Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Возбуждение уголовного дела имеет огромное значение для уголовного процесса, оно является его первоначальной стадией и предшествует дознанию и предварительному следствию. Возбуждение уголовного дела осуществляет определённый круг субъектов; оно завершается принятием процессуального решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела.

Содержание

Введение.
Понятие и содержание стадии возбуждения уголовного дела.
Порядок возбуждения уголовного дела.
2.1Органы и должностные лица, имеющие право
возбуждать уголовные дела.
Поводы к возбуждению уголовного дела.
Заявление о преступлении.
Явка с повинной.
Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников.
Основание возбуждения уголовного дела.
Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

            Следователь возбуждает  уголовные  дела в пределах своей компетенции,  исходя из правил о подследственности (ст. 151 УПК). Если данные о преступлении получены непосредственно следователем, то он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает его к своему производству для расследования.

            В данном случае можно сказать,  что в одном постановлении содержатся два постановления, которые относятся к различным стадиям уголовного процесса:

       1) постановление о возбуждении уголовного дела, относящееся к стадии возбуждения уголовного дела,

       2) постановление о принятии дела  к своему производству, составляющее начальный момент предварительного следствия (ст. 156 УПК). О возбуждении уголовного дела следователь обязан сообщить прокурору.

            Орган дознания в пределах  компетенции, определяемой ст. 40 УПК возбуждает  уголовные дела.

           Различается деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно и по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в последнем случае материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно орган дознания  выполняет неотложные следственные действия, а затем передает дело   по подследственности следователю.

       Существуют  некоторые особенности возбуждения  уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. В этом случае прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. Поскольку указанными лицами, в силу особых условий, расследование начинается без согласия прокурора на возбуждение уголовного дела и могут быть произведены любые неотложные следственные действия без ограничения их перечня (ч.3 ст. 40 УПК), прокурор, получив постановление о возбуждении уголовного дела и материалы расследования, в случае признания факта незаконного и необоснованного возбуждения уголовного дела, своим постановлением отменяет постановление о возбуждении уголовного дела и прекращает производство по делу

           Перечень органов и  должностных  лиц уполномоченных возбуждать  уголовные дела является исчерпывающим. 

2.2  Поводы к возбуждению  уголовного дела. 

       Началом стадии возбуждения уголовного дела является получение заявления и  сообщения о преступлении, а также обнаружения органами  уголовного судопроизводства следов преступления. Заявления и сообщения названы «поводами для возбуждения уголовного дела» (ст.140 УПК), но точнее следует их назвать «поводами к началу производства в стадии возбуждения уголовного дела». Таковыми являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

       В учебной литературе зачастую понятие  повода подменяется признаками, присущими основанию процессуального решения. Повод – не само заявление или сообщение, а факт получения (поступления, принятия, обнаружения) его компетентным органом. В свою очередь, заявления, сообщения и пр. по своему процессуальному статусу являются документами - письменными доказательствами (ст. 84 УПК). В этом качестве они могут быть основанием одного из принимаемых решений. Например, основанием решения о начале производства в стадии возбуждения уголовного дела являются полученные из предусмотренных законом источников фактические данные о совершенном или готовящемся преступлении (ч.1 ст.144 УК)… Поэтому необходимо различать, с одной стороны, понятия «повод» и «основания», а с другой стороны, понятия « основания к началу производства в стадии возбуждения уголовного дела», «основания для возбуждения уголовного дела», «основания к отказу в возбуждении уголовного дела» и основания к другим видам решений в рассматриваемой стадии. Поводы же к перечисленным решениям одинаковы».3

       По  делам публичного обвинения поводами могут послужить все перечисленные выше, в то время как по делам частного и частно-публичного обвинения – только заявление самого потерпевшего или его законного представителя.4

       Рассмотрим  перечисленные выше и указанные  в УПК поводы для возбуждения уголовного дела:5

       2.3Заявление  о преступлении. Заявление о преступлении (ст. 141 УПК) является наиболее распространенным на практике поводом для возбуждения уголовного дела. «Будучи поводом к возбуждению уголовного дела, в самом общем виде заявление о преступлении может быть охарактеризовано как адресованное органам, правомочным возбуждать уголовные дела, устное или письменное сообщение о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении.

       Заявления и сообщения могут быть поданы (направлены) гражданами, руководителями организаций и должностными лицами. 6 

       Заявления о преступлении могут быть как  индивидуальными, так и коллективными (от имени 2-х и более лиц). В  соответствии со ст. 141 УПК заявления  могут быть сделаны и в письменной, и в устной форме.

       Заявлением о преступлении, о котором идет речь в комментируемой статье, может быть лишь сообщение, поступившее в орган, уполномоченный возбуждать уголовное дело. Поэтому нельзя признать поводом для возбуждения уголовного дела публичного или частно - публичного обвинения заявление о преступлении, адресованное суду (судье), в иное не компетентное возбуждать уголовное дело учреждение.

       В случае поступления сообщения о  преступлении при производстве следственного  действия или в ходе судебного  заседания оно заносится в  соответствующий протокол. Такое заявление о преступлении должно быть занесено в протокол судебного заседания. Поводом к началу нового (по новому «преступлению») уголовного процесса оно станет лишь в случае присутствия в судебном заседании должностного лица, уполномоченного возбудить уголовное дело, а именно прокурора, дознавателя или следователя. В новом уголовном деле данный повод для возбуждения уголовного дела будет содержаться в виде письменного документа - копии протокола судебного заседания или выписки из него.

       Анонимные заявления и сообщения в соответствии с законом не являются поводами для  возбуждения уголовного дела. Анонимным  заявлением следует признавать не только неподписанное или не подписанное  автором заявление о преступлении, но и заявление, подписанное неразборчиво, то есть когда из подписи нельзя установить лицо, его направившее. Анонимным признается также заявление, когда точно известно, что оно подписано вымышленным именем. К анонимным также относят заявление, «поданное от имени другого лица либо других лиц без их ведома».

       Вместе  с тем орган дознания не должен игнорировать анонимную информацию, указывающий на криминальный характер события. Анонимные письма, содержащие данные о преступлении, не уничтожаются, а передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступления.

       «Если в анонимном заявлении о преступлении указываются конкретные факты, свидетельствующие  о подготовке или совершении преступления, то вне уголовного процесса осуществляется необходимая их проверка. При подтверждении фактов, изложенных в анонимном заявлении о преступлении, уголовное дело может быть возбуждено. Поводом в этом случае будет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а не заявление о преступлении. Само же анонимное заявление или письмо в уголовно - процессуальном смысле должно рассматриваться только лишь как сигнал о преступлении, не имеющий процессуального значения и послуживший поводом для административно - властной, а не уголовно - процессуальной деятельности».7

       Итак, обязательное наличие в сообщении  или заявлении индивидуализирующих  данных заявителя позволяет органу, получившему заявление или сообщение, установить прямой контакт с автором. Существенным признаком является обязательное предупреждение заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК.

       Заявления и сообщения от юридических лиц  должны содержать реквизиты, соответствующие  его уставным и учредительным  документам, а также сведения о  фактическом местонахождении и средствах связи. Сообщение юридического лица подписывается его руководителем или заместителем руководителя  (лицом, обладающим властно-распорядительными функциями и уполномоченное выступать и действовать от имени организации во всех правоотношениях). Данные сообщения направляются в виде писем или сопроводительных писем к соответствующим материалам и могут содержать информацию, например, о злоупотреблении служебным положением, присвоении имущества и пр. Должностные лица могут сообщать сведения о признаках преступления, выявленных ими в связи с выполнением служебных обязанностей (аудитор, ревизор и пр.).

       Сообщения о преступлениях могут поступать  от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих единоличными контрольными или представительными полномочиями (Уполномоченный по правам человека, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, главный бухгалтер и пр.).

       2.4 Явка с повинной. Явка с повинной 8 (ст. 142 УПК) – добровольное сообщение лица о совершенном или готовящемся преступлении органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или суду. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося, что практически может заключаться в ознакомлении с документами, удостоверяющими его личность, и выяснении возникающих в связи с этим вопросов. Если при нем не оказалось документов, удостоверяющих его личность, следует принять меры по установлению личности. До принятия решения о возбуждении уголовного дела данные о личности должны быть проверены. УПК предусматривает для явки с повинной как устную, так и письменную форму. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч.3 ст.141 УПК. Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и должностным лицом, составившим протокол (форма протокола о явке с повинной приведена в Приложении 3 ст. 476 УПК).

       Явка  с повинной является обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ст. 61 УК), или даже, при определенных условиях (лицо впервые совершило преступление небольшой тяжести, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления), освобождающим от уголовной ответственности (ст. 75 УК). В то же время явка с повинной может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной, поэтому она подлежит в любом случае тщательной проверке и критической оценке как обстоятельство, влияющее на смягчение ответственности лица.

       Явка  с повинной, как повод к возбуждению  уголовного дела, может иметь место  лишь в тех случаях, когда правоохранительный орган впервые информируется о признаках преступления именно явившимся (т.е.  когда преступление вообще не было зарегистрировано либо в случае, если преступление было зарегистрировано, но лицо, его совершившее не было установлено следственным путем и уголовное дело приостановлено в соответствии с п.1 ч.1 ст.208 УПК). Судом не признается явкой заявление о признании своей вины, сделанное в ходе предварительного следствия, а также заявление, сделанное после задержания лица, если обстоятельства совершения преступления стали известны следствию. 

       Главной особенностью явки с повинной является свободное и осознанное волеизъявление гражданина передать себя в руки правосудия.  При отсутствии отягчающих обстоятельств  уголовное наказание явившемуся не будет превышать ¾ максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного УК. Явка с повинной - обстоятельство, смягчающее наказание либо освобождающее от ответственности или наказания.9

       «С  повинной может явиться лишь физическое лицо. Даже если явившийся с повинной является должностным лицом и заявляет о совершении им должностного преступления, в уголовном процессе он выступает как физическое лицо, а не как должностное лицо и не как представитель юридического лица. Явка с повинной не может исходить от законного представителя или представителя (близкого родственника) лица, совершившего преступление. Сообщение указанных лиц должно расцениваться как предусмотренное п.1 ч.1 ст.140, ст.141 УПК заявление о преступлении. Заявление о явке с повинной не может быть сделано по телефону или путем использования иных средств связи. Чтобы явка с повинной имела место, лицо должно непосредственно (воочию) обратиться к дознавателю, следователю, руководителю или члену следственной группы, начальнику следственного отдела или прокурору с письменным или устным заявлением о явке с повинной. Не может быть явки с повинной к мировому судье, а тем более в суд, даже по делам частного обвинения. В отличие от явки с повинной заявление о явке с повинной - это единовременное действие - добровольное личное обращение к дознавателю, следователю, руководителю или члену следственной группы, начальнику следственного отдела или прокурору физического лица с письменным или устным заявлением о совершенном, совершаемом или готовящемся им преступлении, из которого указанный орган впервые узнает об этом преступлении. Заявление может быть и о покушении на совершение преступления, основные результаты которого еще не наступили. Именно заявление о явке с повинной, все равно письменное оно было или устное, а не явка с повинной как деятельность, должно признаваться поводом для возбуждения уголовного дела.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса