Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:19, дипломная работа
В соответствии со ст.127 УПК РСФСР (далее УПК РФ)4 следователь, по расследуемым им делам, вправе давать органам дознания поручения и указания, обязательные для исполнения. Следовательно, при проведении неотложных следственных действий осуществляемых непосредственно после совершения преступления следователю необходимо составить план, в котором будут чётко и конкретно расписаны первые шаги не только самого следователя, но и всех членов входящих в оперативно-следственную группу. Именно от того, как грамотно следователь распределит обязанности, и будет во многом зависеть успех в раскрытии преступления.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть все основные тактические особенности взаимодействия следователей, органов дознания и экспертно-криминалистических подразделений при проведении наиболее типичных для предварительного расследования следственных действий: осмотра места происшествия, назначении и проведении экспертизы.
Введение 3-6
Глава1 Вопросы процессуального положения следователя, органов дознания и экспертно-криминалистичестических подразделений при расследовании уголовных дел и общая характеристика их взаимодействия.
Параграф 1. Процессуальное положение следователя при 7-18
производстве предварительного расследования.
Параграф 2. Процессуальное положение дознавателя и его
взаимодействие со следователем по делам, по которым 19-30
обязательно предварительное следствие.
Параграф 3. Процессуальное положение специалиста и
эксперта и его взаимодействие со следователем на стадии 31-43
предварительного расследования.
Глава2 Вопросы взаимодействия органов предварительного следствия, органов дознания и экспертно-криминалистических органов при проведении следственных действий.
Параграф 1. Виды оперативно-следственных групп и 44-54
взаимодействие в их составе.
Параграф 2. Взаимодействие следователя и специалиста при 55-65
осмотре места происшествия.
Параграф 3. Взаимодействие следователя и эксперта при 66-74
назначении и производстве экспертизы.
Заключение 75-77
Список используемой литературы 78-81
- группировать и уточнять
- заявлять ходатайство о
- с разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда присутствовать при производстве допросов и других следственных и судебных действий и задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;
Однако, эксперт не вправе:
- решать правовые и иные
- использовать для обоснования выводов заключения сведения ли материалы по данному делу, ставшие ему известными из непроцессуальных источников;
- самостоятельно отыскивать, изымать и использовать для производства экспертизы материалы, не представленные ему в установленном законом порядке;
- проводить исследования, способные вести к полному уничтожению объектов, либо к изменению их внешнего вида или основных свойств, не согласовав этот вопрос с лицом, назначившим экспертизу.
Для
производства сравнительных
Особенно большое значение количество и качество сравнительных образцов приобретают в сложных случаях исследования: при недостатке содержащейся в следах информации, маскировке идентификационных признаков, разрушений следов и т.п. Анализ экспертной и следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев причиной отказа экспертов от дачи заключений и вероятных заключений является недоброкачественность представленных на экспертизу материалов, в частности сравнительных образцов. Поэтому следователю целесообразно при получении образцов посоветоваться с экспертом. Они вместе должны решить вопросы о наилучших способах и методах получения и закрепления сравнительных образцов.
Взаимодействие по делам, возбужденным в результате реализации оперативных материалов, происходит в наиболее тесном контакте следователя и специалиста, так как в данном случае проведение следственных действий без участия сведущих лиц практически невозможно. Здесь ряд авторов определяют формы взаимодействия в зависимости от проводимого следственного действия. Зуев Е.И. указывает, что кроме участия специалист может помочь следователю провести правильный отбор документов, подлежащих изъятию при обыске или выемка, оказывает ему содействие в применении поисковой техники с целью выявления тайников, применяет по указанию следователя фотографическую, звуко- и видеозаписывающую аппаратуру и иную криминалистическую технику.31
В ряде следственных действий и производстве экспертиз, сотрудники экспертно-криминалистических подразделений оказывают содействие предварительному следствию и в иных формах, которые не предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, и данные, полученной на их основе факультативны для следователя, поэтому представляется целесообразным назвать эти формы содействия непроцессуальной помощью. Здесь можно говорить о классификации форм взаимодействия по основанию закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве на процессуальные и непроцессуальные. К непроцессуальным можно отнести следующие формы:
Во-первых, консультации, которые могут охватывать самый обширный круг вопросов: от методики применения научно-технических средств, разъяснения возможностей того или иного вида экспертиз, технических способов хранения вещественных доказательств до вопросов тактики проведения следственных действий - как получить образцы для сравнительного исследования, как провести следственный эксперимент или осмотр собранных доказательств и так далее. При этом инициатором консультации может быть как следователь, так и сведущее лицо, когда оно желает обратить внимание следователя на то или иное обстоятельство (это тоже можно рассматривать как форму непроцессуального взаимодействия).
Во-вторых, сообщение справочных сведений по факту проверки материалов дела по криминалистическим учетам. Обычно справки (отношения) составляются в письменной форме, однако по действующим нормативным положениям такие справки к уголовным делам не приобщаются и, следовательно, не обладают доказательственным значением. Возможно предоставление справки и в устном виде.
В-третьих,
организационно-техническое
Так, фотографирование места происшествия в большинстве случаев требует применения приемов съемки, соответствующих уровню подготовки техника-лаборанта. Следовательно, это могут делать и те лица, которые не являются специалистами в процессуально-правовом смысле.
Причины отвода эксперта и специалиста схожи и закреплены в ст. 67 УПК РФ:
Эксперт не может принимать участия в производстве по делу:
1) при наличии оснований, предусмотренных статьей 59 настоящего Кодекса; предыдущее его участие в деле в качестве эксперта не является основанием для отвода, т.е. если он является потерпевшим, свидетелем и
т.д. или имеются обстоятельства, которые позволяют считать, что специалист прямо или косвенно заинтересован в исходе дел
2)
если он находился или
3) если он производил по данному делу ревизию, материалы которой послужили основанием к возбуждению уголовного дела;
4)
если он участвовал в деле
в качестве специалиста, за
исключением случая участия
5) в случае, когда обнаружится его некомпетентность.
Как мы видим, законодатель запрещает совмещение функций эксперта и специалиста, что на практике иногда имеет отрицательное значение, но нам представляется, что необходимо рассмотреть все случаи совмещения функций сведущих лиц.
Ситуация «эксперт – эксперт» не вызывает сомнений: в соответствии с п1 ст.67 УПК РФ эксперт, ранее проводивший экспертизу, может в случае необходимости вновь выполнять по этому же делу Функции эксперта / проводить как первичные, так я повторные и дополнительные экспертизы» зачастую основываясь на материалах своих же первичных исследований. Тем не менее, законодатель не усматривает в данной ситуации оснований для предположения о возможной необъективности эксперта.
Ситуация
«специалист – специалист»
В отличие от вышеуказанных, в ситуации «эксперт - специалист» имеется существенное изменение процессуального положение лица, совмещающего данные функции. Тем не менее, в УПК РФ нет прямого упоминания о данной ситуации, а лишь имеется отсылка к положениям ст.67 / Отвод эксперта /. Практика же идет по пути признания возможности совмещать функции эксперта и специалиста.
И, наконец, последняя ситуация: " специалист - эксперт ", как уже указывалось, запрещена уголовно-процессуальным законом. Стремление законодателя понятно: обеспечить беспристрастность и объективность эксперта; в связи с тем, что он, ранее участвуя в следственном действии по данному делу в качестве специалиста, уже составил себе какое-то мнение.
Но думается, что законодатель перестраховывается, ведь специалист побывав, например, на осмотре места происшествия лучше представляет обстановку, знает те данные, которые по различным причинам не попали в протокол. А ведь для проведения экспертизы важны все детали и мелочи, которые сложно восстановить при изучении протокола осмотра места происшествия. И на практике, эксперт неоднократно вынужден обращаться к следователю или специалисту, выезжавшему на осмотр за разъяснениями деталей. Хотя логичнее было бы просто поручать проведение экспертизы лицу, которое присутствовало на осмотре места происшествия в качестве специалиста.32
Исключение из вышеописанного порядка составляют лишь медики участвующие сначала при осмотре в качестве специалиста, а при проведении судебно-медицинской экспертизы в качестве эксперта.
Практика показывает, что оптимальным вариантом работы с объектами, подлежащими судебно-медицинской экспертизе, является создание в следственных бригадах специальных групп. В состав таких групп включаются прокуроры-криминалисты, следователи, специалисты. Задачи последних — выполнение действий, предваряющих проведение экспертиз. В число таких действий входят: осмотр трупов, выемка и осмотр снятой с них одежды, освидетельствование потерпевших и подозреваемых, выемка и осмотр одежды подозреваемых, осмотр обнаруженных на местах происшествий вероятных орудий преступлений и других объектов, выполнение комплекса действий по идентификации неопознанных трупов, вынесение постановлений о назначении необходимых экспертиз, подготовка для их проведения соответствующих объектов и образцов для сравнительного исследования, а также их упаковка. Они же обеспечивают доставку объектов и образцов в судебно-экспертные учреждения.
Перечень
вопросов, адресуемых экспертам, в обязательном
порядке обсуждается со следователями,
непосредственно расследующими конкретные
преступные эпизоды. Им же передаются
полученные заключения экспертов, сообщается
другая информация, которая может иметь
значение для объективного расследования.
В свою очередь, участникам специализированных
групп сообщается полученная следователями
и имеющая отношение к исследованиям вещественных
доказательств информация, передаются
изьятые объекты, работа с которыми может
дать искомый результат.
Вопросы взаимодействия органов предварительного следствия, органов дознания и экспертно-криминалистических органов при проведении следственных действий.
Виды оперативно-следственных
групп и взаимодействие
в их составе.
Как известно, раскрытие и расследование умышленных убийств, большее количество которых совершается в условиях неочевидности, является одной из основных задач следственного аппарата органов прокуратуры.
В последние годы практика значительно обогатилась опытом работы следственно-оперативных групп. Образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации "разового" взаимодействия следователя и оперативных служб; создавать лучшие условия при взаимопонимании между членами группы. Это способствует более активному и умелому использованию научно-технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости - концентрации усилий группы на решающем участке.
В различных регионах по разному сложилась практика по данному вопросу. Так, в одних регионах следственно-оперативные группы приступают к расследованию сразу после получения информации об убийстве, совершенном в условиях неочевидности, с осмотра места происшествия. В других - такие группы начинают действовать лишь через несколько дней после убийства, если к этому времени работники местных правоохранительных органов не раскрыли преступление.33