Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:11, контрольная работа
Законотворческий процесс в России в конце 80-х гг. XX столетия неизменно следовал идее реформирования судоустройства и судопроизводства. Этой же цели подчинена и Концепция судебной реформы, которая была принята 24.10.1991 Верховным Советом РСФСР, направленная на качественное преобразование судебной деятельности, определение механизма защиты прав и свобод человека, обеспечение развития демократических начал в уголовном судопроизводстве, отвечающих международным стандартам. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., государство должно создавать такой механизм защиты прав и свобод человека, чтобы обеспечить подлинное развитие правосознания, укрепить правовую защищенность граждан и юридических лиц. Дальнейшее свое развитие и нормативное закрепление эти положения получили в новой Конституции России, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 года.
1. Введение ……………………………………………………………………3-4
2. Понятия и назначения уголовного судопроизводства …………………..5-7
3. Понятие участника уголовного судопроизводства, состав суда ………..8-9
4. Полномочия суда …………………………………………………………10-13
5 Заключение ………………………………………………………………...14-15
6. Список использованных источников и литературы ……………………16-17
1. Введение ……………………………………………………………………3-4
2. Понятия и назначения уголовного судопроизводства …………………..5-7
3. Понятие участника уголовного судопроизводства, состав суда ………..8-9
4. Полномочия суда …………………………………………………………10-13
5 Заключение
………………………………………………………………...14-
6. Список
использованных источников и литературы
……………………16-17
1. Введение
Законотворческий
процесс в России в конце 80-х
гг. XX столетия неизменно следовал идее
реформирования судоустройства и судопроизводства.
Этой же цели подчинена и Концепция судебной
реформы, которая была принята 24.10.1991 Верховным
Советом РСФСР, направленная на качественное
преобразование судебной деятельности,
определение механизма защиты прав и свобод
человека, обеспечение развития демократических
начал в уголовном судопроизводстве, отвечающих
международным стандартам. В соответствии
с Международным пактом о гражданских
и политических правах 1966 г., государство
должно создавать такой механизм защиты
прав и свобод человека, чтобы обеспечить
подлинное развитие правосознания, укрепить
правовую защищенность граждан и юридических
лиц. Дальнейшее свое развитие и нормативное
закрепление эти положения получили в
новой Конституции России, принятой всенародным
голосованием 12.12.1993 года. В соответствии
с Конституцией РФ государственная власть
осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную власти; органы законодательной,
исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Судебная власть в системе иных ветвей
власти самостоятельна и полновесна в
силу своего высокого статуса, компетентности,
авторитетности - именно она должна гарантировать
обеспечение конституционных прав и свобод
личности, в том числе и в сфере уголовного
судопроизводства. В Постановлении Пленума
Верховного Суда № 8 от 31 октября 1995 года
отмечалось, что, учитывая положение ч.
1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому
право на судебную защиту его прав и свобод,
суды обязаны обеспечить надлежащую защиту
прав и свобод человека и гражданина путем
своевременного и правильного рассмотрения
дел. Провозглашение России правовым государством
предполагает создание эффективного механизма
защиты прав и свобод человека и гражданина
во всех сферах общественной жизни. Предварительное
расследование сопряжено с возможностями
достаточно широкого ограничения прав
граждан органами государства, в силу
чего нуждается в особых гарантиях, предотвращающих
произвольное их ущемление. Одним из гарантов
здесь в настоящее время является судебная
власть, обеспечивающая защиту прав участников
процесса в различных формах. Эта функция
судов является относительно новой для
российской правоприменительной практики,
в связи, с чем возникает множество проблем,
от своевременного и правильного разрешения
которых зависит эффективность защиты
прав личности в уголовном процессе.
2.
Понятия и назначения
Преступление, как наиболее опасный вид правонарушений причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству серьезный вред. Это обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры для охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждения преступления ст. 18, 46 Конституции РФ, ст.2. УК РФ, ч.2. ст.2. УПК РФ, ст.1. закона «О прокуратуре РФ». И реализация этих задач в уголовном процессе достигается путем возбуждения уголовного дела, быстрого и полного раскрытия преступления, уголовного преследования лиц, совершивших преступление, обвинения их перед судом, судебного рассмотрения и разрешения дела с тем, чтобы совершивший преступление был осужден и подвергнут справедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом освобожден от ответственности, или наказания. Уголовный процесс должен ограждать невиновного от привлечения к уголовной ответственности и осуждения, а в случае, когда такое имело место, обеспечивать его своевременную и полную реабилитацию. Задачи быстрого раскрытия преступлений и изобличения виновных состоят в том, чтобы в предусмотренные законом сроки были установлены обстоятельства происшедшего преступления, выявило лицо, его совершившее, собраны и проверены доказательства виновности обвиняемого и тем самым назначение виновному наказании приближено к моменту совершения преступления. Обеспечение правильного применения закона заключается в строжайшем соблюдении норм закона в ходе производства по делу. И лишь при этом условии открывается возможность подвергнуть виновного справедливому наказанию, соответствующему характеру и степени общественной опасности преступления, личности виновного, и оградить невиновного от неосновательного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, так как изобличить и наказать только виновного - значит не допустить привлечения к ответственности и осуждения невиновного ч.1ст.2 УПК, ч.3 ст.60 УК. Основанная на законе и направляемая законом деятельность суда, прокурора, следователя, органов дознания образует основное содержание уголовного процесса. Деятельность этих органов государства имеет определяющее и организующее значение при рассмотрении и судебном рассмотрении уголовных дел. Государственные органы и должностные лица несут ответственность за законное производство по уголовному делу, законность принимаемых решений. Также уголовно-процессуальная деятельность слагается из системы процессуальных действий, в которых кроме органов государства (должностных лиц) участвуют лица, в том или ином процессуальном положении вовлекаемые в производство по делу. Для этого участия закон наделяет их процессуальными правами или обязывает к совершению конкретных действий. Уголовно-процессуальная деятельность - это система процессуальных действий, совершаемых как органами государства, так и всеми участвующими в производстве по делу лицами.
Производство процессуальных действий связано с осуществлением государственными органами (должностными лицами) и участниками процессуальных действий своих прав и обязанностей, а следовательно, они вступают между собой в определенные правоотношения, в данном случае в отношения, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Уголовный процесс есть уголовно-процессуальная деятельность, регулируемая правом, и таким образом, реализуемая в уголовно-процессуальных правовых отношениях. Правоотношения всегда носят двусторонний или многосторонний характер, и в них реализация прав одного субъекта требует реализации обязанностей другого. Следовательно, уголовный процесс не может рассматриваться как деятельность должностных лиц с односторонними властными полномочиями, то есть, уголовный процесс не должен превращать участвующих в деле лиц их полноправных субъектов уголовного процесса в объекты властных полномочий органов государства, и снимать с последних ответственность за их действия перед человеком, гражданином. Также для уголовного процесса характерно то, что вся система процессуальных действий и каждое отдельное действие производятся в предусмотренном Законом процессуальном порядке. Таким образом, уголовный процесс - это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению судом уголовных дел, имеющая своей задачей обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя РФ от преступных посягательств. Эта Понятие уголовного процесса тождественно понятию уголовного судопроизводства. Уголовное судопроизводство регламентировано законом и включает в себя возбуждение, предварительное расследование, судебное рассмотрение и разрешение уголовных дел, а также судебную деятельность по исполнению приговоров. Её обеспечивают главным образом специально управомоченные органы государства и должностные лица: суд, прокурор, следователь и органы дознания. Именно они придают ей целенаправленный характер, иначе говоря, осуществляют производство по уголовному делу, ведут его, то есть принимают решения о направлении движения и о судьбе дела.
Согласно ст.6 УПК, Уголовное судопроизводство имеет своим назначением:
1. Защиту
прав и законных интересов
лиц и организаций,
2. Защиту
личности от незаконного и
необоснованного обвинения,
3. Понятие участника уголовного судопроизводства, состав суда.
В круг участников уголовного судопроизводства Уголовно-процессуальный кодекс РФ включает все государственные органы и всех лиц, в той или иной форме принимающих участие в уголовном процессе п. 58 ст. 5 УПК РФ. Участники уголовного судопроизводства призваны выполнять различные уголовно-процессуальные функции, реализовать определенные законом процессуальные полномочия, исполнять возложенные на них обязанности и осуществлять предоставленные им права. Участники уголовного судопроизводства, или, иначе говоря, его субъекты, преследуют различные цели и наделяются неодинаковыми правами в ходе уголовно-процессуальной деятельности. В соответствии с этим различаются основания и периоды их вовлечения в сферу уголовно-процессуальных отношений. К таким основаниям относятся выполнение профессиональных должностных обязанностей, влияющих на возникновение и продвижение уголовного дела (судьей, дознавателем, следователем, начальником следственного отдела, прокурором); реализация предоставленных законом процессуальных прав (потерпевшим, гражданским истцом, частным обвинителем, законным представителем несовершеннолетнего); привлечение к участию в процессе вследствие волеизъявления должностных лиц, ведущих процесс (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, гражданский ответчик, свидетели, эксперты, переводчики), вовлечение по уполномочию других субъектов процессуальной деятельности (защитники, представители). Иные участвующие в судопроизводстве лица могут привлекаться для выполнения отдельных процессуальных действий или производств в целях содействия их проведению или осуществлению.
Согласно
Уголовно-процессуальному
4 Полномочия суда.
Уголовно-процессуальный
закон определяет место суда в
осуществлении задач уголовного
судопроизводства и реализации его предназначения.
Занимая центральное место в системе органов
уголовного судопроизводства, суд призван
реализовывать указанное в Конституции
РФ уголовное судопроизводство для защиты
прав и свобод граждан в ходе отправления
правосудия. Поэтому от содержания установленного
процессуальным законом статуса суда,
его обязанностей, пределов полномочий
и предоставленных ему правовых средств,
в значительной мере зависит эффективность
решения поставленных перед уголовным
судопроизводством задач. В новом уголовно-процессуальном
законодательстве существенно изменяются
назначение, роль и содержание компетенции
суда. Основополагающим фактором констатирования
уголовно-процессуального положения суда
является осуществление правосудия по
уголовным делам на основе принципов равноправия
сторон и состязательности, исключения
уголовного преследования из компетенции
суда. Концептуальная новизна положения
суда в системе современного российского
уголовного судопроизводства выражается
в ограничении активности суда в инициировании
обвинительных функций в расследовании
дела, в отделении доказывания от функции
правосудия и возложении обязанности
собирания, представления доказательств
и их интерпретации на стороны. Вместе
с тем значительно усиливается и возрастает
объем полномочий суда по судебному контролю
за соблюдением процессуальных прав участников
уголовного судопроизводства; в подготовке
судебного заседания при изучении поступившего
в суд уголовного дела и в ходе проведения
предварительного слушания. При этом значительная
часть распорядительных полномочий по
применению государственного принуждения
на досудебных этапах уголовного судопроизводства
передается в ведение суда (введение судебного
порядка применения меры пресечения в
виде заключения под стражу, судебная
процедура ограничения иных конституционных
прав граждан). Исключая принцип объективности
и полноты исследования обстоятельств
дела из числа основ судебной деятельности,
законодатель одновременно принимает
меры к усилению гарантий беспристрастного
разрешения судом уголовного дела по существу.
Возрастает значение суда как организатора
судебного разбирательства в целях создания
условий для надлежащего исполнения сторонами
их обязанностей в уголовном судопроизводстве
и осуществления предоставленных им прав.
Суд освобожден от выполнения ряда несвойственных
ему функций, возлагавшихся на него ранее
действовавшим законодательством: в частности,
права возбуждать уголовные дела по своей
инициативе; восполнять в судебном заседании
пробелы предварительного расследования
путем самостоятельного поиска обвинительных
и оправдательных доказательств; направлять
в этих целях дело на дополнительное расследование
по своей инициативе; оглашать обвинительное
заключение; продолжать рассмотрение
уголовного дела при отказе прокурора
от обвинения и др. В отличие от ранее действовавшего
законодательства, УПК РФ формулирует
в отдельной норме основные полномочия
и обязанности суда ст. 29, гл. 5 УПК РФ, которые
конкретизируются в последующих главах
Уголовно-процессуального кодекса, регулирующих
порядок производства во всех судебных
стадиях. Новым законодательством существенно
расширяются полномочия суда по контролю
за решениями и действиями органов уголовного
преследования на досудебных стадиях
уголовного судопроизводства. Закон утверждает
исключительные полномочия суда на ограничение
прав и свобод личности: только суд правомочен
признать лицо виновным в совершении преступления
и назначить ему наказание; применить
к лицу при наличии установленных УК РФ
и УПК РФ оснований такие формы уголовно-правового
воздействия, как принудительные меры
медицинского характера и принудительные
меры воспитательного воздействия, предусмотренные
гл. 14, 15 УК РФ и гл. 50, 51 УПК РФ. С полным
введением в действие нового Уголовно-процессуального
кодекса только суд вправе принимать решения
об ограничении свободы обвиняемого в
досудебном производстве: об избрании
меры пресечения в виде заключения под
стражу, домашнего ареста; о продлении
срока содержания обвиняемого под стражей;
о помещении подозреваемого, обвиняемого,
не находящегося под стражей, в медицинский
или психиатрический стационар для производства
соответственно судебно-медицинской или
судебно-психиатрической экспертизы.
Ограничение иных конституционных прав
гражданина допускается только по решению
суда: о производстве осмотра жилища при
отсутствии согласия проживающих в нем
лиц; о производстве обыска и выемки в
жилище; о производстве личного обыска;
о производстве выемки предметов и документов,
содержащих информацию о вкладах и счетах
в банках и иных кредитных организациях;
о наложении ареста на корреспонденцию,
разрешении на ее осмотр и выемку ее в
учреждениях связи; о наложении ареста
на имущество, включая денежные средства
физических и юридических лиц, находящиеся
на счетах и во вкладах или на хранении
в банках и иных кредитных организациях;
о временном отстранении подозреваемого
или обвиняемого от должности, о контроле
и записи телефонных и иных переговоров
и др. Расширяются полномочия суда по контролю
за соблюдением прав граждан в досудебных
стадиях процесса, возрастает объем возможностей
граждан на обращение в суд в случае конфликтных
ситуаций в отношениях с органами уголовного
преследования. В частности, суд правомочен
в ходе досудебного производства рассматривать
жалобы на действия (бездействие) прокурора,
следователя, органа дознания и дознавателя
в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ.
Решения в порядке судебного контроля
ч. 2 и ч. 3 ст. 29 УПК РФ, принимают в ходе
досудебного производства судьи районного
и военного суда соответствующего уровня.
УПК РФ предоставляет суду право реагировать
на нарушения законности, обнаруженные
в ходе судебного разбирательства, путем
вынесения частного определения. Предметом
частного определения могут быть: обстоятельства,
способствовавшие совершению преступления,
нарушению прав и свобод граждан, иным
нарушениям закона, допущенным при производстве
дознания, предварительного следствия
или при рассмотрении уголовного дела
нижестоящим судом. В частном определении
или постановлении суд (судья) вправе обратить
внимание соответствующих должностных
лиц или организаций на подобные обстоятельства
и факты нарушения закона, требующие принятия
необходимых мер. Суд вправе вынести частное
определение или постановление и в других
случаях, если признает это необходимым.
Таким образом, объем полномочий суда
в сфере контроля за ограничением прав
граждан приводится в соответствие с требованиями
международных актов и положениями Конституции
РФ, устанавливающими возможность ограничения
прав граждан лишь на основе судебных
решений.
Информация о работе Суд и его полномочия в уголовном процессе