Взаимодействие следователя с органами дознания: понятие, содержание и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Этим обусловлена актуальность темы данной работы.
Поэтому цель работы – выявить и рассмотреть недостатки действующего уголовно-процессуального законодательства, показать те проблемы, которые сопровождают взаимодействие органов дознания и следователя, и на основе этой работы выдвинуть предложения по изменению действующего законодательства.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Понятие, сущность, значение, задачи, принципы и правовые основы взаимодействия следователя с органами дознания 4
ГЛАВА 2. Формы взаимодействия следователя с органами дознания 7
2.1. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания 7
2.2. Организационные формы взаимодействия следователя с органами дознания 20
2.3. Роль начальника следственного подразделения и начальника ОВД в организации взаимодействия 22
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Работа содержит 1 файл

Doc6.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Взаимодействие  следователя с  органами дознания: понятие, содержание и виды.

     Содержание 

 

Введение

 

     В настоящее время получили развитие новые формы взаимодействия, внедряется специализация сотрудников, совершенствуется опыт создания следственно-оперативных групп по отдельным направлениям деятельности.

     Оправдала себя практика организации специализированных подразделений оперативных служб и следствия.

     В то же время за последние годы утрачивается приоритетность основной функции органов внутренних дел – раскрытие тяжких преступлений.

     В работе по раскрытию преступлений реально  участвует лишь каждый десятый сотрудник, не в полной мере используются криминалистические средства и методы, низкой остается организаторская роль руководителей горрайлинорганов.

     В связи с создавшимся положением необходимой и важной является проблема взаимодействия органов дознания и предварительного расследования.

     Этим  обусловлена актуальность темы данной работы.

     Поэтому цель работы – выявить и рассмотреть  недостатки действующего уголовно-процессуального законодательства, показать те проблемы, которые сопровождают взаимодействие органов дознания и следователя, и на основе этой работы выдвинуть предложения по изменению действующего законодательства.

 

ГЛАВА 1 Понятие, сущность, значение, задачи, принципы и правовые основы взаимодействия следователя с органами дознания

      Взаимодействие органов внутренних дел можно рассматривать конкретно, как это делает наука ОРД: «Взаимодействие – деятельность, заключающаяся в наиболее целесообразном выборе и реализации организационных и тактических мер, направленных на создание оптимальных условий для решения задач борьбы с преступностью путем осуществления упорядоченных и взаимосвязанных действий двух или более субъектов».

        Еще более конкретизируя понятие и оставаясь в рамках науки ОРД можно вывести что: «Взаимодействие органов дознания и предварительного следствия это основанная на законе, согласованная по целям, месту и времени, деятельность данных субъектов, осуществляемая в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также розыска преступников».

      Там же приводятся формы взаимодействия вышеуказанных органов. Это:

  1. Законность.
  2. Научность.
  3. Плановость.
  4. Общность интересов.
  5. Нормативность.
  6. Равенство прав субъектов.

        Основным нормативным актом, регулирующим процесс взаимодействия дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений». Данный нормативно-правовой акт хотя и не дает определения взаимодействия, но определяет его основополагающие принципы:

  • соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан;
  • комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;
  • персональная ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
  • самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства;
  • согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.

      Кроме принципов закон определяет основные задачи взаимодействия:

  • обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;
  • всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
  • осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц1.

      Хотелось  бы отметить, что если две первые задачи решаются в настоящее время органами внутренних дел на достаточно высоком уровне, то третья задача, а конкретнее возмещение материального ущерба в современных условиях является почти недостижимой.

      Юридическая наука выделяет также формы такого взаимодействия:

  1. Обмен информацией
  2. Совместное планирование
  3. Совместный анализ и оценка оперативной обстановки
  4. Совместная учеба и разбор реализованных дел
  5. Совместная работа на месте происшествия.

      Данные формы, выведенные наукой нашли свое отражение в нормативной базе деятельности ОВД практически без изменений, а в завершение общей характеристики взаимодействия дознания и предварительного расследования хотелось бы привести нормативно-правовую основу данного взаимодействия:

  • Конституция Российской Федерации;
  • уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
  • законодательство в сфере оперативно-розыскной деятельности;
  • международные договоры РФ по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, ведомственные и межведомственные нормативные акты.

 

ГЛАВА 2 Формы взаимодействия следователя с органами дознания 
2.1. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания

 

      В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, оперативным работником и дежурной частью начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном следователю. В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами.

      Дежурная  часть призвана при поступлении сообщения о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста, специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и задержании преступника2.

        При непосредственном обращении  граждан в дежурную часть, каждое  заявление о преступлении заносится  в книгу учета № 1 заявлений и сообщений о преступлении, в которой отмечается число, время, от кого и о чем поступили (в органах прокуратуры также имеются журналы учета заявлений и сообщений о преступлениях, в которые заносятся сведения, поступившие к следователям и прокурорам). При этом в обязательном порядке оформляется протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, а заявителю выдается уведомление о принятии заявления. Как только заявление или сообщение будет подтверждено следственно-оперативной группой с места происшествия, оно регистрируется в Журнале о совершенных преступлениях. Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рассмотрение начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления возбуждать уголовное дело, провести проверку, провести досудебную подготовку материалов.

      Возбуждение уголовного дела – первая стадия уголовного процесса, которая создает необходимые основания для дальнейших следственных действий. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан.

      С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают  меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств, исключающих производство по делу.

      Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, которые предшествует вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. Таким образом, установление оснований возбуждения уголовного дела можно назвать предварительной проверкой повода к этому, будь то заявление гражданина или непосредственное обнаружение признаков преступления3.

      УПК РФ определяет, что единственным следственным действием, проведение которого возможно до возбуждения уголовного дела является осмотр места происшествия. При этом одной из предпосылок успешного раскрытия преступления по горячим следам при получении сообщения о нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной группы для осмотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для задержания преступника.

      В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчинены постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и медвытрезвители, которые он информирует обо всех происшествиях на обслуживаемой территории и организует их взаимодействие.

      Первостепенная  и неотложная задача дежурного при поступлении сообщения о преступлении – пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежурных частей своих обязанностей, определенных ведомственными нормативными актами.

      Правильная  и своевременная организация  выезда на место происшествия, его  квалифицированный осмотр следователем – непременное условие успешного раскрытия преступления. Осмотр места преступления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов сбора информации о преступлении и преступнике, умелое использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскрытию преступления по «горячим следам».

      Существует  тесная взаимосвязь между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направленность которых зависят от полноты и качества осмотра. Изучение практики показывает, что отсутствие надлежащей информационной базы именно в начале расследования, неквалифицированный осмотр места совершения преступления и неумелое составление протокола осмотра, затрудняют раскрытие и расследование преступлений4.

      Результативность  осмотра места преступления зависит от ряда факторов, основными из которых являются быстрота и своевременность выезда на место совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра; комплексное исследование специальных средств и методов представителями различных служб и подразделений органов внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу взаимодействующих лиц.

      Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным вопросом является проблема комплектования этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью.

Информация о работе Взаимодействие следователя с органами дознания: понятие, содержание и виды