Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всестороннее исследование следователя – как субъекта уголовного процесса. Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач, содержание и последовательность которых должна, по мнению автора, составить структурную основу работы:
Во-первых, необходимо рассмотреть общую характеристику понятия и субъектов уголовно-правовых отношений, выделить круг должностных полномочий следователя;
Во-вторых, проанализировать роль следователей в процессе предварительного расследования;
В-третьих, исследовать проблему построения следственных версий обстоятельства их классификации, проверки и реализации на практике.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Общая характеристика понятия и субъектов уголовно-правовых отношений………………………………………………………5
1.1. Понятие уголовно-правовых отношений…………………..5
1.2. Субъекты уголовно-правовых отношений……………….10
1.3. Круг должностных полномочий следователя……………14
Глава II. Роль следователя в процессе предварительного расследования……………………………………………………………………….16
2.1. Предварительное следствие: общая характеристика….16
2.2. Система общих условий предварительного расследования и характеристика их видов………………………………………….22
Глава III. Построение и применение следственных версий……..26
3.1. Принципы и методы построения следователем следственных версий………………………………………………………………26
3.2. Классификация следственных версий……………………..32
3.3 Процесс перехода следственных версий от построения
к проверке и их применению………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованных источников и литературы………………..40
40
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Общая характеристика понятия и субъектов уголовно-правовых отношений………………………………………………………
1.1. Понятие уголовно-правовых отношений…………………..5
1.2. Субъекты уголовно-правовых отношений……………….10
1.3. Круг должностных полномочий следователя……………14
Глава II. Роль следователя в процессе предварительного расследования……………………………………………
2.1. Предварительное следствие: общая характеристика….16
2.2. Система общих условий предварительного расследования и характеристика их видов………………………………………….22
Глава III. Построение и применение следственных версий……..26
3.1. Принципы и методы построения следователем следственных версий………………………………………………………………
3.2. Классификация следственных версий……………………..32
3.3 Процесс перехода следственных версий от построения
к проверке и их применению………………………………………..36
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………..40
Введение.
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека. Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преобразований, социальной реконструкции общества, его новых экономических и политических направлений развития. Все вышесказанное в полной мере относится к фигуре следователя, образ которого целенаправленно популяризируется в последнее время средствами массовой информации. Крайняя общественная необходимость и полезность работы следователя сопряжена с большой ответственностью за принимаемые им решения, используемые принципы и методы расследования. Именно поэтому обстоятельства при которых следователь реализует круг своих должностных обязанностей всегда были и останутся отдельной темой для исследования.
Целью данной курсовой работы является всестороннее исследование следователя – как субъекта уголовного процесса. Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач, содержание и последовательность которых должна, по мнению автора, составить структурную основу работы:
Во-первых, необходимо рассмотреть общую характеристику понятия и субъектов уголовно-правовых отношений, выделить круг должностных полномочий следователя;
Во-вторых, проанализировать роль следователей в процессе предварительного расследования;
В-третьих, исследовать проблему построения следственных версий обстоятельства их классификации, проверки и реализации на практике.
В процессе выполнения курсовой работы автор использовал следующий круг источников: Уголовный кодекс РФ, с изменениями и дополнениями; Уголовно-процессуальный кодекс РФ (с дополнением на 20.11.99г.); Полный сборник кодексов РФ; Ведомости Съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета РФ, Государственной думы РФ. В работе также задействованы труды представителей отечественной юридической науки, участвовавших в разработке исследуемого вопроса: Андреева В.В., Васильева А.М., Галкина Б.А., Строгович М.С., Кобликова А.С., Рыжакова А.П. и др. Важно отметить не случайность задействования работ относящихся к разным историческим периодам и школам в отечественной юридической науке. По мнению автора, это дает возможность исследовать вопрос не только всесторонне, но и в процессе исторической преспективы.
Глава I. Общая характеристика понятия и субъектов уголовно-процессуальных отношений.
1.1. Понятие уголовно-процессуальных отношений
Уголовно-процессуальные отношения – это те отношения, которые регламентируются нормами уголовно-процессуального права устанавливающего определённые права и соответствующие им обязанности участвующих в процессе государственных органов должностных лиц,, общественных организаций и отдельных граждан.
Уголовно-процессуальные отношения являются частью процессуальных отношений, которые можно характеризовать, следующим образом:
1) процессуальные отношения могут существовать не иначе как в форме правовых;
2) в процессе реализации процессуальных отношений применяются не только нормы процессуального, но и нормы материального права;
3) для всех процессуальных отношений в совокупности существует общий объект, для каждого индивидуального правоотношения - специальный объект;
4) процессуальным отношениям свойственны системность и множественность;
5) процессуальные правоотношения многосубъектны. [1]
Наряду со свойствами, присущими всем процессуальным отношениям и по-разному проявляющимися в различных видах процессуальных отношений (уголовно-процессуальных, гражданских процессуальных), существуют особые признаки (свойства, особенности), присущие лишь каждому виду процессуальных отношений.
К признакам, присущим уголовно-процессуальным отношениям относятся следующие:
1) уголовно-процессуальные отношения играют служебную роль по отношению к уголовным материальным правовым отношениям, что обусловлено тем, что первые служат средством установления вторых;
2) всем уголовно-процессуальным отношениям в совокупности и каждому из них в отдельности свойственно публично-правовое начало;
3) движению и развитию уголовно-процессуальных правовых общественных отношений свойствен много стадийный характер;
4) уголовно-процессуальные правоотношения изменяются, уголовные материальные правовые общественные отношения стабильны;
5) состав центрального уголовно-процессуального отношения обусловлен соответствующими компонентами материального правоотношения;
6) уголовно-правовые отношения непрерывны (перманентны); уголовно-процессуальные отношения могут быть прерывистыми (дискретными).[2]
В отличие от материальных правоотношений, каждое из которых может существовать само по себе, процессуальные отношения существуют лишь в системе, они связаны между собой, взаимообусловлены.
Подчеркивая множественность отношений, складывающихся на разных этапах уголовного судопроизводства, необходимо всегда иметь в виду, что эти отношения не разрозненны, а взаимосвязаны и взаимообусловлены: одни сменяют другие, которые в свою очередь вызывают к жизни иные отношения. Например, отношение между следователем и обвиняемым, представляя собой результат функционирования комплекса процессуальных отношений, порождает множество других отношений: между следователем и обвиняемым, между следователем и защитником обвиняемого, между прокурором и следователем, между защитником и прокурором и т. п. Столь тесная взаимосвязь и зависимость процессуальных отношений позволяет сделать вывод о наличии в уголовном судопроизводстве системы уголовно-процессуальных отношений.
В связи с этим хотелось бы отметить следующее. Например, гражданскому процессу не свойственна многостадийность в той мере, в какой она присуща уголовному судопроизводству. Нет в гражданском процессе стадий возбуждения уголовного дела, дознания и предварительного следствия, предания суду. В силу этого субъектом всех процессуальных отношений является один представитель власти - суд (в уголовно-процессуальных отношениях субъектом может быть суд, следователь, начальник следственного отдела, прокурор, лицо, производящее дознание).
Изложенное позволяет сделать вывод о недопустимости автоматического перенесения рассматриваемой конструкции в область уголовного процесса.
В процессе уголовного судопроизводства функционирует множество отношений. Будучи индивидуализировано, каждое из них играет определенную роль в общей системе уголовно-процессуальных отношений. В систему отдельные правоотношения объединяет общий объект, т. е. содержание материально-правового отношения. Требования УПК РСФСР достаточно определенно убеждают в этом: акцентируя внимание на необходимости установить состав преступления, они тем самым предписывают установить уголовно-правовое отношение. Именно это, а не отвлеченная идея единого уголовно-процессуального отношения объединяет процессуальные отношения в систему.
Сказанное, однако, не означает, что каждое из слагаемых этой системы не имеет самостоятельного значения. Больше того, каждое процессуальное отношение имеет только ему присущие содержание, объект и субъектный состав. Сообразно этому мы считаем методологически оправданной попытку классифицировать эти отношения:
1) отношения между органом власти и обвиняемым (подсудимым);
2) отношения между органами власти в сфере уголовного судопроизводства (между следователем и органом дознания, прокурором и следователем, судом и прокурором и т. п.);
3) отношения между органами власти, с одной стороны, и лицами, защищающими свои процессуальные или иные интересы в уголовном процессе, а также их защитниками или представителями - с другой;
4) отношения органов власти со свидетелями и экспертами, т. е. лицами, привлекаемыми в сферу судопроизводства ввиду их возможности дать показания (заключение);
5) отношения между органами власти и иными гражданами (специалистами, понятыми, переводчиками и т. п.);
6) отношения между органами власти и представителями государственных организаций (работники учреждений связи при наложении ареста на корреспонденцию; представители домоуправления или учреждения по месту производства обыска; представители исправительно-трудовых учреждений и т. п.);
7) отношения между органами власти и представителями общественности и общественными организациями (комиссии по делам несовершеннолетних и их представители, наблюдательные комиссии и их представители, общественные обвинители и общественные защитники, иные общественные организации, коллективы трудящихся). [3]
Из этого круга представляется правомерным выделить центральное правоотношение. Таким является отношение между обвиняемым и государственными органами власти в процессе производства по уголовному делу, преступные действия которого составляют предмет уголовного преследования и судебного разбирательства. Все другие правоотношения, возникающие и развивающиеся в уголовном процессе, подчинены, в конечном счете, наиболее правильному, соответствующему интересам правосудия развитию именно этого, стержневого правоотношения.
До вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого следователь (и орган дознания) направляют свою деятельность именно к тому, чтобы установить, кто и какое совершил преступление. Установив это, следователь (орган дознания) выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, формулируя свое представление о содержании и характере уголовно-правового отношения. В установлении этого отношения и состоит весь смысл уголовно-процессуальных отношений. В процессе производства по делу может изменяться и уточняться содержание уголовно-процессуального отношения между органом власти и обвиняемым, пока, в конечном счете, через их посредство суд не сделает в приговоре вывода о наличии уголовно-правового отношения или о его отсутствии либо неустановлении (не доказанности).
При исследовании уголовно-процессуальных отношений, при определении сущности, содержания, объекта и направления их развития необходимо учитывать их тесную связь с соответствующими компонентами уголовно-правового отношения. При этом ключевое значение отводится уголовно-правовому отношению.
Детерминированность уголовно-процессуальных отношений отношениями материальными означает, что первые возникают тогда и постольку, когда и поскольку имеется потребность установления и, последующей реализации уголовно-правовых отношений. Иначе говоря, если уголовно-правовые отношения возникают с момента совершения преступления, то уголовно-процессуальные отношения - лишь после того, как государственные органы получают информацию о готовящемся, совершенном или якобы совершенном преступлении. При этом, как правило, неизбежен разрыв во времени между возникновением уголовно-правового (момент совершения преступления) и уголовно-процессуального (момент получения информации о совершенном преступлении) отношений.
Если преступлением причинен материальный ущерб, то это вызывает не только уголовно-правовые, но и гражданско-правовые отношения. Ввиду того, что доказывание гражданского иска в уголовном процессе производится по правилам УПК РСФСР, уголовно-процессуальные отношения в этих случаях являются средством установления не только уголовных, но и гражданских правоотношений.[4]
К моменту расследования уголовно-правовое отношение уже сложилось, его формирование происходит в момент возникновения. Оно существует объективно. Поэтому ни следователь, ни суд не могут, ни «развернуть» его, ни «уточнить», ни «конкретизировать». У следователя, органа дознания, прокурора и суда могут быть полные или отрывочные (частичные) представления об уголовном правоотношении, могут быть более или менее конкретные знания о нем; эти знания в процессе производства по делу уточняются, изменяются. Но изменение представления (субъективного убеждения) об уголовно-правовом отношении не может его ни изменить, ни уточнить, ни развернуть, ни конкретизировать.