Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:34, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является наиболее полное изучение
методики расследования ДТП путем реализации следующих задач:
1. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП;
2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;
3. Выделить этапы предварительного и последующего расследования.
1. Криминалистическая характеристика ДТП
2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования
3. Начальный этап расследования
1. Осмотр места происшествия
2. Осмотр транспортного средства
3. Осмотр трупа
4. Судебно-медицинская экспертиза
5. Допрос потерпевших
6. Допрос свидетелей
7. Допрос водителя
4. Последующий этап
Заключение
Список использованной литературы
Очень важно как можно быстрее определить и осмотреть с особой
тщательностью центр места происшествия. Именно здесь бывает сосредоточена основная следовая масса. Главная задача следователя — объективно и четко зафиксировать обстановку в целом и ее детали. В целях максимально быстрого запечатления всей обстановки места происшествия, чтобы не нарушить нормальный режим работы транспорта, целесообразно использовать видеомагнитофонную технику для его наглядной фиксации.
Осмотр участка местности или дороги, прилегающих к месту ДТП,
производится в случае, если есть основания полагать, что там могут быть
обнаружены следы, относящиеся непосредственно к событию (сопутствующие предметы потерпевших, частицы различных веществ). В ходе осмотра следует убедиться, нет ли каких-либо повреждений на окружающих предметах (деревьях, дорожных столбах, заборах и т.п.). Если есть основания считать, что на скрывшейся автомашине могут остаться микрочастицы какого-либо вещества, поврежденных предметов (кирпич, штукатурка и др.), необходимо в ходе осмотра изъять образцы этих веществ и приобщить их к делу. В дальнейшем они могут понадобиться для идентификации автомашины, на которой было совершено преступное деяние.
При осмотре места
3.2. Осмотр транспортного средства
Осмотр транспортного средства, участвующего в происшествии, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство обычно после аварии сохраняет на себе множество следов, и, как правило, они достаточно хорошо видны. Осмотр транспорта позволяет установить: вид и модель транспортного средства, его внешнее состояние, наличие и характер груза (расположение, способ крепления и т.д.); признаки, позволяющие судить об участии транспортного средства в ДТП (механические повреждения, следы наложения и отслоения); техническое состояние транспорта и его основных узлов (рулевого управления, ходовой и тормозной системы); следы пальцев рук, пригодных для идентификации водителя (в том случае, когда он скрылся,
оставив машину, или утверждает, что не он сидел за рулем).
Осмотр транспортного средства производится как часть осмотра места
происшествия
или как самостоятельное
Обязательной фиксации подлежит положение транспортного средства на месте происшествия по отношению к элементам дороги (тротуару, газону), постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. При этом производится фотографирование, вычерчивание плана.
Порядок осмотра
учетом информации об обстоятельствах события. Начинать осмотр транспортного средства следует с тех частей, где находятся или должны быть повреждения, следы и вещественные доказательства. Но, как правило, осмотр обычно производят снизу вверх. Начинать его следует с передней части автомашины. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты бампер, фары, подфарники, лобовое стекло, капот, передние крылья и т.д. При осмотре нижней части автомашины внимание обращается на ходовую часть, выступающие части мостов, рессоры, картер двигателя, ось, где можно обнаружить частицы одежды, волосы, кровь, кусочки мозгового вещества, краску и т.д. Следы рук надо искать в таких местах, где они менее подвержены изменениям — колонка рулевого управления, рукоятка переключения передач, на приборной панели и др.; запаховые следы — с сидений, сопутствующих предметов, которых касались
водитель и пассажиры.
При осмотре автотранспортных средств используют приборы для
технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия
вещественных доказательств. Для осмотра труднодоступных мест можно применить эндоскоп (медицинский инструмент), снабженный оптическими и осветительными системами.
Обнаружение на транспортном
средстве следов и повреждений,
3.3. Осмотр трупа
Осмотр трупа производится по общим правилам. Особое внимание следует уделить обнаружению следов и повреждений, характерных для автотранспортной травмы. Они могут быть на одежде и теле потерпевшего. Большую информационную нагрузку несут следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочные материалы, отпечатки протектора) и различные части транспортного средства. Должное сопоставление повреждений на потерпевшем и транспортном средстве позволяет в большинстве случаев достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия ТС и тела жертвы, а иногда идентифицировать ТС. Осмотр трупа на месте позволяет получить данные о механизме происшествия в целом, о механизме контактного взаимодействия. По расположению трупа по отношению к другим элементам дорожной обстановки можно сделать вывод о замаскированном убийстве, инсценированном под ДТП. Как правило, повреждения на теле человека от автомобильной травмы являются компрессионными (сдавливание, уплотнение поврежденных частей тела), обширными по размеру и односторонними по локализации.
Кроме осмотра самого трупа необходимо осмотреть одежду, обувь и
сопутствующие
предметы. При осмотре одежды отмечают
ее состояние, имеющиеся повреждения
и загрязнения: следы волочения и т.д. Если
труп не был опознан, то при осмотре
следует зафиксировать признаки
внешности, наличие особых примет.
Одежда сохраняется в том виде, в каком
она была обнаружена. Если позволяет
обстановка, труп осматривается на месте
происшествия с участием судебного
медика. При этом все необходимые
следы на теле и одежде
измеряются и фотографируются.
3.4. Судебно-медицинская экспертиза
Сразу же после проведения осмотра места происшествия, если у
следователя возникло подозрение относительно физического состояния
водителя, немедленно проводится его медицинское освидетельствование. При установлении по результатам предварительной проверки нетрезвого состояния этот водитель направляется на судебно-медицинскую экспертизу. В лечебном учреждении проводится исследование объектов биологического происхождения (кровь, моча) для установления факта употребления алкоголя или наркотиков, степени опьянения, давности употребления спиртного и др.
Во всех случаях, когда ДТП повлекло человеческие жертвы, назначается
судебно-медицинская
экспертиза потерпевших.
Эта экспертиза помимо
традиционных вопросов о степени
тяжести телесных повреждений,
причинах смерти, характере травмы
и т.п., разрешает вопросы,
направленные на восстановление
механизма образования автотранспортной
травмы, в частности, возникло ли
повреждение от удара частями автомашины,
от удара какой части ТС образовалось
повреждение, в каком положении
в этот момент находился потерпевший.
Судебно-медицинская экспертиза может
также определить характер и тяжесть
повреждений, полученных самим
водителем, его физическое состояние.
По характеру повреждений, обнаруженных
у лиц, сидевших в машине, судебно-медицинская
экспертиза может установить, кто из них
сидел за рулем в момент происшествия.
3.5. Допрос потерпевших.
Допросы потерпевших
3.6. Допрос свидетелей.
Свидетельские показания иногда являются единственным источником
сведений
об обстоятельствах ДТП. Свидетелями
по этим делам могут быть
водители ТС, не участвовавших в ДТП, пассажиры
городского транспорта, пешеходы, работники
ГИБДД и т.д. Из числа свидетелей
важно выделить очевидцев, непосредственно
воспринимавших динамику и механизм
ДТП. Однако при их допросе следует учитывать,
что быстротечность и драматизм события,
его неожиданность кратковременность
его восприятия могут привести очевидца
к неточной, отрывочной и противоречивой
информации об обстоятельствах
ДТП. Поэтому важно выявить всех
свидетелей, совокупность показаний
которых поможет максимально полно воспроизвести
обстановку, роли ее участников
в ДТП. Следователь в ходе допроса свидетеля-очевидца
должен выяснить, где в момент
происшествия находился последний, чем
он занимался, что конкретно привлекло
его внимание, каково было поведение
пострадавшего пешехода непосредственно
перед ДТП и в момент его, откуда и куда
он начал пересекать улицу, на каком
участке проезжей части улицы произошел
наезд, какой частью ТС был нанесен
ему удар. Вместе с тем следует
выяснить, каковы действия водителя
до происшествия, характер движения ТС
(с какой примерно скоростью ехала
автомашина). При этом нужно
выяснить, как свидетели умеют ориентироваться
в определении расстояний и скорости движения.
Целесообразно с целью более правильного
воссоздания происшествия свидетелей,
очевидцев допросить непосредственно
на месте аварии либо дать
возможность самому составить схему места
происшествия и обозначить на ней свое
местонахождение в момент ДТП и
других объектов дорожной обстановки.
В случаях, когда водитель сам или
на ТС скрылся с места происшествия, следователю
предстоит выяснить признаки внешности
водителя и приметы ТС,
которые удалось запомнить свидетелю.
При допросе работников
медицинских учреждений необходимо
выяснить, не сообщил ли пострадавший
какой-либо информации, относящейся
к делу.
3.7. Допрос водителя
При допросе водителя следует выяснить, как протекал весь процесс ДТП,
какие были его действия и потерпевшего в момент аварии, с какой скоростью двигалось ТС, какие попытки делались водителем для предотвращения опасных последствий (торможение, маневр или то и другое), оказал ли он помощь потерпевшему, по какой причине скрылся с места ДТП, принимал ли меры к сокрытию материальных следов, кто может подтвердить данные водителем показания и т.д.
Информация о работе Методика расследование дорожно-транспортных происшествий