Структура Конституционного Суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть порядок образования структуру и компетенцию конституционного суда РФ.
Объект курсовой работы – конституционный суд РФ.
Предмет курсовой работы – структура конституционного суда РФ.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие Конституционного Суда;
2) рассмотреть его функции;
3) выделить структуру;
4) проанализировать правовые позиции;
5) определить полномочия Конституционного Суда;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура Конституционного Суда РФ…………………………5
1.1 Понятие конституционного Суда РФ………………………………………..5
1.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………10
2. Порядок образования и структура Конституционного Суда РФ………….14
2.1 Порядок образования Конституционного Суда РФ……………………….14
2.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………18
3. Компетенция судьи Конституционного Суда РФ…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников и литературы………………………….

Работа содержит 1 файл

ira.docx

— 137.48 Кб (Скачать)

Вопрос о зачете в стаж работы по юридической профессии  регулируется «Инструкцией о порядке  определения стажа работы по юридической  профессии для кандидатов на должность  судей федеральных судов», утвержденной совместно 27 декабря 1996 г. министром юстиции РФ, Председателем Верховного Суда РФ и Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. по инструкции в стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной, представительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных организациях на таких должностях, где необходимо высшее или среднее юридическое образование. Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж по юридической профессии.

Сточки зрения С.А. Авакьяна, требование обладать признанной высокой квалификацией в области права является самым неопределенным. По существу, степень квалификации определяют работники Администрации Президента РФ, подбирающие кандидатуры, и сам Президент.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации  и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и  федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Но эти предложения не связывают  Президента, он волен выбрать одну из названных кандидатур, а то и  остановиться на кандидатуре, никем  не предлагавшейся. При Президенте существует Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должность  федеральных судей, она и высказывает  главе государства свои рекомендации по кандидатам. Совет Федерации должен рассмотреть вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления  Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов Совета Федерации. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».

Законом устанавливается  целый ряд так называемых «дисквалификаций»  или несовместимостей. Судья Конституционного Суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные  или общественные должности, иметь  частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой  не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме  законного представительства, в  суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении  прав и освобождении от обязанностей, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально  их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях  по выборам в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах  массовой информации и перед любой  аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может  стать предметом рассмотрения в  Конституционном Суде РФ, а также  который изучается или принят к рассмотрению Конституционным  Судом, до принятия решения по этому  вопросу. Надо сказать что это  положение трудновыполнимо, так  как предметом рассмотрения в  Конституционном Суде может стать  любой из весьма широкого круга вопросов.

Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок двенадцать лет, с предельным возрастом  пребывания в должности судьи  Конституционного Суда семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ считается  вступившим в должность с момента  принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется  семьдесят лет.

Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным  конституционным законом «О Конституционном  Суде Российской Федерации» порядком приостановления и прекращения  полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной  процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства  в судебную деятельность, предоставлением  судье материального и социального  обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих  его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости  судьи Конституционного Суда, связанные  с оплатой его труда, предоставлением  ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым  обслуживанием, обязательным государственным  страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда РФ предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Интересно отметить, что  Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» по новому трактует понятие  несменяемости судей. Несменяемость  не означает, что судья будет пожизненно оставаться в должности, а означает лишь, что полномочия судьи могут  быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и  по основаниям, установленным Федеральным  конституционным законом «О Конституционном  Суде Российской Федерации».

Судья Конституционного Суда пользуется неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной  или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован или подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также  подвергнут личному досмотру, за исключением  случаев, когда это предусмотрено  федеральным законом для обеспечения  безопасности других людей. Судья Конституционного Суда, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении  его личности подлежит немедленному освобождению.

Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе  и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании  Конституционного Суда РФ, а также  за принятое Конституционным Судом  РФ решение.

Все судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Все они имеют право решающего  голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Конституционного Суда или в заседаниях его палаты, в состав которой он входит.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:

1) было дано согласие  Конституционного Суда РФ на  арест судьи или привлечение  его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию  здоровья временно не способен  выполнять свои обязанности.

Приостановление полномочий судьи осуществляется по решению  Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления  основания к их приостановлению. Судья Конституционного Суда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать  в заседаниях Суда, а также направлять официальные документы в государственные  органы и организации, общественные объединения, должностным лицам  и гражданам и истребовать  от них какие-либо документы и  иную информацию.

Закон предусматривает 12 случаев  прекращения полномочий судьи Конституционного Суда:

1) нарушения порядка его  назначения на должность судьи  Конституционного Суда РФ, установленного  Конституцией РФ и Федеральным  конституционным законом «О Конституционном  Суде Российской Федерации»;

2) истечения срока полномочий  судьи или достижения судьей  предельного возраста пребывания  в должности;

3) личного письменного  заявления судьи об отставке  до достижения им предельного  возраста пребывания в должности;

4) утраты судьей гражданства  Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении  судьи обвинительного приговора,  вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство  судьи;

7) продолжения судьей, несмотря  на предупреждение со стороны  Конституционного Суда, занятий  или совершения действий, несовместимых  с его должностью;

8) неучастия судьи в  заседаниях Конституционного Суда  или уклонения его от голосования  свыше двух раз подряд без  уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным  решением суда, вступившим в законную  силу;

10) признания судьи безвестно  отсутствующим решением суда, вступившим  в законную силу;

11) объявления судьи умершим  решением суда, вступившим в законную  силу;

12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также  ввиду его неспособности по состоянию  здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение  полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Авакьян отмечает, что законом предусмотрена отставка судьи Конституционного Суда, причем добровольная (уход в отставку) и недобровольная (удаление в отставку). Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены в случае истечения их срока, личного письменного заявления об отставке до истечения срока полномочий, признания судьи недееспособным решением суда17.

Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда, имеющему стаж работы в должности судьи  не менее 15 лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.

 

 

 

Заключение

 

Конституционный Суд является важным органом конституционного контроля, созданным в целях обеспечения  законности в стране. Конституционный  Суд сумел утвердить свое положение  в государстве и стал очень  важным, эффективным фактором развития права, государства и всего российского  общества. И добился этого в  очень сложных, трудных и далеко не стабильных, часто противоречивых жизненных обстоятельствах. Несмотря на то, что многие вопросы, по которым  обращаются в Конституционный суд  имеют политическую подоплеку, Конституционный  суд решает исключительно вопросы  права, т.е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в  политических спорах. В каждом деле Конституционный Суд выделяет только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права.

Конституционный Суд РФ обеспечивает конституционную законность в стране, заботится, чтобы все принимаемые  законы полностью соответствовали  Основному закону российского государства, чтобы Конституция могла толковаться  только одним органом и на основании  судебных процедур. И чтобы граждане РФ имели прямой доступ к Конституционному Суду Российской Федерации, который  им гарантирован Конституцией Российской Федерации 1993 года. Одним из важнейших  моментов, связанных с деятельностью  Конституционного Суда РФ, является то обстоятельство, что решения Конституционного Суда в последнее время являются значимыми для развития конституционного права, причем не только как отрасли  права, но и для науки. Несмотря на то, что некоторые ученые-юристы отрицают роль постановлений суда в  качестве источника права, заявляя  о том, что судебный прецедент  в России источником права не является, отрицать значимость таких судебных решений было бы нецелесообразным: так как данные решения должны вытекать из смысла самой Конституции  и являются своеобразным её толкованием.

Подводя итог проделанной  работе, можно проанализировать то, как мне удалось реализовать  поставленные в начале исследования цели и задачи. Изучив Конституцию  Российской Федерации и Федеральный  конституционный закон, а также  специальную литературы по данной теме, я пришла к выводу, что данный вопрос является достаточно разработанным, однако, как и в любой другой области законодательства, здесь  существуют недоработанные вопросы  и проблемы. Так, достаточно разработанным  является вопрос о структуре и  организации деятельности Конституционного Суда, однако вопрос о правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации  до сих пор остается открытым и  дискуссионным. Понятие, структура, функции  Конституционного Суда были рассмотрены  достаточно подробно, детально были разобраны  основные моменты получения и  прекращения статуса судьи конституционного суда, также были проанализированы основные спорные аспекты юридической  природы правовых позиций Конституционного Суда. Таким образом, можно сказать, что в целом, мне удалось справиться с реализацией поставленной цели: по мере последовательного изложения  материала в данной работе было обозначено место Конституционного Суда в системе  органов судебной власти, а также  был выявлен правовой статус Конституционного Суда.

Информация о работе Структура Конституционного Суда РФ