Коррупция: Превышение власти или служебных полномочий (статья 426 УК РБ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:50, реферат

Описание работы

В настоящее время одной из глобальных проблем, которая волнует мировое сообщество, являются преступления против интересов службы или так называемая коррупция. Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 27.16 Кб (Скачать)

Коррупция:  Превышение власти или  служебных полномочий

(статья 426 УК РБ) 

    В настоящее время одной из глобальных проблем, которая волнует мировое  сообщество, являются преступления против интересов службы или так называемая коррупция. Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

    Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного  лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и  относятся к категории преступлений против государственной власти.

    Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью  — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему  ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к  коррупции является возможность  получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и  наказания.

    Согласно  макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить  под угрозу любые преобразования. 

       Коррупция, как вирус разносится по всей планете, заражая государственные аппараты, но все законодательные «вакцины» не в силах ее сдержать. Принимаются различные законодательные акты, направленные на борьбу с коррупцией, за отдельные ее проявления предусматривается уголовная ответственность в уголовных кодексах многих стран, принимаются международные акты, - но желаемых результатов это не приносит.

    Наиболее  опасным проявлением коррупции  является взяточничество, поскольку  оно подрывает принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, сдерживает экономическое  развитие, составляет угрозу моральным  устоям общества.

Взяточничество  представляет собой не просто акт  получения должностным лицом  имущественного вознаграждения за использование  своего служебного положения, а целый  механизм, который действует, нарушая  уголовное законодательство. Именно поэтому следует более подробно остановиться на рассмотрении этого явления, причинах его возникновения, факторах, способствующих его росту и возможных мерах борьбы с ним.

    Злоупотребление властью или служебными полномочиями приводит к нарушению законных прав и интересов рядовых граждан, а также может повлечь причинение огромного имущественного ущерба государству.

    Служебная халатность зачастую вынуждает граждан  тратить свое время и нервы  на решение проблем, которые возникли в результате небрежного отношения  к службе сотрудников государственных  учреждений.

    Нельзя  не согласиться с тем, что именно коррупционные отношения, с одной  стороны, провоцируют дальнейшее распространение  и усиление криминальной напряженности  в стране, а, с другой, ослабляют  возможности государства и общества эффективно реагировать на этот процесс. Давно подтверждено, что преступления против интересов службы подрывают  устои государственной власти, деформирует, общественное сознание, ложиться тяжелым  материальным бременем на белорусов.

    Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам  государственного управления, равенства  и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое  развитие и угрожать стабильности демократических  институтов и моральных устоям общества. 

    Ярким примером эффективной борьбы с коррупцией, которому, представляется, нашему государству  надо последовать, является операция «Чистые  руки», проведенная в Италии в  начале 90-х, операция имела ошеломляющие результаты, которые большей частью неизвестны белорусской общественности! Заключаются же эти результаты в  том, что под руководством прокурора  Борелли, был, по образному выражению, возведен город Закона. Однако для  этого ему пришлось разрушить  старый город Взяткоград. В результате «чистки», покончившей с невиданной для цивилизованного государства  коррумпированностью власти, оказались  «выведенными из оборота» 80 % итальянских  политиков, фактически прекратилось действие крупных партий. Одних только самоубийств  подследственных было около трех десятков.

    Никакие этические соображения не могут  сравниться по силе предупредительного воздействия с опасением чиновника  быть разоблаченным и наказанным. Честность чиновничества должна постоянно подкрепляться страхом  перед хорошо работающим прокурором. Особенно в Беларуси, где нищие  служащие испытывают огромные искушения  и не стеснены ни общественной, ни религиозной  моралью. Если за всеми, пусть даже достаточно жесткими, требованиями антикоррупционного законодательства не будут «проглядываться» грозная фигура независимая от «кормления», хорошо обеспеченного, боящегося потерять свою работу прокурора, требования эти не будут подкреплены реальной угрозой наказания за их неисполнение.

    Превышение  власти или служебных полномочий представляет собой совершение должностным  лицом по службе действий, явно выходящих  за пределы предоставленных ему  полномочий.

    В отличие от злоупотребления властью  или служебными полномочиями при  превышении указанных полномочий должностное  лицо совершает такие действия по службе, которые и по форме (несоответствие служебной компетенции), и по содержанию являются незаконными.

     Если  превышение это такое действие по службе, которое изначально незаконно, поскольку не соответствует компетенции  должностного лица, то злоупотребление  это совершаемые все-таки в пределах компетенции данного должностного лица действия по службе, но признанные незаконными вследствие противоречия их интересам службы.

    Решая вопрос о наличии состава превышения должностным лицом, власти или служебных  полномочий, необходимо точно установить круг, объем и сферу его служебных  полномочий (компетенцию). Следует учитывать, что полномочия должностного лица по службе определяются не только соответствующими законами, но и иными актами законодательства, в том числе уставами, положениями, инструкциями, циркулярами, приказами  и т.д.

    Несмотря  на то, что превышение власти или  служебных полномочий характеризуется  совершением действий, которые явно выходят за пределы предоставленных  должностному лицу полномочий, необходимо, тем не менее, установить, что эти  действия были совершены:

    а) по службе, то есть связаны с использованием служебного положения;

    б) совершены должностным лицом  при исполнении служебных обязанностей.

    Для состава рассматриваемого преступления важно установить, что совершенные  должностным лицом по службе действия явно выходили за пределы предоставленных  полномочий.

    Явность означает очевидность, бесспорность (прежде всего для самого должностного лица), что совершенные по службе действия не следует совершать, поскольку  они не входят в круг его должностных  полномочий. Если вопрос о превышении власти или служебных полномочий является спорным и должностное  лицо превысило полномочия вследствие нечеткого определения круга  служебных обязанностей или недостаточно четкого распределения полномочий между вышестоящими и нижестоящими должностными лицами, уголовная ответственность  за превышение власти или служебных  полномочий исключается.

    Превышение  власти или служебных полномочий может выражаться только в активных действиях. По своему характеру действия по службе при превышении власти или  служебных полномочий могут заключаться:

  1. в совершении действий по службе, которые относятся к компетенции вышестоящего должностного лица данного ведомства;
 
  
  1. в совершении действий, входящих в компетенцию  должностного лица другого ведомства;
 
  
  1. в совершении действий, входящих в компетенцию  коллегиального органа;
 
  
  1. в совершении действий, хотя и входящих в компетенцию  данного должностного лица, но совершение которых допустимо лишь при определенных условиях, отсутствующих в данном случае;
 
  
  1. в совершении действий, которое неправомочно совершать  ни одно должностное лицо.
 

      Превышение власти или служебных полномочий влечет уголовную ответственность, если это повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. 

Статья 426. Превышение власти или служебных  полномочий 

     1. Умышленное   совершение  должностным   лицом  действий,  явно

выходящих за пределы  прав  и  полномочий,  предоставленных  ему  по

службе,   повлекшее   причинение   ущерба   в  крупном  размере  или

существенного  вреда  правам  и  законным  интересам  граждан   либо

государственным  или  общественным  интересам (превышение власти или

служебных полномочий), -  наказывается штрафом,  или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,  или  лишением свободы на срок до трех лет.

         ___________________________________________________________

         В абзаце  втором  части   первой  слова  "до двух"  заменены 

         словами "до трех" - Закон  от 22 июля 2003 г. № 227-З. 

            наказывается  штрафом,  или   лишением   права   занимать 

         определенные   должности   или    заниматься   определенной 

         деятельностью, или лишением свободы  на срок до двух лет. 

         ___________________________________________________________ 

     2. Превышение  власти или служебных  полномочий,  совершенное из

корыстной или иной личной заинтересованности, - наказывается  лишением  свободы на  срок от двух до шести лет с лишением  права  занимать определенные  должности  или   заниматься определенной деятельностью или без лишения.

         ___________________________________________________________

         Абзац второй части второй  изложен в редакции Закона  от  22

         июля 2003 г. № 227-З. 

            наказывается   штрафом,  или   лишением  права   занимать 

         определенные   должности   или   заниматься    определенной 

         деятельностью,  или арестом на  срок  до шести месяцев, или 

         ограничением   свободы   на  срок до трех лет,  или лишением 

         свободы   на  тот  же  срок   с   лишением  права  занимать

         определенные   должности   или    заниматься   определенной 

         деятельностью или без лишения. 

         ___________________________________________________________

     3. Действия,  предусмотренные   частями   первой   или   второй

Информация о работе Коррупция: Превышение власти или служебных полномочий (статья 426 УК РБ)