Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:35, реферат
Нельзя не отдавать себе отчет в том, что результативность деятельности современной российской прокуратуры в определённой мере зависит от стиля деятельности прокурорских работников различных уровней. Одновременно отметим, что не вызывает сомнения то обстоятельство, что эффективность деятельности органов прокуратуры связана с решением проблем управления в этой специфической централизованной организационной системе. Вот почему мы обратились к проблеме формирования стиля управления в органах прокуратуры (внутренний аспект) и вопросам стиля деятельности (работы) прокурорских работников, связанной с решением конкретных задач при выполнении прокуратурой возложенных на неё функций (внешний аспект).
В.Г. Бессарабов
Заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления
законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина
НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ
доктор юридических наук, профессор
Совершенствование стиля деятельности прокурорских работников.
Нельзя не отдавать себе отчет в том, что результативность деятельности современной российской прокуратуры в определённой мере зависит от стиля деятельности прокурорских работников различных уровней. Одновременно отметим, что не вызывает сомнения то обстоятельство, что эффективность деятельности органов прокуратуры связана с решением проблем управления в этой специфической централизованной организационной системе. Вот почему мы обратились к проблеме формирования стиля управления в органах прокуратуры (внутренний аспект) и вопросам стиля деятельности (работы) прокурорских работников, связанной с решением конкретных задач при выполнении прокуратурой возложенных на неё функций (внешний аспект). Но прежде мы должны определиться, что же следует понимать под этой научной дефиницией – «стиль». Хотя следует сразу же отметить, что если в 80-х годах прошлого века правовая наука уделяла серьёзное внимание вопросам стиля государственного управления, в том числе вопросы стиля, методов руководства и управления в прокуратуре рассматривались и специалистами в области прокурорского надзора[1], то в современный период прокурорская наука крайне редко и неохотно касается этой непростой проблемы.
Понятие «стиль» представляет
собой логически расчленённую общую
мысль о предмете, включающую взаимосвязанные
признаки. Нам следует вычленить
эту систему признаков и
Первая серьёзная трудность – многозначность самого понятия, широкое использование его в науке, и в обиходном языке. Не менее сложным можно признать и положение собственно в науке. Стиль как научный термин используется в различных научных дисциплинах. Можно сказать, что это понятие междисциплинарного типа, которое должно стать предметом философского анализа, цель которого – разработка общей теории стиля, способной объяснить закономерности и принципы применения этой категории в разных областях знаний[2]. Это понятие, которому присуща высокая обобщающая способность. Наиболее удачно этот факт зафиксирован именно в философском подходе к проблеме стиля. Философская энциклопедия дает определение понятия «стиль», обладающее наибольшей степенью общности. Стиль определяется как «характерное физиологическое единство каких-либо явлений человеческой жизни и деятельности, типичная форма его внешнего выражения». И далее – «важнейшая характеристика стиля – он всегда связан с выражением, активным (сознательным или бессознательным) самопроявлением человека вовне»[3].
Понятие «стиль» всегда так или иначе применяется для описания человеческой деятельности, причём под совершенно специфическим углом зрения. Под стилем понимается устойчивая целостность, характерное единство, система методов, приёмов и средств деятельности. Причем стилевое единство всегда как бы «проступает» в стороне деятельности, данной нам в восприятии, воплощая устойчивую целостность способа деятельности в типичной форме её внешнего выражения. В сущностную характеристику понятия «стиль» входят такие признаки, на основании которых можно представить динамику стилеобразования. Стиль в определённой мере есть результат выбора субъекта. Из множества возможных вариантов, различных средств достижения цели человек выбирает те, в которых могут максимально воплощаться его сущностные характеристики. В результате взаимосвязи этих элементов и возникает стиль как некое системное качество.
Итак, понятие стиль «применяется для описания устойчивости и целостности, характерного единства, системы методов, приёмов и средств человеческой деятельности»[4]. Основным механизмом стилеобразования является выбор, в результате которого субъект управления стремится найти наиболее адекватные способы для самовыражения. Этот выбор обусловлен не только мироотношением или мировоззрением человека, на процесс стилеобразования существенное влияние оказывают социально-исторические условия конкретной эпохи.
По мнению Г.В. Атаманчука, отличие стиля государственного органа или должностного лица от стиля работы в других сферах общества усматривается в том, что деятельность должностных лиц или государственных органов: а) связана с применением государственно-властных полномочий либо опорой на них; б) чётко и довольно полно регламентирована нормативно и протекает в установленных формах и процедурах; в) своей целью имеет создание и реализацию управляющих воздействий[5].
Очевидно, что отмеченные признаки относятся и к стилю деятельности прокурорских работников – многоэлементного, комплексного явления. Он основан на определённом синтезе социальных, организационных, нормативных, информационных параметров прокурорской деятельности, то есть в известной мере, на объективных началах, с одной стороны, и генофонда, интеллектуального развития, социально-психологических сил и исторического опыта человеческого потенциала, короче субъективного фактора, вовлечённого в эту деятельность, – с другой. Можно утверждать также, что стиль управления представляет собой специфическое отражение в особой – управленческой – сфере общества, единства объективного и субъективного. Именно через стиль управление проявляет себя не только как наука, но и как искусство. Стиль даёт возможность каждому участнику управления, опираясь на установленные структуры, нормы, формы, методы и другие элементы управления, в полную меру раскрыть свою теоретическую созидательную сущность[6].
При этом целесообразно
подчеркнуть, что во все времена
стилю придавалось
В стиле отражается
подход к явлениям, поведение при
решении конкретных задач. Если метод
управления есть совокупность способов
целенаправленного воздействия
субъекта управления на объект управления,
вытекающих из самой природы и
конкретного вида деятельности и
складывающихся в нём социальных
отношений, то стиль управления связывается
с субъективно-личностными
Таким образом стиль управления неразрывно связан с методами управленческой деятельности. Изменение методов влечёт за собой изменение стиля. Поэтому при всех своих отличительных особенностях метод и стиль управления всегда существуют в определённом единстве. Если метод является содержанием стиля, его объективно-функциональной стороной, то стиль служит формой реализации метода, его субъективно-личностной стороной.
В стиле управления, на наш взгляд, следует различать, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны – свойственные данному субъекту управления и руководителю способы и приёмы осуществления управленческих функций. Если объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных, экономических, сугубо профессиональных требований в управленческой деятельности, то его субъективные моменты обусловлены чертами личности, прежде всего спецификой его психического склада.
Различается общий
и индивидуальный стиль деятельности
(работы) прокуроров и других прокурорских
работников. Общий стиль – это,
можно сказать, стиль нормативный,
т.е. признанный, проявляющийся в
главных своих чертах повсеместно,
в широких масштабах, стиль, разделяемый
и поддерживаемый в прокурорской
среде и даже обществом. Под индивидуальным
стилем понимается стиль, создающийся
конкретными условиями работы и
качествами соответствующих должностных
лиц прокурорской системы. Глубочайшее
влияние на индивидуальный стиль
работы оказывают социально-
Общий стиль базируется
на основополагающих, фундаментальных,
наиболее общих для субъектов
управления чертах: профессионально-
В конкретных свойствах общего стиля управления в органах прокуратуры проявляются научно обоснованные принципы государственного управления, отражается достигнутый уровень развития управления и его особенности применительно к существующим социально-экономическим условиям и качественным характеристикам происходящих общественных процессов. Свойства общего стиля конкретно выражаются и проявляют своё реальное действие через индивидуальный стиль субъектов управления, который характеризуется устойчивой системой специфических методов, которые сознательно применяются данным конкретным субъектом управления. Разумеется, что в чистом виде стиль управления не проявляется. Чаще всего имеет место сочетание , смешение стилей при явном преобладании какого-либо одного.
Для раскрытия особенностей стиля управления необходимо выяснение сугубо человеческих факторов, в рамках которых опыт способствует достижению успехов. Стиль управленческой деятельности в своей основе связан с сущностью человека, с использованием мотивов и установок его поведения, с выбором механизмов побуждения и стимулирования человека. То есть, всякая управленческая деятельность так или иначе субъективно окрашена. Поэтому в связи с изложенным нам представляется, что личные качества руководителя (характерологические, моральные и др.) оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов управления коллективом, что проявляется в стиле управления. Ведь личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. И если круг обязанностей руководителя прокуратуры того или иного уровня предписывается законодательством, приказами, указаниями вышестоящего прокурора, должностными инструкциями, то этого нельзя утверждать относительно того, как их следует исполнять: стиль управления неизбежно носит на себе отпечаток неповторимости личности руководителя, имеет только ему присущий управленческий почерк. Стиль во многом определяется социально-психологическими особенностями личности, темпераментом, образованием, опытом и воспитанием. Вместе с тем, в государственном управлении имеются определённые границы, пределы, в которых могут проявляться индивидуальные качества личности.
В практической деятельности различные ситуации предъявляют к субъектам управления различные, а подчас и противоречивые требования. Поэтому важно, чтобы они могли варьировать методами управления и вырабатывали стиль, адекватный условиям[10]. От того, насколько глубоко прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры, их заместители, руководители управлений, отделов владеют современными принципами и методами управления, насколько способны они творчески осмысливать и совершенствовать управленческую практику, во многом зависит не только стиль и результативность их деятельности, но и стиль, и эффективность работы их подчинённых и всей прокуратуры.
Стиль работы, который культивируется в органах прокуратуры – это стиль, для которого характерны глубокое изучение реального процесса поукреплению законности и правопорядка, широкая общая и профессиональная эрудиция, твёрдость в принятии решений, постоянное общение с гражданами, демократия и гласность в работе, творческий, научный подход к порученному делу, отсутствие субъективизма, высокая требовательность к себе и другим, исключение самодовольства, способность противостоять любым проявлениям местничества, сочетание принципиальности с исполнительной дисциплиной, критическое отношение к недостаткам.
Прокурор должен не только вскрыть нарушения законов, что в ряде случаев не так уж сложно сделать, тем более если прокурор располагает сигналами об этих нарушениях, но куда сложнее проявить твёрдость и решительность, принципиальность и непримиримость, чтобы устранить эти нарушения закона, добиться наказания виновных и обеспечить условия, исключающие подобные нарушения в будущем. Особенно высокие требования предъявляются к работникам, занимающим ответственное положение в системе органов прокуратуры. Они во многом определяют успех работы подчинённых прокуратур. И чем выше должностное положение руководителя, тем большее влияние он оказывает на работу подчинённых прокуроров и следователей.
Стиль работы руководителя
прокуратуры объективно становится
своего рода «эталоном» для подчинённых.
В нем отражаются важные стороны
конкретной деятельности как личности,
в частности, личное участие в
выполнении принятой на себя обязанности
содействовать повышению
Соответствующий требованиям времени стиль государственного управления ведёт к усилению авторитета субъектов управления. Авторитет является важным элементом управления. Он основывается на мировоззрении руководителя, деловом, организаторском и моральном влиянии на окружающих. Различаются две стороны авторитета: официальная, или объективная, и реальная, или субъективная. Обе стороны авторитета тесно связаны между собой. Официальная проявляется в том, что сама должность, которую занимает руководитель той или иной прокуратуры или какого-либо её структурного подразделения, как бы воплощает в себе определённую долю авторитета. Однако одного авторитета, связанного с самой занимаемой должностью, ещё недостаточно. Этот авторитет должен дополняться и сочетаться с личным авторитетом. Последний вырастает из личного, действенного доверия и уважения, проявляемого к руководителю. Наличие авторитета позволяет успешно решать многие проблемы управления, избегать формализма, предотвращать конфликты[11]. Укрепление авторитета субъектов управления – составная черта эффективности стиля управления. Но необходимо, чтобы он не подавлял и не сковывал инициативу заместителей прокуроров и других подчинённых прокурорских работников.
Информация о работе Совершенствование стиля деятельности прокурорских работников