Информационное обеспечение деятельности по раскрытию и расследованию преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:48, доклад

Описание работы

Информационное обеспечение деятельности по раскрытию и расследованию преступлений предполагает собирание, накопление, анализ и использование ориентирующей и вспомогательной информации, не связанной с отражением конкретного преступления. Основной массив такого рода информации содержится в типовых носителях - информационных системах различного уровня назначения. Среди видов такой информации можно выделить: правовую, регистрационную, архивную, опытную информацию.

Работа содержит 1 файл

Информационное обеспечение деятельности по раскрытию и расследованию преступлений предполагает собирание.docx

— 42.64 Кб (Скачать)

Информационное  обеспечение деятельности по раскрытию  и расследованию преступлений предполагает собирание, накопление, анализ и использование  ориентирующей и вспомогательной  информации, не связанной с отражением конкретного преступления. Основной массив такого рода информации содержится в типовых носителях - информационных системах различного уровня назначения. Среди видов такой информации можно выделить: правовую, регистрационную, архивную, опытную информацию.

Правовая информация - это нормативные акты, сведения, которые содержатся в нормах различных отраслей права, а также сведения о различных юридических событиях, фактах, явлениях и связанных с ними процессах (например, сведения о результатах правоприменительной практики, судебных решений). 
Эта информация носит предписывающий характер. В отличие от социальной и экономической информации правовой ее делают специфические качества - установленные процедуры принятия, общеобязательность соответствующего понимания, предусмотренные способы использования и пр. Нормы права выступают в качестве носителя и источника информации о должном, дозволенном или запрещенном доведении субъектов правоотношений, об условиях, при которых это поведение может или должно осуществляться, а также о неблагоприятных последствиях невыполнения требований государства.

Нормативная информация выполняет три функции:

  • ориентирующую (содержит сведения об условиях деятельности);
  • программную (указывает на содержание, последовательность, характер деятельности);
  • прогностическую (позволяет составить представления о результатах, последствиях деятельности).

информация характеризуется  следующими признаками:

  • относительной самостоятельностью по отношению к ее носителю;
  • возможностью многократного использования во всех аналогичных случаях;
  • постоянством и сохраняемостью (не исчерпывается при потреблении) в ее носителе;
  • количественной определенностью и системностью. Одна и та же информация в зависимости от ситуации и адресатов-потребителей информации может в одних случаях играть роль ориентирующей, в других - программной или прогностической информации.

Ориентирующая информация содержится, например, в нормах уголовного, уголовно-процессуального и других отраслях права. Программная - в нормах конституционного и уголовно-процессуального права, прогностическая - в нормах уголовного и уголовно-процессуального права.

Сбор и использование  правовой информации предполагает:

  • анализ и оценку сложившейся правовой ситуации;
  • определение того, какая и из каких источников информация должна быть получена в целях разрешения ситуации;
  • получение, изучение, оценку информации с точки зрения ее значимости для решения поставленной задачи;
  • отбор необходимой информации из анализируемого информационного массива;
  • использование отобранной информации для формулирования вопросов, требующих решения, определения средств, направлений, условий деятельности;
  • реализацию информации в ходе реальных практических действий;
  • анализ и оценку результатов, полученных с помощью нормативной информации.

Законы и подзаконные  акты, регулирующие поисково-познавательную деятельность, содержат ориентирующую, программную и прогностическую  информацию, указывающую на задачи, средства и условия их решения  в уголовном судопроизводстве как общего порядка, так и по отдельным видам деятельности, отдельным проблемам и вопросам.

Помимо законов и подзаконных  актов, непосредственно регулирующих поисково-познавательную деятельность субъектов расследования, последние  реализуют в своей деятельности и иную правовую информацию. Речь идет о сведениях, что содержатся в  нормативных документах, регламентирующих различные отношения, которые касаются событий, ставших объектом практического  познания в силу какой-либо их связи  с преступлением. Подобного рода события подлежат обязательному  изучению тогда, когда деяние подпадает  под признаки бланкетной (отсылочной) нормы УК. В таких случаях субъект  исследования обязан обеспечить изучение, поиск того нормативного документа, к которому отсылает его диспозиция соответствующей статьиУК.  
 
Таким образом, правовая информация имеет отношение ко всем существенным моментам исследуемого события. Она создает правовую базу для выявления преступлений, возбуждения уголовных дел, определения задач расследования, предмета доказывания, способов собирания, оценки и использования доказательственной информации, решения вопросов организационного и иного обеспечения поиска и познания в уголовном судопроизводстве.

Реализуемая в уголовном  судопроизводстве правовая информация должна отвечать ряду требовании, таких как:

  • относимость (к данному случаю, вопросу);
  • значимость (для решения сложившейся правовой ситуации, решения какой-либо задачи и пр.);
  • непротиворечивость (нельзя использовать противоречащую одна другой информацию по одному поводу, но полученную из разных источников);
  • определенность информации и ее источника (известно когда, где, кем принят нормативный акт, известно его название, отношение, которое регулирует содержание);
  • адекватность (т.е. соответствие характеру и уровню разрешаемой с его помощью правовой ситуации);
  • легитимность (закон, подзаконный акт должны быть приняты в установленном порядке; нельзя пользоваться информацией неконституционного правового акта, какой-либо его нормы).

Использование правовой информации предполагает соблюдение определенных правил (принципов).

Каждое поисковое  и познавательное действие субъекта исследования должно осуществляться в  строгом соответствии с той информацией, которая содержится в норме, регулирующей данное действие (принцип нормативного соответствия деятельности).

Установленный порядок  фиксации информации предполагает соблюдение ряда правил (указание места, даты, исполнителя и т.д.). Одним из необходимых условий в этом случае является обязательное указание статьи УПК, которой руководствуется субъект действия. Разъяснение прав и обязанностей участникам действия, оформленное текстуально, также сопровождается ссылкой на соответствующую статью закона.

Принцип нормативного соответствия деятельности реализуется в принципах конкретизации, раскрытия содержания, аргументации. Это значит, что нельзя ссылаться на закон вообще, нельзя аргументировать решение подзаконным актом в целом. Если следователь в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого зафиксирует лишь то, что обвиняемый нарушил правила работы на взрывоопасном предприятии, не указав, в каком подразделении предприятия, при производстве каких именно работ допущено нарушение, какое конкретно правило, какое положение и пункт правила нарушены, кем, когда и где они были приняты, эти обстоятельства вряд ли останутся не замеченными судом, прокурором, защитой, поскольку за ними стоит явный брак, допущенный следователем.

Использование информации по назначению - еще один принцип использования нормативной информации. Так, ошибочным будет использование информации, содержащейся в норме о производстве обыска для обоснования и проведения выемки. Нельзя использовать информацию, сосредоточенную, например, в законе об ОРД при производстве процессуальных, следственных действий по аналогии.

Сообщаемая субъектом  исследования правовая информация должна бить понятной ее адресату. Это означает, что, например, разъяснив подозреваемому его обязанности, необходимо также разъяснить и права данного участника процесса. Субъект исследования вправе пользоваться информацией, соответствующей месту и времени ее применения.

Регистрационная информация. В процессе раскрытия, расследования преступлений постоянно возникает необходимость в наведении справок о личности подозреваемых и обвиняемых, пропавших без вести людей, о разыскиваемых преступниках, неопознанных трупах, способах совершения преступлений, похищенных ценностях, а также других сведениях, имеющих большое значение для полноты и быстроты расследования. Для накопления такой информации ведутся различные криминалистические учеты. Они создаются для регистрации объектов, имеющих криминалистическое значение.

Информационно-регистрационные  системы, которыми пользуются субъекты расследования, можно разделить на две группы:

  • специально созданные для целей правоохранительных органов;
  • созданные для информационного обслуживания различных государственных, общественных, частных структур и граждан.

Наиболее часто  уголовному судопроизводству свои услуги предоставляет система криминалистической регистрации.

Криминалистическая  регистрация определяется как научно обоснованная система, созданная для собирания, учета, накопления, обработки данных о преступлениях и некоторых других объектах для последующего их (данных) использования правоохранительными органами в поисковых, в том числе розыскных, идентификационных и иных целях.

Объектами регистрации  являются:

  • люди (объявленные в розыск известные лица, совершившие преступления, задержанные, арестованные, а также без вести пропавшие и некоторые другие лица, представляющие оперативный интерес);
  • криминальные трупы, а также трупы погибших, личность которых не установлена;
  • утраченное огнестрельное нарезное оружие, похищенные вещи, угнанные автомобили и некоторые другие предметы, принадлежность которых известна либо неизвестна (например, орудия взлома, применявшиеся при совершении преступления);
  • некоторые виды следов (например, следы пальцев рук с мест совершения преступлений);
  • документы (например, поддельные ценные бумаги);
  • нераскрытые преступления.

Как и любая  иная система, криминалистическая регистрация  состоит из соответствующих подсистем. Она складывается из отдельных видов  криминалистических учетов. Последняя  различается:

  • по форме учета (карточки, следотеки, списки, альбомы, коллекции и т.д.);
  • по способу и процедуре учета (алфавитные, дактилоскопические, по признакам внешности, по способам совершения преступления, по описанию и вещественным отображениям регистрируемых объектов);
  • по способу обработки и выдачи регистрационных данных (ручные, механизированные, автоматизированные).

Криминалистические  учеты осуществляются органами МВД  Украины.

Система криминалистического  учета состоит из различных его видов. В зависимости от решаемых задач криминалистические учеты подразделяются на оперативно-поисковые и информационно-справочные, а в зависимости от уровня концентрации информации - на централизованные, региональные, местные.

Оперативно-поисковые  учеты содержат объекты, которые непосредственно связаны с событием преступления и, как правило, изъяты в ходе осмотров мест происшествия или при проведении оперативных мероприятий и следственных действий. К ним относятся: дактилоскопические учеты, коллекции следов взлома; обуви; транспортных средств; волокон; замков и ключей; поддельных рецептов и бланков документов; пулегильзотеки; коллекции субъективных портретов и др.

Информационно-справочные учеты (коллекции и картотеки) комплектуются объектами и данными, которые непосредственно не связаны с событием преступления и получены в результате накопления сведений информационного характера. Объектами информационно-справочных коллекций и картотек могут быть образцы различных изделий, рисунки, фотографии, таблицы, каталоги и т.п.

Централизованные  учеты ведутся Государственным  научно-исследовательским экспертно-криминалистическим центром МВД Украины (ГНИЭКЦ).

К централизованным оперативно-поисковым учетам относятся:

  • централизованная коллекция пуль и гильз со следами оружия (пулегильзотека);
  • централизованная картотека фальшивых денег;
  • централизованная картотека поддельных документов, изготовленных с применением средств полиграфии;
  • централизованная картотека следов рук, изъятых с мест нераскрытых тяжких и резонансных преступлений;
  • централизованная коллекция макетов взрывных устройств и веществ;
  • централизованная коллекция фонограмм с голосами лиц, которые анонимно сообщали об угрозе взрыва.

Информация о работе Информационное обеспечение деятельности по раскрытию и расследованию преступлений