Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:19, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть порядок образования структуру и компетенцию конституционного суда РФ.
Объект курсовой работы – конституционный суд РФ.
Предмет курсовой работы – структура конституционного суда РФ.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие Конституционного Суда;
2) рассмотреть его функции;
3) выделить структуру;
4) проанализировать правовые позиции;
5) определить полномочия Конституционного Суда;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура Конституционного Суда РФ…………………………5
1.1 Понятие конституционного Суда РФ………………………………………..5
1.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………10
2. Порядок образования и структура Конституционного Суда РФ………….14
2.1 Порядок образования Конституционного Суда РФ……………………….14
2.2 Структура Конституционного Суда РФ……………………………………18
3. Компетенция судьи Конституционного Суда РФ…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников и литературы………………………….
б) конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и совместному
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2. разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3. по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов
проверяет конституционность
В случае признания федерального
закона или закона субъекта Федерации
либо отдельных положений этих законов
не соответствующими Конституции РФ
гражданам и (или) объединениям граждан,
обратившихся в Конституционный
Суд за счет средств федерального
бюджета или бюджета
-Уплаченная государственная пошлина;
-Расходы на оплату услуг представителей;
-Расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;
-Почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;
-Компенсация за фактическую потерю времени.
4. дает толкование Конституции Российской Федерации;
Конституционный Суд в процессе толкования не создает новых правовых норм. Толкование нельзя смешивать ни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательное положение – это только правило надлежащего понимания уже существующей нормы права, а не новая норма права. Конечно, Конституция может быть несовершенной, но с этим Конституционный Суд не вправе ничего сделать. Было бы странно, если бы сложности, с которыми связано внесение поправок в Конституцию РФ или ее пересмотр, в соответствии с гл. 9, можно было бы преодолеть простым решением Конституционного Суда, если бы в процессе толкования Конституции он пользовался бы правом ее дополнения, развития отдельных положений и т.д.
5. дает заключение о
соблюдении установленного
6. выступает с законодательной
инициативой по вопросам
Инициатором он может быть только в одном случае – внося в Государственную Думу проект федерального закона.
7. осуществляет иные полномочия,
предоставляемые ему
Все это говорит о том, что акты Конституционного Суда, которые создают правовые нормы, не могут рассматриваться в качестве источников конституционного права, хотя они, как и все другие правовые акты обязательны для исполнения.
Вместе с тем из сказанного было бы неверно сделать вывод о том, что Конституционный Суд вообще не в праве принимать никаких нормативно правовых актов. Будучи органом государственной власти, Конституционный Суд имеет право, в частности, принимать акты по вопросам организации его собственной деятельности. Именно таким актом, относящимся к числу источников конституционного права, является Регламент Конституционного Суда РФ.
В случае если решением Конституционного Суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.
В случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:
1) Правительство Российской
Федерации не позднее трех
месяцев после опубликования
решения Конституционного Суда
Российской Федерации вносит
в Государственную Думу проект
нового федерального
2) Президент Российской
Федерации, Правительство
3) законодательный (
4) высшее должностное
лицо субъекта Российской
5) федеральные органы
государственной власти, органы
государственной власти
Признание несоответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
Признание не соответствующими Конституции РФ нормативного акта субъекта Федерации, договора субъекта Федерации или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Федерации положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения. Какие были признаны неконституционными.
Положения нормативных актов либо договоров, признанных не соответствующими Конституции РФ, не могут применяться судами, другими органами или должностными лицами.
В случае, если в течение
шести месяцев после
Президент Российской Федерации
и Государственная Дума Российской
Федерации назначают своих
Конституционный Суд обладает
так называемой связанной компетенцией,
что означает возможность осуществления
Судом своих полномочий только по
запросам и жалобам лиц, упомянутых
в Конституции РФ. Суд, следовательно,
не вправе рассматривать какое-либо
дело по собственной инициативе. Он,
однако, может самостоятельно решать
вопрос об использовании права
Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:
Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб.
3. Компетенция судьи
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ 1993 г. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. До принятия конституционного закона 1994 г. Конституционный Суд состоял из 15 членов, однако реально было избрано только 13 судей. Увеличение состава суда было вызвано чисто политическими причинам – нужно было «разбавить» состав Конституционного Суда новыми, более лояльными к исполнительной власти судьями, что и было успешно произведено. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. устанавливает, что «Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей»15.
Статус судей Конституционного Суда в целом не отличается от статуса судей других высших судов России. Конституция РФ в ст. 128 устанавливает также идентичный порядок назначения судей трех высших судов. Отличия в квалификации имеют частный характер.
«Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права»16.