Задачами
взаимодействия являются14:
- обеспечение
неотложных следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий для раскрытия преступлений;
- всестороннее
и объективное расследование преступлений,
своевременное установление, изобличение
и привлечение к установленной законом
ответственности совершивших их лиц;
- организация
розыска по «горячим следам» скрывшихся
преступников;
- осуществление
мероприятий, направленных на возмещение
материального ущерба, причиненного гражданам
и организациям преступными действиями
виновных лиц.
Данные
формы выведенные наукой нашли свое отражение
в нормативной базе деятельности ОВД практически
без изменений15.
Поручение
следователя органу дознания о производстве
оперативно-розыскных действий является
наиболее важной процессуальной формой
их взаимодействия при проведении расследования
преступлений. Именно в максимальном использовании
оперативно-розыскных возможностей этого
органа в интересах следствия и состоит
прежде всего сама идея взаимодействия.
В практической деятельности следователи
часто прибегают к поручениям о производстве
розыскных действий. Необходимость дать
рассматриваемые поручения может возникнуть
на всех этапах предварительного следствия,
вплоть до его окончания. Все зависит от
характера уголовного дела, поводов и
оснований к его возбуждению, конкретной
следственной и оперативной ситуации,
тех задач, которые можно разрешить с помощью
оперативно-розыскных мер. В следственной
практике встречаются различные варианты
оперативно-розыскного сопровождения
по уголовным делам. Так, взаимодействие
следователя и оперативного работника
может быть начато с момента передачи
материалов, собранных в ходе производства
по делу оперативного учета, следовательно,
и продолжается до полного разоблачения
преступников, противоправная деятельность
которых была задокументирована оперативно-розыскным
путем. Другим по характеру будет оперативно-розыскное
сопровождение по уголовному делу в тех
случаях, когда имело место неочевидное
преступление. С учетом этого в деятельности
оперативных подразделений разведывательно-поискового
сопровождения требуют дела16:
- возбуждаемые
по материалам оперативно-розыскной деятельности;
- возбуждаемые
по факту неочевидных преступлений, виновники
которых остались не установленными17.
Совершенно очевидно,
что наиболее эффективному комплексу
использованию возможностей следователя
и органа дознания в процессе расследования
преступлений непосредственно выполняет
все следственные действия по находящемуся
у него в производстве делу, а службы органа
дознания заняты только осуществлением
своих функций.18
Содействие
органа дознания следователю в производстве
отдельных следственных действий представляет
собой помощь, которая оказывается ему
работниками этих органов в процессуальных
действиях, выполняемых самим следователем.
Потребность в оказании следователю такой
помощи возникает тогда, когда одному
ему фактически трудно (а подчас и не возможно)
осуществить данное следственное действие,
а также когда в связи с таким действием
возникает необходимость осуществить
функции, присущие органам дознания19.
Взаимодействие
позволяет существенно увеличить эффективность
работы не изменяя структуры и состава
служб и не расходуя средств на новое дорогостоящее
оборудование, что особенно актуально
в настоящее время. следует отметить что
проблема взаимодействия органов дознания
и предварительного следствия требуют
дальнейшего исследования с внедрением
передового научного опыта в практическую
деятельность ОВД, чем нам в скором времени
и предстоит заняться.
Подводя
итог можно сказать о том, что
одним из существенных признаков
взаимодействия выступает согласованность,
которая достигается в работе посредством
рационального сочетания мер, предпринимаемых
субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие
предполагает также и четкое разграничение
прав и обязанностей между участниками
такой совместной деятельности. Каждый
из них, действуя в пределах своей компетенции,
используя свои средства и методы, в конечном
итоге стремится к достижению единой цели
- быстрому и полному раскрытию преступлений
и изобличению виновных. Таким образом,
основой взаимодействия следователя и
органа дознания должно быть установленное
законом разграничением компетенции взаимодействующих
органов при наиболее целесообразном
сочетании присущих им средств и методов
работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключение данного исследования представляется
целесообразным сделать следующие обобщения
и выводы.
1. Следователь
- процессуально самостоятельный орган
расследования, участник уголовно-процессуальной
деятельности. Ему предоставлены широкие
полномочия, которые необходимо рассматривать
в неразрывной связи с целями, назначением
и принципами уголовного процесса, руководствуясь
требованиями уголовно-процессуального
законодательства, соблюдение которых
определяет реализацию, предоставленных
следователю прав и возложенных на него
обязанностей.
Предварительное
расследование как стадия уголовного
процесса представляет собой, прежде всего,
регулируемую законом деятельность
следователя по установлению и процессуальному
закреплению доказательств, в целях
полного и быстрого раскрытия преступлений,
изобличения виновных и привлечения их
к уголовной ответственности. Эта деятельность
следователя осуществляется под надзором
прокурора, процессуальным контролем
суда (судьи), начальника следственного
отдела и направлена на пресечение и предупреждение
преступлений, выяснение и устранение
обстоятельств, способствующих совершению
преступлений.
- Следователь
не подменяет суд, прекращая уголовное
дело по не
реабилитирующим основаниям. Однако по
причинам практического характера должен
быть усилен контроль со стороны прокурора
за прекращением дел по любым основаниям.
- В УПК Российской
Федерации следует, на наш взгляд, внести
дополнения: - систематизировать, более
полно и чётко зарегламентировать
его права и обязанности.
- Процессуальная
деятельность - совокупность функций,
которая
охватывает все без исключения регулируемые
процессуальным законом
действия и решения государственных органов,
должностных лиц и граждан, участвующих
в уголовно-процессуальных отношениях.
То есть, уголовно-процессуальная
функция отдельный
компонент уголовно-
процессуальной деятельности, который
различается по особым непосредственным
целям, достигаемым в итоге производства
по уголовному делу.
Под уголовно-процессуальной функцией
следователя следует понимать не
отдельные действия следователя, а всю
его деятельность, то есть совокупность
действий и решений, объединённых единством
цели. Уголовно-
процессуальная функция следователя выражается
в реализации им своих
собственных полномочий.
При
расследовании же следователь осуществляет
уголовное преследование, которое является
основной его функцией, в основе которого
лежит обвинение. Следовательно, следователь
на предварительном следствии представляет
сторону обвинения. Поэтому на этой стадии
уголовного процесса как одна из важнейших
гарантий объективности существует защита.
Уголовное
преследование в форме обвинения
включает его объективное содержание:
- собирание
доказательств, уличающих
обвиняемого и
устанавливающих отягчающие его вину
обстоятельства;
- применение
к обвиняемому различного рода принудительных
мер: мер пресечения, обысков, освидетельствований
и др.;
- обоснование
обвинения перед судом, усилия направленные
на то,
чтобы убедить суд в виновности обвиняемого
и в необходимости приме
нения к нему наказания. Обвинение является
основной формой уголовного преследования.
6.
В результате проведённого исследования
установлены основные причины
нарушения законности следователями
- слабый, неэффективный и разобщённый
организационный и процессуальный
контроль со стороны начальников следственных
подразделений и надзор со стороны прокурора.
Необходимо изменить ту обстановку, которая
сложилась в настоящее время, устранить
несовершенство ведомственного процессуального
контроля за деятельностью следователя,
повысить роль прокурорского надзора
в стадии предварительного расследования,
ориентировать эти формы контроля на предупредительный
характер их осуществления. Конструируя
взаимоотношения следователя, начальника
следственного подразделения и прокурора,
следует исходить из общности решаемых
ими процессуальных задач. На данном этапе
организационного построения системы
предварительного следствия, независимо
от ведомственной принадлежности следователя,
его отношения со своим начальником - прокурором
либо начальником следственного отдела
- должны носить только процессуальный
характер, в чётком и строгом соответствии
с нормами УПК России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
- Конституция
Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005)
// РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42,
ст. 4212.
- Уголовно-процессуальный
Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001
№ 174-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 24.12.2001,
№ 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.),
ст. 3452.
- Уголовный
Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996
№ 63-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 17.06.1996,
№ 25, ст. 2954, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст.
3452.
- Федеральный
закон «О Прокуратуре Российской Федерации»
от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 04.11.2005) // ВСНД РФ
и ВС РФ от 20.02.1992, № 8, ст. 366, СЗ РФ от 07.11.2005,
№ 45, ст. 4586.
- Закон РФ
«О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 27.07.2006)
// ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ
РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.
- Федеральный
закон «О Федеральной службе безопасности»
от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от
10.04.1995, № 15, ст. 1269, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1
ч.), ст. 3452.
- Приказ МВД
РФ «Об утверждении Инструкции по организации
взаимодействия подразделений и служб
органов внутренних дел в расследовании
и раскрытии преступлений» от 20.06.1996 №
334 (ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего
законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть
III, М., 1996.
- Об организации
прокурорского надзора за соблюдением
конституционных прав граждан в уголовном
судопроизводстве: Приказ Генеральной
Прокуратуры РФ от 27. 11. 2007 № 189// Законность
– 1. 12 .2007- № 14.
- О мерах организации
процессуального контроля: Приказ Следственного
комитета РФ от 7.09.2007 № 5// Законность –
10.09.2007, № 11.
- Приказ Генпрокуратуры
РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ
N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N
353, ФСКН РФ N 399 от 29.12.2005 "О едином учете
преступлений" РФ 30.12.2005 N 7339)/ РГ – 18
янв 2007 - № 1
- Приказ МВД России от
26 марта 2008 года № 280 дсп «Об организации
взаимодействия подразделений органов
внутренних дел Российской Федерации
при раскрытии и расследовании преступлений»
- Приказ МВД
РФ «Об утверждении Инструкции по организации
взаимодействия подразделений и служб
органов внутренних дел в расследовании
и раскрытии преступлений» от 20.06.1996 №
334 (ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего
законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть
III. – М., 1996.
Специальная
литература
- Гуев А. Н.
Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному
кодексу Российской Федерации. – М.: Юридическая
фирма «Контракт»: Издательский Дом ИНФРА-М,
2003.
- Уголовный
процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. А.
В. Гриненко. – М.: Норма, 2004.
- Вопросы расследования
преступлений. Справочное пособие под
ред. Кожевникова И.Н., /И.Н. Кжевникова//
Изд. 2. – М.: «Спарк». – 1997. 269с.
- Гаврилов
Б.Я. О процессуальной самостоятельности
следователя: история, реальное состояние,
перспективы развития/Б.Я.Гаврилов // Право
и политика. –2001. –№ 2. 85 с.
- Горяинов
К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный
закон «Об оперативно-розыскной деятельности»./
Отв. ред. К.К.Горяинов, Ю.Ф.Кваша , К.В. Дармаева
В.Д. О процессуальной самостоятельности
следователя/В.Д. Дармаева // Следователь.
– 2002. –№ 10. 81 с.
- Сурков. Комментарий
– М.: Новый юрист. – 1997. 212 с.
- Петрухин
И. Л. Прокурорский надзор и судебный контроль
за следствием //И.Л. Петриухин – М., Российская
юстиция. – 1998. – № 9. 54 с.
- Фатальникова
Н.Ф. Профессиональная этика сотрудника
МВД./Н.Ф.Фатальникова – Краснодар, Бизнесинвест
2008. 113 с.
- Хомич В.К.
Предварительная проверка материалов,
послуживших поводом к возбуждению уголовного
дела./В.К. Хомич // Законность. – № 12. –
1995. 116 с.
- Хрестоматия
по истории государства и права России.
/Под ред. И.С. Исаева. – М., 1999. 778 с.
- Чепурнова
Н.М. Судебный контроль в Российской Федерации:
проблемы методологии, теории и государственно-правовой
практики./Н.М. Чепурнова – Ростов-на-Дону,
Юникс 1999. 114 с.
- Шимановский
В.В. К вопросу о процессуальной функции
следователя в советском уголовном процессе.
/В.В. Шишмановский// Правоведение. – 2005.
– № 2. 64 с.
- Юридический
словарь. /Под общ. ред. Безлепкина. – М.
2002. 703с.
- Уледов А.К.
Структура общественного сознания. –
М., 1968.
- Фролов Е.А.,
Питецкий В.В. Гарантии законности и оценочные
понятия в уголовном праве // Сов. гос-во
и право. – 1979. -№ 6.
- Хрестоматия
по всеобщей истории государства и права
/ Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой.
– М., 1996. – Т. 1.
- Чувилев
А. Освобождение от уголовной ответственности
в связи с деятельным раскаянием // Уголовное
право. – 1998. – № 2.
- Шадрин B.C.
Обеспечение прав личности при расследовании
преступлений: Автореф. дис... д-ра юрид.
наук. – М., 1997.
- Шадрин B.C.
Обеспечение прав личности при расследовании
преступлений: Монография. – 2-е изд. –
Волгоград, 1999.