ситуации:

      1) водитель, автомобиль и потерпевший  находятся на месте происшествия;

      2) водитель скрылся, оставив на  месте происшествия автомобиль и потерпевшего;

      3) водитель скрылся, оставив на  месте происшествия потерпевшего;

      4) водитель скрылся с места происшествия  и увез потерпевшего.

      В первом случае обстановка на месте  происшествия практически не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой достаточно типичной ситуации следующие:

      а) происшествие стало результатом  нарушения правил дорожного движения водителем;

      б) причина происшествия - грубое нарушение  правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход на проезжую часть дороги и др.);

      в) происшествие - результат выпуска  в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом тормозной системы);

      г) происшествие возникло в результате непреодолимой природной силы (оползень, наводнение и т.д.) либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП.

      Во  втором и третьем случаях обстановка на месте происшествия остается в первоначальном виде, но водитель на автомашине или, бросив ее, скрывается с места ДТП (эта ситуация характерна для серьезных вредных последствий или совершения ДТП в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть решена задача установления обстоятельств происшествия, в первую очередь определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам на теле и одежде потерпевшего.

      Если  обстановка на месте происшествия сознательно  изменена его участниками (четвертый случай), тогда названные версии необходимо дополнить следующей: изменение обстановки, характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе восстановления безопасного движения транспорта, произведено уничтожение материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия.

      Наиболее  типична первая ситуация, когда потерпевшим  причиняются легкие или средней тяжести телесные повреждения. Алгоритм действий по ее разрешению включает безотлагательный осмотр места происшествия и автомобиля, допросы всех очевидцев, освидетельствование водителя, назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертных исследований.

      Вторая  следственная ситуация отличается наиболее серьезными вредными последствиями: причинением потерпевшему тяжких телесных повреждений или смерти. Эта ситуация обычно складывается после угона автомобиля либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователю необходимо произвести осмотр места происшествия, установить и допросить очевидцев и других осведомленных лиц, назначить судебно-медицинскую экспертизу пострадавшего и дать поручение органам дознания (ГИБДД, уголовному розыску) о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

      Для третьей следственной ситуации характерно причинение потерпевшему телесных повреждений средней тяжести. Для ее разрешения производится осмотр места происшествия и транспортного средства, устанавливаются и допрашиваются очевидцы, в том числе потерпевший, назначается судебно-медицинская экспертиза, дается поручение органам дознания о розыске скрывшегося водителя. Как и при второй ситуации, здесь возможен угон транспортного средства, а также нетрезвое состояние водителя.

      При четвертой следственной ситуации алгоритм действий следователя состоит в осмотре места происшествия, допросах осведомленных лиц и даче поручений органам дознания произвести оперативно-розыскные мероприятия. При обнаружении трупа потерпевшего назначается судебно-медицинская экспертиза, а при обнаружении автомобиля - криминалистические экспертизы.

      При третьей и четвертой ситуациях  исключительно важное значение имеет розыск скрывшегося водителя и автомобиля, которым он управлял. Прежде всего о случившемся должны быть немедленно информированы отдел ГИБДД и соседние территориальные органы милиции. В результате будут перекрыты возможные пути движения, произведен опрос свидетелей по направлению предполагаемого уезда скрывшегося транспортного средства, организовано преследование по горячим следам.

      Производится  обследование автопредприятий и  автосервисов, гаражей, автостоянок, дворов и других мест для обнаружения искомого транспортного средства. Розыск автомобиля и водителя обычно отправляется от следов и других исходных данных, выявленных на месте ДТП, - марки и типа автомобиля, его цвета, номера и других примет, характера перевозимого груза, повреждений на окружающих предметах или теле потерпевшего, следов протектора и т.д. Очень важны показания очевидцев о внешности водителя. Для розыска следует использовать возможности местной прессы, радио, телевидения, привлекать представителей общественности.

      В результате предпринятых мер исходная следственная ситуация становится более простой, если водитель и транспортное средство установлены; либо остается прежней, если этого сделать не удалось. Алгоритм действий следователя в первом случае включает допросы водителя, потерпевшего и других осведомленных лиц, проведение следственных экспериментов, назначение автотехнической, судебно-медицинской и судебно-химической экспертиз.

      При втором варианте развития событий следователю  необходимо всячески стимулировать оперативно-розыскные мероприятия по поиску и обнаружению водителя и его автомобиля, осуществляемые работниками ГИБДД и других служб милиции.[9.25-27] 
 
 

Глава II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 

      1. Осмотр места происшествия и  следов торможения

      Уголовное дело по признакам ст. 264 УК РФ, а равно  ст. 266 УК РФ и ст. 268 УК РФ надлежит возбуждать по самому факту ДТП с учетом последствий, предусмотренных диспозициями указанных статей, и (или) наличия других признаков преступлений, с согласия прокурора (ст. ст. 146 и 149 УПК РФ).

      Федеральным законом от 29 мая 2002 г. №58-ФЗ законодатель вернул в часть первую ст. 176 УПК РФ привычное словосочетание «осмотр места происшествия». Однако это понятие значительно расширено за счет изменения ч. 1 ст. 176 УПК: в него теперь входит еще и осмотр местности, жилища и иного помещения, предметов и документов.

      В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).

      Порядок производства осмотра дается в ст. 177 УПК РФ и сводится к следующим основным моментам.

      Первое. Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ (в труднодоступной местности, а также если производство следственных действий связано с опасностью для жизни и здоровья людей, осмотр места происшествия может быть произведен без понятых, с применением мер технической фиксации или без таковых).

      Второе. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного  действия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 177 УПК.

      Третье. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

      Четвертое. Все обнаруженное и изъятое при  осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.

      Пятое. Осмотр жилища производится только с  согласия проживающих в нем лиц  или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают  против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст. 165 УПК РФ.

      Шестое. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя  администрации соответствующей  организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.[7]

      Основные исходные данные для расследования ДТП можно получить только в результате своевременного и тщательного проведения осмотра места происшествия. Проведение остальных первоначальных следственных действий: осмотр машин, находящихся вне места происшествия, допрос очевидцев, пострадавших и водителя, организация розыска и задержания скрывшегося с места происшествия водителя, назначение экспертиз, очные ставки и т.д. - осуществляется уже после осмотра места происшествия.

      Следователь обязан незамедлительно прибыть  на место происшествия. Без ознакомления с обстоятельствами дела на месте и самого подробного осмотра места происшествия невозможно составить себе ясного представления о характере происшествия и о необходимости возбуждения уголовного дела, нельзя наметить правильный план его расследования.

      Необходимость скорейшего выезда следователя на место  происшествия обусловливается еще  и тем, что на улице или дороге трудно сохранить длительное время в неизменном виде место происшествия (улицу, дорогу), ее необходимо быстро «очистить» от обломков разбитого транспорта, других предметов, чтобы они не мешали нормальному движению, что особенно важно на тех улицах (дорогах), где происходит интенсивное движение автотранспорта.

      Нельзя  оставлять на дороге автомашину, если в результате наезда или аварии она заняла проезжую часть, когда в данном месте нет возможности организовать объезд места происшествия для машин, курсирующих в ту или другую сторону. Движущиеся по дороге машины могут повредить важные для расследования следы, которые восстановить уже никогда не удастся. Наконец, следы на улице (дороге) особенно подвержены изменениям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер). Вот почему совершенно недопустимо, чтобы следователь откладывал свое прибытие на место автотранспортного происшествия. К выезду на место происшествия следователь должен быстро, но тщательно подготовиться.

Информация о работе Методика расследования дорожно-транспортных происшествий