Криминалистическая идентификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 06:35, дипломная работа

Описание работы

Тема Дипломной работы – «Криминалистическая идентификация», выбрана мной неслучайно. Данный раздел криминалистики является одним из основополагающих и объемных для изучения и исследования. Помимо этого, практически, при расследовании любого преступления, следователь сталкивается с проблемой идентификации либо человека, либо предметов материального мира, что так же поднимает данный вопрос на значительную высоту и заслуживающего должного внимания.
Теоретическая часть криминалистической идентификации занимает особое место среди общетеоретических вопросов криминалистики, так как является научной базой для изучения ряда направлений в криминалистике, например, криминалистическое учение о внешнем облике человека, криминалистическое исследование следов при идентификации объектов и других.

Содержание

Введение______________________________________________3
Глава 1.
Научные основы криминалистической идентификации.________4
История развития криминалистической идентификации.____4
Понятие и научные основы криминалистической
идентификации._________________________________________5
Объекты и субъекты криминалистической идентификации.
Идентификационные признаки и их классификация.__________8
Установление групповой принадлежности и
диагностика, их значение.________________________________11
Глава 2.
Криминалистическое исследование следов ног человека______13
Глава 3.
Использование следов рук в рассмотрении и
раскрытии преступлений.________________________________24
Глава 4.
Криминалистическое исследование письменной речи.________35
Глава 5.
Огнестрельные повреждения._____________________________50
Заключение.____________________________________________61
Приложение____________________________________________63
Список используемой литературы._________________________80

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 434.50 Кб (Скачать)

      Второе  направление исследования письменной речи - установление личностной характеристики неизвестного автора в розыскных целях. Так, по мнению Н. И. Клименко и М. Я. Сегай, это - определение социального облика исполнителя документа; Г. Л. Грановского - диагностические возможности разрешения экспертизы, т. е. получение данных о личности автора, его «портрета», С. Н. Вула - установление социально-биографических характеристик автора.61 Однако суть здесь одна: помочь следственным органам в быстрейшем розыске автора анонимного документа по письменной речи.

      Данное  направление в экспертной практике  и оперативной деятельности органов внутренних дел в последние годы получает все более широкое применение. При помощи исследования письменной речи эксперту во многих случаях удается собрать достоверные сведения  о личности автора анонимного текста. В ней обычно отражаются образование писавшего, его общественная и трудовая деятельность, жизненный уклад, взгляды, настроения и т. д., видны общие и конкретные знания, касающиеся конкретных обстоятельств.

      Итак, структурно-языковой анализ письменной речи позволяет выявить автора  анонимного документа  по таким параметрам: а) уровню грамотности; б) употреблению родного или преобладающего языка; в) месту формирования речевых навыков; г) профессии или кругу интересов.

      Установление грамотности автора. Выработка твердых навыков письма является задачей средней школы. Обучение письму сопряжено с формированием литературного языка, обогащением словарного и фразеологического запаса учащихся. С точки зрения формирования навыков письма  в исследованиях, проведенных в Литовском НИИСЭ, рукописи разного уровня грамотности были разделены на пять групп. Основанием   группирования рукописей служили программы обучения литовскому  языку в школах, принимались также во внимание анкетные данные авторов рукописей (возраст, образование, профессия и др.). В результате установлено, что: а) первую группу составляют малограмотные, самоучки или лица, окончившие два или три класса начальной школы; б) образование авторов второй группы в большинстве случаео начальное, однако точно определить его границу не удалось, поскольку похожими знаниями письменной речи обладают лица более высокого уровня грамотности; в) третью группу составляют лица в основном с восьмилетним образованием; г) четвертую - лица, имеющие в основном среднее образование; д) пятую - в основном с высшим образованием.62 Практически уровень грамотности определяется по этапам и уровням сформированности навыков письма.

      Определение родного или преобладающего языка. Анонимные письма и другие документы иногда выполняются на неродном языке. Чаще всего это делается с целью сокрытия следов преступления и введения в заблуждение органом правосудия. Усвоение чужого языка происходит под сильным воздействием родного. Сложность письма на втором языке объясняется тем, что автору приходится в мыслях создавать его текст, используя известный ему, порой небогатый словарный запас. Поэтому автору, желающему перевести предложение с одного языка на другой, необходимо мысленно проанализировать оригинал предложения, найти необходимые ему эквиваленты слов и, наконец, мысленно отредактировать их. В рукописях, выполненных на неродном языке, в большинстве случаев наблюдается ограниченное его знание. В зависимости от степени владения вторым языком в письме встречаются ошибки орфографии, в отдельных формах языка, в переводе слов и конструкций предложений. В то же время подобного рода ошибки могут допускаться и сознательно с тем, чтобы исказить родной язык. Поэтому при исследовании таких рукописей необходимо проанализировать каждое его предложение, обдумать использование тех или иных слов, их формы и только затем синтезировать данные и сделать выводы относительно того, является ли родным язык автора; принадлежит ли родной язык к группе родственных языков; наконец, установить, что родным языком автора является конкретный язык.

      Следственные  органы чаще всего перед экспертами ставят вопрос: какова национальность автора? Постановка такого вопроса  методически неправильна, так как  формулировка «принадлежности к  нации» имеет широкое значение, она еще не означает того, что лицо данной национальности хорошо знает язык этой нации или он обязательно должен быть его родным языком. Языковые особенности в исследуемых рукописях целесообразно анализировать и рассматривать по группам, исходя из основных элементов языка: орфографии (фонетики), морфологии, лексики и синтаксиса.63

      Установление  места формирования речевых навыков  автора рукописи. Прежде всего его можно установить по отраженным в письменной речи диалектизмам. Так, в литовском языке выделяются две важнейшие группы диалектов: аукштайтийская и жемайтийская. Каждый из указанных говоров в свою очередь, разделяется на наречия и поднаречия по различному вокализму и по оттяжке ударения. Замечено, что в языке носителей говоров встречаются отдельные диалектные синтаксические конструкции, слова, обороты речи, морфологические формы, словообразовательные элементы, а также чаще всего фонетические диалектизмы. Языковые особенности такого типа, встречающиеся в рукописях выходят за рамки письменного литературного языка.

      В целях локализации или определения  по признакам письма происхождения автора либо места формирования его речевых навыков в первую очередь необходимо изучить распространение диалектов, их распределение, классификационную систему и отличительные черты. Особенно важно не рассматривать диалектные особенности как орфографические ошибки. Для выяснения тех или иных особенностей диалектов экспертам-криминалистам нередко приходится прибегать к диалектологической литературе.

      Место жительства автора не всегда совпадает с местностью, в которой формировались его языковые навыки. Такое несоответствие обусловлено миграциями населения, чаще всего связанной с поступлением на учебу, изменением места работы и другими обстоятельствами. Поэтому вопросы эксперту в данной части могут быть сформированы примерно так: Имеются ли в исследуемом письме диалектизмы? Если да, то для какой территории они характерны? Какие характерные диалектизмы имеются в исследуемом документе? Употребляются ли они в конкретном районе?

      На  практике такие вопросы в случаях необходимости упрощаются и ставятся в форме «установление местожительства автора рукописи». Хотя у некоторых людей, в частности у жителей деревни, в большинстве случаев место формирования речевых навыков совпадает с местом их жительства, такое упрощение допускать не следует.

      Установление  профессии автора или круга его  интересов. Представители отдельных социальных слоев и профессий - педагоги, медики, строители, железнодорожники, спортсмены и др. - в устной и письменной речи употребляют профессиональные слова и специальные термины, отражающие их профессиональные интересы. Поэтому важно выявить и выделить соответствующие элементы из лексического многообразия письменной речи.

      С целью выявления профессионализмов  в Литовском НИИСЭ изучался язык лиц контингента работников культурно-просветительской системы. Как показали исследования, профессионализмами указанного контингента лиц в большинстве случаев являются специальные термины, а также более или менее устоявшиеся слова или их сочетания, немалая часть которых носит описательный характер и создается на основании слов, заимствованных из русского языка. Они характеризуют средства и процессы труда, объем работы, а также литературную проблематику. На базе имеющегося материала были выявлены идентификационные признаки. Наиболее характерные из них - термины, состоящие из одного слова; сложносоставные термины, слова специализированного и конкретизированного значения, словосочетания, приобретшие профессиональное значение, и др.

      Решая вопрос о профессионализмах, необходимо обращать внимание и на другие признаки  письменной речи, характеризующие уровень грамотности, на стилистические признаки, указывающие на логичность изложения мыслей, точность, ясность, живость языка и его образность.

      При установлении профессии автора исследуемого документа иногда имеют значение и отдельные признаки почерка: шрифт, структура, а также некоторые топографические признаки, характеризующие расположение текста.

      Идентификационные признаки, разработанные для личностной характеристики автора письменной речи, используются в розыскных целях для установления групповой принадлежности автора рукописи анонимного характера. Однако, последние могут быть использованы и для индивидуальной идентификации автора, а иногда, особенно при искаженных почерках, и служить дополнительной информацией для установления исполнителя документа.

      В целях расширения и развития криминалистических исследований письменной речи документов необходимо:

  1. Совершенствовать имеющиеся и разрабатывать новые методы решения вопросов судебного автороведения.
  2. Изыскивать способы расширения характеристики личности неизвестного автора при исследовании анонимных документов. Кроме указанных параметров характеристики личности автора (установление уровня грамотности, родного языка, профессии, места формирования языковых навыков) целесообразно разработать методы по установлению относительного возраста автора, пола и т.д.
  3. В экспертной практике при решении вопроса авторства чаще всего применяются качественные методы исследования письменной речи документа. Перспективны и количественные математические методы, которые должны разрабатывать более активно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 5.  Огнестрельные  повреждения. 

    Ручное  огнестрельное оружие.

    Огнестрельным называют оружие, в котором используется энергия пороховых газов. Оно  подразделяется на артиллерийское и  стрелковое. Последнее делится на групповое и индивидуальное, или ручное.

    В судебно-медицинской практике встречаются  огнестрельные повреждения в основном от выстрелов из ручного оружия. По назначению его делят на боевое, спортивное, охотничье и самодельное. Иногда к огнестрельному оружию относят стартовое, строительное монтажное и сигнальные пистолеты, хотя они по сути дела оружием не являются.64

    К боевому оружию относят винтовки, карабины, автоматы-карабины, пистолеты-пулемёты, пистолеты, револьверы. Они имеют  винтообразные нарезы в канале ствола, благодаря которым пуля приобретает вращательное движение, стабилизирующее её полёт. Расстояние между противоположными полями нарезов в отечественных образцах оружия называют калибром. 65

    По  калибру оружие условно подразделяется на малокалиберное (5-6 мм), среднего калибра (7-9 мм) и крупнокалиберное (более 10).

    В зависимость от длины ствола оружие бывает короткоствольным (пистолеты, револьверы), среднествольным (автоматы, карабины) и длинноствольным (винтовки, карабины). Чем длиннее канал ствола оружия и больше заряд пороха в патроне, тем больше начальная  скорость пули и, соответственно, её кинетическая энергия.

    Боевое  оружие подразделяется на автоматическое и неавтоматическое. В автоматическом, перезаряжение в процессе стрельбы осуществляется с помощью энергии пороховых газов. Большинство образцов этого оружия имеет на дульном срезе дополнительное устройство, которое оказывает влияние на процесс выбрасывания из канала ствола продуктов выстрела и характер отложения на поверхности поражаемого объекта.66

    Начальная скорость полёта пули, выстрелянной из боевого оружия, колеблется от 300 м/с до 1000 м/с.

    Спортивное  оружие предназначено для тренировки стрелков и для спортивных соревнований. В эту группу входят, главным образом, нарезные винтовки, пистолеты и револьверы калибра 5,6 мм.

    Охотничье оружие бывает дробовым гладкоствольным (для стрельбы дробью или специальными пулями); пулевым (нарезным - штуцеры, охотничьи винтовки и карабины) и комбинированными (ружья с двумя-четырьмя гладкими и нарезными стволами).

    Гладкоствольные охотничьи ружья имеют калибр от 10 до 32. В отличие от нарезного оружия их калибр определяется числом шарообразных пуль, изготавливаемых из одного фунта свинца, если их диаметр будет соответствовать внутреннему диаметру ствола ружья. Наиболее распространены ружья 12-го и 16-го калибров. Большая часть современного гладкоствольного охотничьего оружия имеет сужение дульной части ствола (чок), повышающее кучность боя при стрельбе дробью.67

    Самодельное оружие чаще всего представляет различные  самопалы, изготавливаемые из металлических труб с элементарными приспособлениями для производства выстрела. Встречается самодельно изготовленное оружие, похожее на боевое, рассчитанное на использование стандартных патронов, чаще всего спортивных, калибра 5,6 мм, как наиболее доступных.

Информация о работе Криминалистическая идентификация