Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:57, курсовая работа
Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего порядок предварительного расследования по делам несовершеннолетних.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних………….4
2.Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности…...8
3.Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним……………………...14
4.Особенности применения наказания несовершеннолетним……………….20
Заключение……………………………………………………………....28
Список использованной литературы
При определении характера и степени общественной опасности преступления, совершённого подростком, большое значение имеют мотив и цель преступления. Довольно часто даже по преступлениям, обязательным признаком которых являются низменные побуждения, доминирующими мотивами поведения подростка являются не низменные, а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения иногда мотивируются у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в группе, желанием заполнить свободное время. Хулиганские действия, изнасилование подчас связаны со стремлением не отстать от товарищей, выглядеть взрослым, смелы, самостоятельным и т.д.
Значительно понизить степень общественной опасности совершённого подростком преступления может второстепенная роль виновного в преступлении. Велико значение личностных данных в индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетнего. Основными элементами, характеризующими личность подростка, совершившего преступление, являются возраст, образование, семейное положение, психические особенности, потребности и интересы, отношение к нормам права и морали, отношение к родителям, к учёбе или своим обязанностям по работе, связь с антиобщественными элементами и пр.
Указание на необходимость учёта личности виновного , предусмотренное общими началами назначения наказания, применительно к подросткам конкретизируется тем, что несовершеннолетние являются обстоятельством, смягчающим ответственность. Юридическая природа несовершеннолетия в качестве смягчающего ответственность обстоятельства заключается как в том, что подросток нередко не представляет себе ни общественной значимости своих действий и возможных результатов, ни тех последствий , которые могут наступить лично для него вследствие совершения преступления, так и в том, что в силу возрастных особенностей, с одной стороны, несовершеннолетние более чувствительны в сравнении со взрослыми к связанным с наказанием лишениям, ограничениям, а с другой стороны, подростки значительно легче поддаются исправительному воздействию, и потому применять к ним суровые меры наказания в большинстве случаев нецелесообразно.
Как уже отмечалось, при назначении наказания несовершеннолетнему необходимо учитывать степень его развития, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияние взрослых. Уголовно-процессуальное законодательство также предписывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:
Возраст 14-17 лет- достаточно длительный период, 14-летний подросток по своему развитию существенно отличается от 17-летнего. Поэтому в ходе предварительного расследования и в суде должны быть приняты меры для установления точного возраста несовершеннолетнего. Это необходимо как для того, чтобы решить вопрос, отвечает ли несовершеннолетний требованиям субъекта преступления, так и для того, чтобы при индивидуализации ответственности и наказания был учтён не только сам факт несовершеннолетия виновного, но и то, в каком именно возрасте им совершено преступление.
Большое значение имеет установление
способности подростка в полной
мере осознавать значения своих действий
и руководить ими. Пленум Верховного
Суда СССР своим постановлением №16
от 3 декабря 1976 г. обязал суды при наличии
данных, свидетельствующих об умственной
отсталости несовершеннолетнего
Комплексная судебная психолого-психиатрическая
экспертиза несовершеннолетнего
Поскольку экспертное заключение относительно
способности
“Очевидно, что при положительном ответе эксперт-психиатр должен дать оценку и квалификацию выявленного психического расстройства. Однако выявление наличия и формы психического расстройства ещё не предопределяет экспертного решения о вменяемости или невменяемости, оно лишь служит необходимой предпосылкой для решения основного вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации”1 .
При отрицательном ответе на данный
вопрос, т.е. при отсутствии признаков
психического расстройства у несовершеннолетнего,
необходимо экспертное исследование таких
особенностей его психики, которые
входят в компетенцию: “Имеется ли
у несовершеннолетнего
Формулировка данного вопроса определяется ч. 3 ст. 20 УК РФ. Перед психологом стоит задача выявления признаков задержки психического развития у подростков, не обнаруживающих признаков какого-либо психического расстройства.
Отрицательный ответ на данный вопрос,
т.е. констатация экспертом-
При положительном ответе, т.е. при наличии у несовершеннолетнего психического недоразвития, не связанного с психическим расстройством, необходимо выяснить, мог ли он в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную волевую регуляцию. Это же обстоятельство, как указывалось выше, необходимо устанавливать при экспертном психолого-психиатрическом исследовании и при выявлении психического расстройства у обвиняемого. Поэтому основной вопрос судебно-следственных органов должен формулироваться следующим образом: “Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, и если мог, то в полной ли мере?”
При ответе на данный вопрос могут иметь место три варианта ответа: не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, но не в полной мере; мог полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Однако в зависимости от характера ответов на предыдущие два вопроса, юридическое значение вариантов экспертного решения (ответа) на последний вопрос может быть различным.
Так при выявлении у
Если же у несовершеннолетнего
обвиняемого обнаруживается психическое
расстройство, ограничивающее его способность
в полной мере осознавать фактический
характер и общественную опасность
своих действий либо руководить ими
при совершении преступления, то он
подлежит уголовной ответственности,
однако психическое расстройство учитывается
судом при назначении наказания
и также может служить
В то же время ограничение способности
осознавать фактический характер и
общественную опасность своих действий
либо руководить ими, обусловленное
отставанием
В случаях
же, когда подэкспертный
Для несовершеннолетних сокращены наполовину как сроки давности привлечения к уголовной ответственности, так и сроки давности обвинительного приговора; по истечении этих сроков осуждённый по неисполненному приговору освобождается от наказания.
Выше уже указывалось, что сроки давности, установленные в ст. 78 и 83 УК, зависят от тяжести преступления и одинаковы по продолжительности для каждой категории преступлений. С учётом этого сроки давности для несовершеннолетних в каждом из названных случаев составляют: при совершении преступления небольшой тяжести - один год; при совершении преступления средней тяжести - три года; при совершении особо тяжкого преступления - семь лет и шесть месяцев (ст. 93 УК).
Другой принцип установлен в
УК РФ для сроков погашения судимости
в отношении
Заключение
Из всех нарушений законности, допускаемых
несовершеннолетними, наиболее опасными
являются уголовные преступления. Правильная,
чётко организованная борьба с преступностью
несовершеннолетних является одной
из наиболее актуальных задач. Говоря
о структуре и динамике преступности
среди несовершеннолетних, необходимо
отметить, что за последние пять
лет в значительной мере увеличилось
число правонарушений, совершённых
несовершеннолетними: если несколько
лет назад коэффициент
При этом совершается большое количество тяжких преступлений: умышленные убийства, бандитские налёты, разбойные нападения и грабежи. Около 80% всех преступлений совершено несовершеннолетними группами.
По сводным статистическим данным Генеральной Прокуратуры России рост преступности среди несовершеннолетних продолжается и в настоящее время.
К тому же следует учесть проявление новых, неизвестных ранее черт криминогенного характера, характеризующих преступность среди несовершеннолетних:
- более широкое применение
- неоправданная жестокость, даже
садизм при совершении
- рост числа заранее
- стремление создать для себя
материальные выгоды путём
Во всём
этом содержится потенциальная возможность
совершения этими лицами в будущем
ещё более опасных
В то же время следователи органов
внутренних дел, расследующие преступления
несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие
надзор за законностью производства
расследования, должны учитывать особенности
правовой регламентации уголовной
ответственности
- установление возрастного
- определение более узких
Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних