Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:35, реферат
Нельзя не отдавать себе отчет в том, что результативность деятельности современной российской прокуратуры в определённой мере зависит от стиля деятельности прокурорских работников различных уровней. Одновременно отметим, что не вызывает сомнения то обстоятельство, что эффективность деятельности органов прокуратуры связана с решением проблем управления в этой специфической централизованной организационной системе. Вот почему мы обратились к проблеме формирования стиля управления в органах прокуратуры (внутренний аспект) и вопросам стиля деятельности (работы) прокурорских работников, связанной с решением конкретных задач при выполнении прокуратурой возложенных на неё функций (внешний аспект).
Сложность и разнообразие
складывающихся в процессе управления
отношений предполагают высокую
вариантность конкретных форм стиля
управления, которые могут
В целом не отрицая сложившиеся в теории и практике отмеченные подходы к типологии форм стиля управления, отметим, что одни из них тавтологичны, т.е. будучи одинаковы по существу, различаются только терминологически, а другие исходят из самых различных оснований и принципов.
В последние годы наиболее распространённым является выявление стилей по признаку отношений между субъектами и объектами управления. С этой позиции одни авторы предлагают выделять два основных стиля – авторитарный (директивный) и демократический; другие – директивный, демократический и либеральный.
При демократическом (коллективном стиле) субъект управления – прокурор – играет активную, направляющую роль, действуя как координатор. Этот стиль управления предполагает предоставление объектам управления (подчинённым прокурорам, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений прокуратуры, специалистам) самостоятельности, естественно, соразмерно их квалификации и выполняемым функциям; привлечение к таким видам деятельности, как достижение целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения обязанностей предпосылок и справедливая оценка их усилий, уважительное отношение к подчинённым и забота об их потребностях. При таком стиле наблюдается большая общность взглядов, нацеленность на решение поставленных задач.
Директивный (авторитарный, административный) стиль управления отличается чрезмерной централизацией и приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов, сознательным ограничением контактов с подчинёнными, неумением создать благоприятный психологический климат в коллективе, нежеланием вникнуть в проблемы конкретного человека и многими другими свойствами. Субъект управления, приверженный к этому стилю, не позволяет подчинённым принимать без его санкции какие-либо серьёзные решения, не раскрывает перспектив решения той или иной проблемы, а указывает лишь ближайшие задачи. Такой стиль, с одной стороны, способен вызвать его неприятие подчинёнными, что, как показывает практика, часто приводит к увольнению работников из прокуратуры, а с другой – в случае применения этого стиля управления работники привыкают к пассивному подчинению, что значительно снижает их активность и продуктивность труда; они стремятся получить индивидуальные задания, создается атмосфера для возникновения различных конфликтов. Необходимо признать, что этот стиль имел в нашей стране довольно широкое распространение в течение длительного времени, но при остром недостатке подготовленных кадров его применение, по нашему мнению, было в известной мере оправдано. Однако в современный период этот стиль становится тормозом в деятельности органов прокуратуры.
Особенно опасно в руководстве органами прокуратуры бумаготворчество, когда руководитель, направив письменное указание или задание, полагает свою миссию выполненной. В действительности состояние дел от этого не улучшается, а становится в ряде случаев ещё хуже. В практике многих прокуроров ещё живучи устаревшие стереотипы, попытки решать новые задачи чисто административными, бюрократическими методами, подменяющими живую организаторскую работу с прокурорами и следователями. Порой на места «сверху» направляются в большом количестве приказы, указания, поручения, директивы, внеплановые задания, без особой необходимости истребуются справки, сведения, отчёты, информации. Бумаготворчество создает видимость активной работы, но оно отрицательно отражается на работе районных и городских прокуратур – основного звена прокуратуры.
Либеральный (невмешивающийся) стиль управления отличают отсутствие размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и особенно – их последствия, когда они неблагоприятны. При этом стиле субъект управления мало вмешивается в дела подчинённых и вообще не проявляет особой активности. Прокуроры, приверженные этому стилю, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию местных властей, склонны уступить обстоятельствам и смириться с ними, могут без серьёзных оснований отменить ранее принятое решение.
Кроме указанных, выделяют анархистский стиль, при котором в общем-то всё пущено на самотёк, и каждый делает все, что хочет и как хочет;кампанейский стиль, когда руководители прокуратур от случая к случаю хватаются за дело, бурно проводят различные мероприятия, а потом успокаиваются и так – до следующего приступа «активности» (кампании); волевой стиль, характеризующийся исключительно приказами, грубым психологическим давлением, опирающимся на служебные зависимости. По нашему мнению, можно выделить и популистский стиль,характеризующийся упрощённым представлением о причинноследственных связях в общественной жизни, об апелляции к «облегчённым» путям выхода из сложных ситуаций и всяческому стремлению к «панацейным» решениям. Этот (популистский) стиль не столь характерен для прокурорских работников, но его элементы проявляются и у ряда прокуроров, особенно при стремлении занять вакантное место предшественника: «Прежний прокурор не уделял этим вопросам должного внимания, а я их решу...»
Необходимо подчеркнуть,
что в ходе управленческой деятельности
практически у каждого субъекта
управления наблюдаются общие черты,
присущие различным стилям при доминирующей
роли одного из них, и, несомненно, следует
согласиться с мнением
Важно также отметить,
что формирование личного стиля
работы прокуроров не только и даже
не столько функция их собственного
организаторского таланта, она не может
и не должна рассматриваться как
стихийный неуправляемый
Для этого наиболее
характерные черты стиля, гарантирующие
наибольшую эффективность управленческой
деятельности, должны всячески поощряться
и развиваться, получать нормативную
правовую базу для своего укрепления
и качественного
Это, безусловно, не означает,
что право создаёт возможности
для прямого «введения» определённого
стиля управления с помощью императивных
предписаний определённых правовых
норм. Как нам представляется, в
нормах права нельзя закрепить какие-то
определённые правила, соблюдение которых
может автоматически
И последнее: необходимо
осознавать, что стиль управления,
в том числе стиль
Информация о работе Совершенствование стиля деятельности прокурорских работников