Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа
Возбуждение уголовного дела имеет огромное значение для уголовного процесса, оно является его первоначальной стадией и предшествует дознанию и предварительному следствию. Возбуждение уголовного дела осуществляет определённый круг субъектов; оно завершается принятием процессуального решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела.
Введение.
Понятие и содержание стадии возбуждения уголовного дела.
Порядок возбуждения уголовного дела.
2.1Органы и должностные лица, имеющие право
возбуждать уголовные дела.
Поводы к возбуждению уголовного дела.
Заявление о преступлении.
Явка с повинной.
Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников.
Основание возбуждения уголовного дела.
Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
Заключение.
В случае поступления в компетентный орган устного заявления о явке с повинной, устанавливается личность явившегося и составляется протокол явки с повинной. Личность явившегося с повинной (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы) устанавливается и в случае его обращения с письменным заявлением.
Протокол же явки с повинной составляется и тогда, когда устное заявление о явке с повинной сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства.»10
Признается
необоснованным исключение явки с повинной
как смягчающего наказание
При принятии заявления о явке с повинной следует выяснить мотивы добровольного визита. Например, практически все явки с повинной, поступившие в ОВД МВД Карелии в 2006 г., были направлены лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Целью самооговоров всегда является желание «прокатиться на волю», иными словами, это способ развлечения во время отбывания наказания.
Протокол явки с повинной - это уголовно - процессуальный документ (форма закрепления повода и основания для начала уголовного процесса), в котором фиксируется устное заявление о явке с повинной (содержащаяся в заявлении информация).
При составлении должны быть соблюдены не только требования ст.142 УПК, но и реквизиты Приложения № 3 к УПК.
1) должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
2)
ссылка на статью (ст.142 УПК), в
соответствии с которой
3) время (день, час, минуты) и орган, которому поступило заявление о явке с повинной;
4) анкетные данные явившегося с повинной: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы;
5)
номер и серия паспорта или
иного документа,
6) подробное изложение события, о котором он сообщает: когда, где, что явившимся с повинной сделано и каковы, по его мнению, наступившие последствия.
«По
общему правилу лицо, явившееся с
повинной, не предупреждается о
Заявление о явке с повинной может быть и не на русском языке. Протокол явки с повинной оформляется на языке судопроизводства. Е явившийся в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то его ознакомление производится в присутствии законного представителя, представителя или понятых, которые подписывают протокол.
2.5. Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников. Еще одним видом поводов являются сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников.
Рапорт – основной документ, посредством которого материализуется рассматриваемый повод. Должностное лицо обязано составить рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143УК), который и явится поводом для возбуждения уголовного дела. Форма рапорта предусмотрена Приложением № 1 к ст. 476 УПК.
К иным источникам относят следующие: непосредственное обнаружение прокурором, следователем, дознавателем признаков преступления; статьи, заметки, письма, опубликованные в печати; заявления, сделанные по телевидению или распространенные через Интернет и т.п.
«В
качестве сигнала о преступлении,
не являющемся с точки зрения ст.140
и п.43 ст.5 УПК уголовно - процессуальным
поводом для возбуждения
Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону, также должны фиксироваться с указанием индивидуализирующих данных, что служит надежным способом хранения первичной информации о преступлении и об авторе.
Непосредственным
обнаружением признаков преступления
следует считать факты
Указанный повод позволяет инициировать начало уголовно-процессуальной деятельности на основе максимального количества поступивших информационных сигналов. В качестве сообщений о преступлениях могут быть использованы результаты деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также иных правоохранительных органов. К ним могут быть отнесены материалы, полученные в ходе осуществления деятельности органов, в задачи которых входит борьба с преступностью. В рамках рассматриваемого повода может быть реализована оперативно-розыскная информация. 14
Согласно
ст. 11 Закона об ОРД результаты ОРД
могут служить поводом и
Результаты оперативно - розыскной деятельности должны быть достаточны для вывода о наличии в деянии признаков преступления. Поэтому основание для возбуждения уголовного дела, как правило, образуется совокупностью оперативно - розыскных данных. При возбуждении уголовного дела подобная совокупность может состоять как из фактических данных, впоследствии приобретающих статус доказательств по делу, так и из тех (сообщения конфиденциальных источников), которые не легализируются и в уголовном деле не фигурируют. При оценке законности и обоснованности решения о возбуждении уголовного дела прокурор обязан учитывать всю совокупность имеющихся данных… Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.15
Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативным путем, законом жестко не установлены. Формально эта информация получит статус повода только в случае официальной констатации того, что установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие сведения могут содержаться в рапорте оперативного сотрудника либо в иных оперативно-служебных документах. Как правило, этот документ подытоживает собой серию оперативно-розыскных проверок и не требует дальнейшего исследования при помощи дополнительных проверочных действий.16
«УПК РФ значительно расширил нормы, регламентирующие порядок приема и проверки сообщений о преступлениях. Прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях стали носить более формализованный характер. Эти действия подверглись детальной регламентации. Однако применение норм в гл. 19 УПК существенно затруднено возможностью их неоднозначного толкования и, следовательно, применения. Противоречия заложены уже в самом понятии «сообщение о преступлении». Авторы УПК поставили знак равенства между понятием «сообщение о преступлении», содержащимся в п.43 ст.5, и поводами к возбуждению уголовного дела, указанными в ч.1 ст.140. И в том и в другом случае - это заявление о преступлении, явка с повинной или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, оформленное рапортом в соответствии со ст.143. Таким образом, следуя положениям УПК, проверка в порядке ст.144 может быть начата лишь при наличии одного из перечисленных формальных поводов. Соответственно одно из процессуальных решений, предусмотренных ч.1 ст.145, может быть принято также лишь после проверки, проведенной по заявлению, явке с повинной или рапорту.
Если с оформлением и разрешением заявлений и явок с повинной все более-менее ясно, то порядок регистрации и проверки сообщений о преступлениях, полученных из других источников и фиксируемых рапортом, вызывает многочисленные вопросы... К составлению рапорта необходимо подходить исключительно ответственно. Новизна этой процедуры пока мешает в полной мере оценить все процессуальные последствия, возникающие с момента составления и регистрации рапорта. Во-первых, появляется повод к возбуждению уголовного дела, предусмотренный п.3 ч.1 ст.140 УПК. Но, как известно, для возбуждения уголовного дела необходимы повод и основания. Однако в рапорте будут содержаться также сведения, указывающие и на основания для возбуждения уголовного дела. Так, в соответствии с ч.2 ст.140 УПК таким основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Но составляемый документ так и именуется – «рапорт об обнаружении признаков преступления». Таким образом, в рапорте должны найти отражение хотя бы данные о событии преступления, т.е. сведения об объекте и объективной стороне состава преступления. По смыслу УПК в любом отказном материале, как и в уголовном деле, должен находиться один из следующих документов: заявление, явка с повинной или рапорт, т.к. перечисленные документы являются сообщениями о преступлении, по которому проводится проверка, закончившаяся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Другие документы, инициирующие проведение проверочных действий, Кодексом не предусмотрены.
При отсутствии очевидных признаков преступления, которые можно обнаружить в ходе осмотра места происшествия, правоохранительные органы фактически лишены возможности провести дополнительные проверочные действия для установления признаков преступления, фиксации их в рапорте и принятия процессуального решения в порядке ст. 145 УПК. Следовательно, действующий УПК должен был превратить бурный поток отказов в возбуждении дела в тоненький ручеек. Но на практике этого не произошло… Другой яркий пример - проведение проверок по факту безвестного исчезновения граждан. Пунктом 5 Указания Генпрокуратуры РФ и МВД РФ «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» предусмотрено принятие решений об отказе в возбуждении уголовного дела после проведения полной и всесторонней проверки обстоятельств исчезновения и изучения личности разыскиваемого. Проверки в порядке ст. 144 УПК по заявлениям о безвестном исчезновении гражданина и принятие по их результатам процессуального решения - обычная практика. Однако законность проведения этих проверок, с точки зрения действующего УПК, выглядит сомнительной. Заявление о безвестном исчезновении гражданина - еще не сообщение о преступлении. Это лишь информация о непривычно длительном для родных и близких отсутствии гражданина по месту постоянного проживания.
Итак, завершая сказанное, можно, посочувствовав правоприменителю, сделать вывод, что УПК в части определения понятия «сообщение о преступлении» нуждается в серьезной корректировке. Поводов, влекущих проведение процессуальной проверки с принятием одного из решений, предусмотренных ст. 145 УПК, безусловно должно стать количественно и качественно больше, чем поводов к возбуждению уголовного дела, предусмотренных ч.1 ст.140 УПК. Необходимо закрепление в Кодексе норм, регламентирующих процесс преобразования поступившей в правоохранительные органы информации, не содержащей достаточных признаков уголовно наказуемого деяния, в сообщение о преступлении.17
Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо наличие оснований, т.е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч.2 ст.140 УПК).
Классическое понятие включает в себя: а) наличие признаков преступления в событии, ставшем известным должностному лицу, правомочному разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела; б) наличие достаточных данных, на основе которых устанавливаются признаки преступления. 18
Информация о работе Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса